ПРАВОСЛАВИЕ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ORTHODOXY IN THE SYSTEM OF NATIONAL SECURITY STRATEGY OF THE RUSSIAN FEDERATION


УДК 322

 

ФИЛИППОВ Александр Викторович
кандидат исторических наук, доцент

 

 

FILIPPOV Alexander Viktorovich
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

 

Аннотация. В статье раскрываются возможности приобщения молодых воинов к православным духовно-нравственным ценностям средствами физической и исторической наук для достижения у них осознанных убеждений, понимания смысла своей жизни и значения Православия для обеспечения национальной безопасности Отечества.   Abstract. The article reveals the possibilities of introducing young soldiers to the Orthodox spiritual and moral values by means of physical and historical sciences to achieve their conscious beliefs and understanding of the meaning of their lives and the importance of Orthodoxy to ensure the national security of the Fatherland.

Ключевые слова: информационно-психологическая война, культура массового потребления, Стратегия национальной безопасности, духовно-нравственные ценности, приоритет духовного над материальным, рационализм, Реформация, Православие.

  Keywords: information and psychological warfare, culture of mass consumption, National Security Strategy, spiritual and moral values, the priority of the spiritual over the material, rationalism, Reformation, Orthodoxy.

 

 

 

Характерной чертой современной эпохи является стратегическая нестабильность, обусловленная стремлением США реализовать далеко идущие планы ослабления Россия и установления своего доминирования в мире.


На рубеже XX-XXI вв. борьба США против России за политическое влияние и ресурсы трансформировалась в форму гибридной войны, при ведении которой нападающая сторона не прибегает к открытому военному вторжению, а воздействует на противника скрытыми операциями, диверсиями, террористическими актами, кибератаками, поддержкой подрывных террористических группировок, действующих на территории противника. Важнейшей составной частью гибридной войны, направленной на ослабление и разрушение России, является информационно-психологическая война, цель которой – фальсификация российской истории, разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей и культуры нашего народа. Для достижения своих целей США и западноевропейские страны, следующие в русле американской политики, осуществляют экспансию худших образцов культуры массового потребления, пытаясь насадить в сознании нашего народа свой образ жизни, идеалами которого являются безмерное стяжательство, индивидуализм, эгоизм, культ насилия, вседозволенности и другие человеческие пороки, ведущие к расчеловечиванию человека, деградации общества и государства.


В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента 31 декабря 2015 г. формулируется решение задач обеспечения национальной безопасности нашего Отечества в сфере культуры. Одной из первостепенных задач является сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, без которых невозможно развитие культурного пространства страны, само существование нашего Отечества. Стратегия определяет приоритет духовного над материальным. [5].


Данный положение имеет базовое методологическое значение, ориентирующее любого человека, признающего такой порядок вещей в его мировосприятии и мировоззрении идти по пути высоких норм морали, нравственности, духовного совершенствования, лежащими в основе православной культуры и российской цивилизации. Экономические отношения и вся материальная жизнь общества в данной системе должны уйти на второй план и носить подчинённый характер.


Очень важно в учебной и воспитательной работе с курсантами и слушателями военных вузов добиться понимания всей глубины и значимости культурных традиций нашего народа, истоки которых в Православии, как оборонного фактора в сохранении нашего Отечества.


Решение задачи понимания существования нематериальных субстанций в жизни человека и общества нуждается в глубокой аргументации, поскольку они имеют абстрактный характер, сложны для понимания и требуют преодоления традиционно устойчивых, широко распространённых стереотипов материалистического мышления. Преодоление атеистического, экономикоцентрического мировоззрения возможно средствами науки, и в частности, физики, достижениями её развития.


К великим, революционным научным открытиям второй половины XIX в. должно быть отнесено экспериментальное обнаружение физиком Дж.Дж. Томпсоном элементарной частицы электрона. Появилась гипотеза, допускавшая отсутствие материальности у электрона в смысле классической ньютоновской механики. Некоторые учёные стали заявлять, что «материя исчезла». Ситуацию, сложившуюся в физической науке на рубеже XIX-XX вв., Пуанкаре назвал «кризисом физики» [3, С. 191-192]. Стал очевидным тот факт, что к концу XIX в. предметоцентрические установки классической, ньютоновской физики уже исчерпали себя. Возникла необходимость коррекции методологии естественнонаучного познания, и следовало признать существование субстанций нематериального характера.


Большое значение для понимания природы человека и его тесной связи с окружающим миром представляет открытие корпускулярно-волнового строения света. Это открытие означало, что свет обладает свойствами непрерывных электромагнитных волн и свойствами дискретных фотонов. Французский физик Л. де Бройль (1892-1987) в 1923 г. высказал идею, что корпускулярно-волновой дуализм имеет универсальную природу, т.е. присущ всем частицам вещества. В 1924 г. он выступил с гипотезой, в соответствии с которой корпускулярно-волновой дуализм присущ всем видам материй, что находит своё отражение в законе гегелевской диалектики о всеобщей связи явлений и заставляет нас с новых позиций рассматривать природу человека, сущность которого также дуалистична. Другими словами, человек состоит из материальной оболочки и духовной, нематериальной субстанции, именуемой душой. Душа является носителем духа. Дух имеет волновую структуру, он предстаёт как невидимая в пространстве соборность. В соответствии с православным мировоззрением Дух защищает жизнь, одухотворяет телесную деятельность. Дух сам себя создаёт посредством духовной работы, которая может продолжаться до конца жизни.


Материя, напротив, имеет корпускулярную структуру, и поэтому воцарение материалистической фазы в культуре находит отражение в этике индивидуализма и морали успеха [6, С. 89.].


В эпоху Просвещения в Европе начался процесс бурного развития научной и общественной мысли. Рационализм и свободомыслие составляли основу интеллектуального движения.


Под воздействием идей Просвещения понятие «рациональное» практически было отождествлено с понятием «научное». Поэтому все виды знания, отличающиеся от научных, квалифицировались как иррациональные и отбрасывались. При таком подходе иррациональной становилась духовная жизнь общества, как не имеющая практической пользы. Христианство стало рассматриваться в качестве первоисточника ошибок и суеверий. Наука стала вытеснять религию в качестве интеллектуального авторитета. Вера и разум были разведены в разные стороны. Всё это неизбежно ведёт к дегуманизации общества и огрублению человеческих нравов. Профессор А.С. Панарин определил значение эпохи Просвещения в духовной жизни европейского общества как уход от христианской веры к языческому натурализму, доверяющему бездуховным сущностям больше, чем человеческим духовным качествам [6, С. 15].


Следовательно, здоровое, благополучное общество должно определяться в первую очередь состоянием духовной жизни, культуры, а не успехами науки и развитием технологий.


Как известно, достижения в науке и технике первоначально используются в военной сфере. Растущий уровень совершенных средств массового уничтожения не может контролироваться людьми со сниженным уровнем нравственности, а тем более попасть в руки террористов, ибо это может привести к катастрофическим последствиям.


Экономикоцентричные цивилизации достигли больших успехов в материальном обустройстве жизни человека, его комфорте, благодаря достижениям науки и техники, опирающимся на систему СИ. Международная система констант СИ существует для обеспечения единства измерений в различных отраслях науки и техники. Основные единицы измерения в системе СИ – это килограмм, секунда, метр, ампер и т.п. Соблюдение констант делает возможным обеспечение научно-технического прогресса в индустриально развитых странах. Христианские духовные ценности следует рассматривать как своеобразные константы, обеспечивающие обустройство, оздоровление и поддержание духовной жизни человека и общества. Православные духовные ценности (константы – А.Ф.) являются своеобразными камертонами, которые «настраивают» великий оркестр жизни общества и не дают ему сбиваться и «фальшивить», исполняя «симфонию» гармоничного развития на пути движения к Богу.


Западное общество стало постепенно отходить от христианских ценностей, и окончательное разделение православной и католической церквей произошло в 1054 г.


Период Реформации в Европе XVI в. способствовал приспособлению католической церкви к буржуазным взглядам и отношениям, что нашло выражение в протестантском кальвинизме, считавшим одним из путей спасения успех в делах. Академик И.Р. Шафаревич считает, что итогом западноевропейской Реформации явилось образование духовного уклада, в котором «в области морали приобретённое богатство означало признак «избранности», принадлежности к «святым»... бедность считалась признаком отверженности, грехом» [7].


Реформация не затронула Московское государство, и русское Православие оказалось незыблемым, и, несмотря на сложные и трудные периоды в жизни русской Церкви, удалось сохранить в глубинах народной памяти огромный потенциал христианской веры.


В XX в. западная цивилизация вошла в стадию заката и неизбежной гибели, на что указал ещё в 1918 г. О. Шпенглер в своей фундаментальной работе «Закат Европы». В начале XXI в. процессы разложения западноевропейского общества приобрели ярко выраженный характер: начался распад традиционной семьи, легализация ЛГБТ, эвтаназия, ювенальная юстиция и т.п., как результат агрессивной дехристианизации.


Западное общество не желает предпринимать усилия, духовно возвышающие человека, предпочитая идти простым и легким путём в русле массовой культуры, которая строится на основе инстинкта. А это – движение вниз. Об этом сказано в Евангелии от Матфея (7: 13-14): «Входите тесными вратами…» поскольку путь спасения – это узкий путь, путь евангельских истин и в каком-то смысле этот путь всегда связан с подвигом. Но если этого пути не будет, то человечество действительно скатится в пропасть.


По мнению профессора А.С. Панарина качество исторического процесса зависит от человеческих качеств его творцов, и не следует рассчитывать, что поступательное развитие общества будет обеспечиваться технической, экономической и прочими закономерностями, якобы снимающими вопрос о наших моральных качествах и нашей ответственности [6, С. 14]. Цивилизации ослабевали, рушились тогда, когда прошлое переставало воодушевлять потомков: происходила духовная «порча», и нарушение религиозных традиций не тревожило совесть. Тогда и земля (Отечество – А.Ф.), на которой жили люди, одержимые коньюнктурно-сиюминутными заботами, теряла свою сакральность, воспринималась как площадь, территория, а Народ превращался в население, толпу, и всё это становилось предметом торга.


История знает немало примеров гибели величайших цивилизаций прошедших веков, связанных с падением моральных устоев.


В V в. Западная Римская империя переживала глубокий кризис. Многочисленные варварские племена захватывали территорию империи, ускоряя её крушение. Античный автор, христианский пресвитер Сальвиан Массильский наиболее ярко описал причины гибели империи. Сальвиан указывает на грехопадение служителей церкви, погрязших в корыстолюбии, стяжательстве и «обмирщении». Чиновников управленческого аппарата обвиняет в равнодушии, мздоимстве, некомпетентности, делающей жизнь населения невыносимой, доводя их до отчаяния. Нашествие варваров и народные восстания, потрясавшие империю, Сальвиан связывал с утратой патриотизма и добродетели, бездарной и жестокой внутренней политикой государства, толкавшей население на выступления, и главное – нарушение христианами божественного миропорядка и забвение Бога. Все это заслуживало божественного наказания [2, С. 175-179].


После падения Западной Римской империи в 476 г. центром мировой цивилизации стала Византия – Восточная Римская империя, пережившая взлёты и падения в своём развитии, на протяжении более тысячи лет сохраняя античное, в первую очередь, греческое культурное наследие, и пав только в 1453 г. под ударами турок-османов.


Империя была главным оплотом христианства, создала собственную православную мировую систему. В X в. в её состав вошла и Русь.


Византийская империя была многонациональным государством. На её территории проживали греки, иллирийцы, фракийцы, армяне, грузины, арабы, евреи и другие народы. Стабильность в империи обеспечивалась сильным государственным аппаратом. Византия находилась во враждебном окружении соседних народов и государств. Папа Римский планировал захват Византии с целью ликвидации самостоятельности греческой православной церкви и подчинения её Риму. В 1204 г. в результате нашествия крестоносцев при поддержке папы Римского был разграблен Константинополь, и бесчисленные богатства Византийской империи потекли в Венецию, что способствовало расцвету ростовщичества в Италии. В огне пожаров погибли хранилища древних рукописей, ценнейшие произведения искусства. Удар, нанесённый крестоносцами, подорвал силы Византии. Империя не смогла восстановить былое могущество.


Для исторических судеб нашего Отечества опыт Византии ценен и интересен. Русь унаследовала духовные и культурные сокровища Византии и роль мирового центра Православия.


Архимандрит Тихон (Шевкунов), епископ Русской Православной церкви, председатель Патриаршего совета по культуре, подробно разбирая особенности светской и духовной жизни Византии, приходит к выводу, что империя погибла потому, что изменила Православию и своим традициям. Об этом свидетельствует Ферраро-Флорентийская уния 1439 г., которая ставила в зависимое, подчинённое положение Константинополь и Православную церковь от католического Рима в обмен на его поддержку перед лицом грозящей опасности турецкого завоевания. Все православные страны, в том числе и Московское государство, осудили акт предательства Православной веры. Помощи от Запада так и не последовало.


Унаследованное у Византии Православие формулировало смыслы бытия русского народа, который создал великое Русское государство и освоил огромные пространства Евразии. Многовековая история русского народа и других этносов России находится в неразрывном единстве и выражает духовную силу и стойкость православной цивилизации. В России всегда на первый план ставились духовные ценности, что является одной из особенностей русской ментальности, а стойкое терпение и способность переносить страдания, как духовные, так и физические, всегда считались добродетелями нашего народа. Человек, прошедший катарсис, то есть перенесший много страданий, достигал духовной зрелости и очищения души, считался более мудрым и отзывчивым. Эти духовные качества до сих пор ценятся многими выше удачливости, образованности и богатства.


Православная вера спасала Отечество и русский народ в дни тяжёлых испытаний, вселяла в полководцев и простых воинов уверенность в победе перед сражениями. Каждый воин шёл на врага с готовностью умереть за Веру и Отечество, не боясь смерти, ведь «у Бога мёртвых нет» (согласно Библии, Христос своим воскресением из мёртвых попрал смерть – А.Ф.).


Так, князь Дмитрий Иванович перед битвой своего воинства с ордами Мамая на Куликовом поле посетил Троице-Сергиев монастырь и получил благословение у преподобного Сергия Радонежского, который предсказал ему победу над ордынцами. Получив духовную поддержку, полки князя Дмитрия Ивановича разгромили орды Мамая [4, С. 156-167].


В годы Смутного времени, когда Московское царство находилось на краю гибели, именно патриарх Гермоген, пользовавшийся большим авторитетом у простых людей, а не бояре, предавшие интересы России из-за стремления сохранить своё богатство и влияние, выступил против польских захватчиков с призывом к русскому народу выступить на защиту Отечества. В октябре 1612 г. ополчение во главе с К. Мининым и Д. Пожарским изгнали из Москвы польских интервентов. Московское государство выстояло в очередной раз.


В годы Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь стала силой, сплотившей весь народ. Глава РПЦ Местоблюститель митрополит Сергий уже 23 июня 1941 г. выступил с обращением, в котором благословил всех православных на защиту Отечества.


Руководители страны во главе с И.В. Сталиным пересмотрели свою религиозную политику, ослабили нажим на церковь и перешли к консолидации верующих и атеистов во всенародной борьбе с общим врагом Отечества.


Советские люди откликнулись на призыв Церкви. В действующую армию многие ушли воевать добровольцами, оказавшиеся за линией фронта партизанили, самоотверженно работали в тылу для нужд фронта. Духовная опора нашего народа на ещё не до конца вытравленную атеистами из его сознания православную традицию позволила не только выстоять, но и победить сильного врага, который фактически представлял собой коалицию европейских фашистских и профашистских государств во главе с Германией.


Президент России Владимир Путин в ходе выступления на торжествах по случаю 1030-летия Крещения Руси отметил выдающуюся роль принятия Православия князем киевским Владимиром в становлении и развитии российской государственности, духовного рождения наших предков, определения их идентичности, самосознания, расцвета национальной культуры и образования.


Президент указал, что, благодаря Православию, народы, которые приняли христианские истины как свои, смогли достичь небывалых высот в разных областях культуры, науки и хозяйственной деятельности [1].


При организации и проведении образовательной и воспитательной деятельности курсантов и слушателей преподаватель, опираясь на православное видение исторического процесса, передаёт смысл информационно-психологической войны как «тихой» войны без границ, помогает осознать, что это битва за Человека, его сознание, национальную культуру, язык, историю, Отечество и Веру. Эта война ведётся в СМИ, сети Интернет, на радио, телевидении, в кино, печатных изданиях, музыке, моде и других сферах, уже идёт давно, и нам не следует проявлять благодушие и беспечность. Для нас Православие – это последний рубеж, тот невидимый духовный Сталинград, за которым для нас Земли нет и нам нельзя отступать ни шагу назад.


Необходимо изживать берущую начало с петровских времён, а затем и под влиянием «норманской теории» немецких историков-славянофобов Байера, Миллера и Шлёцера, сочинявших российскую историю в XVIII в., традицию преклонения перед западноевропейскими странами, которые для некоторой части молодёжи олицетворяют все лучшее и передовое во всех сферах жизни. Бездумное эпигонство, неуважительное отношение к родному языку ведёт к утрате человеческого достоинства, принижает нас как народ, обрекает на вторые роли и ставит в зависимость от «успешных» западноевропейских стран. Данный исторический пример свидетельствует, что католический Запад уже давно ведёт борьбу против РПЦ и России, стремясь через фальсификацию исторической науки внести в сознание россиян чувство неполноценности, ущербности и превосходства германских народов. Показателен пример Украины, где западным странам удалось реализовать свои планы, изменив сознание большей части населения, извратив его историю, поощряя националистические, профашистские организации, подвергнув гонениям Украинскую Православную церковь Московского патриархата. Бывшая братская республика превратилась во враждебное русофобское государство и плацдарм для агрессии против России, а её территории начинают раскупать олигархи и западные транснациональные корпорации. Всем нам следует учиться на уроках истории и делать научно обоснованные выводы. В то же время следует осознать, что немало здравомыслящих людей в западных странах с надеждой смотрят на Россию как на последний бастион, уже спасавший Европу от фашизма 75 лет назад.


Строительство Всеармейского Храма в парке «Патриот» в Подмосковье является ещё одним подтверждением приверженности руководства Российской Федерации и её Вооружённых Сил православным традициям нашего народа и российского воинства, помогает осознать величие и духовную значимость России для всего мира, её спасительную миссию в борьбе Добра со злом, что далеко выходит за рамки обеспечения национальной безопасности нашего Отечества.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Выступление Президента В. Путина на торжествах по случаю 1030-летия крещения Руси 28 июля 2018 года. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/58123 (дата обращения: 11.10.2019).
2. Зобнина А.А. Отражение проблем падения Западной Римской империи в творчестве Сальвиана Массильского: дис. … канд. ист. наук. М.: 2004. 194 с.
3. Пуанкаре А. О науке. Гл. XIV. М, 1990. 736 с.
4. Сказание о Мамаевом побоище // Краткая литературная энциклопедия. Т.6. М., 1971. 210 с.
5. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №683. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=home#doc/LAW/191669/l00 014,0/0 (дата обращения: 11.10.2019).
6. Философия истории: учеб. пособие / Под ред. проф. А.С. Панарина. М.: Гардарики, 1999. 432 с.
7. Шафаревич И.Р. Загадка русского духа. [Электронный ресурс]. URL: http://www.russdom.ru/oldsayte/2004/200412i/20041220.html (дата обращения: 11.10.2019).

 

REFERENCES:

 

1. Speech by President Vladimir Putin at the celebrations on the occasion of the 1030th anniversary of the baptism of Russia on July 28, 2018. [Electronic resource]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/58123 (Access date: 11.10.2019).
2. Zobnina A.A. Reflection of the problems of the fall of the Western Roman Empire in the work of Salvian Massilsky: dis. … cand. ist. nauk. M., 2004. 194 p.
3. Poincare A. About science. Chapter XIV. M, 1990. 736 p.
4. The legend of Mamaev massacre // Brief literary encyclopedia. Vol. 6. M., 1971. 210 p.
5. The decree of the President of the Russian Federation from December 31, 2015 No. 683. "On the national security Strategy of the Russian Federation". [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=home#doc/LAW/191669/l 00 014,0/0 (Access date: 11.10.2019).
6. Philosophy of History: tutorial / Ed. by prof. A.S. Panarin. M.: Gardariki, 1999. 432 p.
7. Shafarevich I.R. The Riddle of the Russian spirit. [Electronic resource]. URL: http://www.russdom.ru/oldsayte/2004/200412i/20041220.html. (Access date: 11.10.2019).

 

 

Филиппов Александр Викторович
старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков
350090, г. Краснодар, ул. Дзержинского, д. 135/1
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Filippov Alexander Viktorovich
Senior lecturer at the Department of Humanitarian and Social-economic disciplines
Krasnodar higher military aviation school of pilots
Ul. Dzerzhinskogo, d.135/1, Krasnodar, Russia, 350090



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ