ВЛИЯНИЕ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА США НА ИХ ЭКОНОМИКУ


INFLUENCE OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE USA ON ITS ECONOMY


УДК 004.051

 

БАШАШКИНА Галина Юрьевна
кандидат экономических наук, доцент
СОСУНОВ Алексей Павлович

 

 

BASHASHKINA Galina Yurievna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
SOSUNOV Aleksey Pavlovich

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению уровня развития ВПК США на сегодняшний день и анализу его влияния на будущее экономики Соединенных Штатов.   Abstract. The article is devoted to the consideration of the contemporary development level of the USA military-industrial complex and to the analysis of its influence on the future of the United States economy.

Ключевые слова: военно-промышленный комплекс, экономика, военные расходы.

  Keywords: military-industrial complex, economy, military expenditures.

 

 

 

Постановка вопроса о взаимосвязи экономической и военной безопасности ставит задачу исследования ряда общих методологических и теоретических проблем США, от решения которых зависит не только выяснение сущности такой взаимосвязи, но и определение ее места в системе национальной безопасности России.


Впервые термин военно-промышленный комплекс был употреблен президентом США Дуайтом Эйзенхауэром в 1961 году. ВПК США представляет собой альянс монополистического ядра военной промышленности США с верхушкой государственного аппарата [1].


Это говорит о том, что ВПК и государство неразрывно связаны. И сегодня, когда у государства наблюдается недостаток денежных средств на содержание собственной армии, единственной возможностью дальнейшего развития ВПК являются заказы других государств.


Анализ прогресса американской военной промышленности показывает, что она вступает в тот период развития, который российская «оборонка» пережила в 90-е годы прошлого столетия.


Невзирая на сильно повышенный военный бюджет США (который в реальности не такой уж и огромный), с учетом невероятно большой стоимости американского оружия Пентагону становится все накладнее обновлять свои военные запасы. Минобороны США уже десятки лет не обновляло свое вооружение по ряду направлений. До сих пор основу боевой мощи сухопутных войск по-прежнему составляют танки «Абрамс» и БМП «Брэдли», разработанные еще пятьдесят лет назад [5].


Недостаток необходимых внутренних тендеров на поставку вооружений заставляет американских оборонщиков следовать тем же путем, который российский оборонно-промышленный комплекс преодолел в конце прошлого века. А именно делается все большая ставка на экспорт собственного вооружения.


К примеру, Минобороны США не обладает должным финансированием для массовой поставки в ВВС новейшего истребителя F-35. Но средства на его создание израсходованы грандиозные – сотни миллиардов долларов. Теперь эти деньги придется просто списать, но тогда велика вероятность массового скандала. И США идут на беспрецедентный шаг – практически вынуждают своих ближайших сторонников, от Израиля до Австралии, ставить на вооружение новейшие самолеты, которых и у самих-то американцев не так много. Пентагон всегда сохранял новейшее вооружение для себя, а союзникам продавали системы прошлого поколения. Это подтверждает именно то, что военно-стратегические резоны отходят на второй план в отличие от причин финансово-экономических.


В настоящее время правительство США и корпорации, производящие оружие, активно экспортируют истребители предыдущего поколения F-15, F-16 и F-18. ВВС США не спешат закупать их дополнительно вместо новейшего F-35 [2].


Однако промышленный конвейер не может долго простаивать, его нужно загрузить контрактами. Президент Д. Трамп после своего избрания едет в свое первое зарубежное турне в самое богатое государство Ближнего Востока, Саудовскую Аравию, где осуществляет огромную оружейную сделку на общую сумму свыше 400 млрд долларов. Если проанализировать номенклатуру поставок, можно сделать вывод, что она близка к вооружению, входящему в перечень критических позиций (!) американской оборонки. Руководители Саудовской Аравии, почувствовав определенное доверие со стороны США, сразу же решили воспользоваться им для ликвидации традиционных региональных проблем и объявили всестороннюю блокаду соседнему Катару.


Но случилось непредвиденное для саудовских шейхов событие. Пентагон объявил о подписании договора с Катаром о доставке крупной партии авиационной военной техники на сумму 12 млрд долларов. Речь шла о 36 тяжелых истребителях F-15 новейшей модификации с возможностью удвоения количества поставляемой техники [2].


Итак, американская геополитика в этой ситуации элементарная, и её главная цель ориентируется не столько на устройство каких-нибудь сложных внешнеполитических стратегий, сколько к простому подчинению интересов ВПК США, которому это просто жизненно необходимо.


Аналогичная ситуация состоит с линией вооружения сухопутных войск. Минобороны США все меньше средств выделяет на закупку новейших образцов техники. Дошло до того, что два года назад Конгресс США попросту приказал военным закупить лишнюю партию боевых систем «Абрамс», в противном случае единственная линия по их производству в городе Лайма (штат Огайо) закрылась бы в связи с отсутствием контрактов и финансирования.


Но на одних приказах весь военно-промышленный комплекс поддерживать не удастся. Потому-то положение здесь такое же, как и в авиации – «Абрамсы» настойчиво навязывают всем потенциальным покупателям за границей. Примером этого является сделка с королем Марокко, которому продали разом 222 машины этого вида. И не имеет значения, что танки эти были сняты с вооружения американской армии. В любом случае их модернизацией будет заниматься вышеупомянутый танковый концерн, который, благодаря этому, получит финансирование еще на несколько лет. А на подходе уже похожий договор с Египтом – по снабжению сотнями танков «Абрамс», гарантирующий загрузку производственных мощностей танкостроителей даже после 20-х годов.


Осталась только одна область вооружения, где США затрудняется навязать свою продукцию иностранцам – это военно-морские силы. Исторически устоявшаяся страсть американцев к большим кораблям, необходимость которых в случае с другими странами сразу теряется, делает практически нереальной массовую продажу атомных эсминцев, многоцелевых десантных кораблей и ракетных крейсеров за границу. В том числе эсминец Zumwalt, который стоит больше 7 миллиардов долларов и к экспорту, прямо говоря, непригоден. Поэтому Америке необходимо тянуть это бремя самой. А справляться с этой задачей ей с каждым годом все труднее. И несмотря на долю военных расходов в бюджете страны, США уже не может себе позволить авианосцы по 17 миллиардов долларов за единицу [4].


Основываясь на всем вышесказанном, можно сделать вывод, что именно ВМС первые пострадают от кризисных тенденций в американском ВПК. В Вашингтоне тоже понимают, что ситуация патовая, и пытаются как можно быстрее найти решение. В том числе в условиях той же саудовской мегасделки рассматриваются варианты постройки для Эр-Рияда партии прибрежных боевых судов, предназначенных для охраны береговой линии. Примечательно, что в самих США недавно было принято решение о значительном сокращении заказа на изготовление таких боевых единиц.


Смысл данного введения заключается в том, чтобы за счет иных государств обеспечить развитие отечественных производителей оружия. Но даже такие состоятельные страны, как Саудовская Аравия и Катар, не имеют возможность обеспечить потребность в заказах для американского ВПК, которого увеличивающийся дефицит контрактов внутри страны вынуждает искать клиентов за границей.


Российская ОПК успешно прошла этот этап. Сумеет ли повторить это достижение американская военная индустрия? Не факт. России для того, чтобы выбраться из кризиса 90-х годов, необходимо было изменить некоторые установки своей внутренней политики и перенаправить кое-какие финансовые потоки. Сегодня Соединённым Штатам Америки, обремененным десятками лет жизни в «кредит», умножением значительных долгов и массовым выводом в Восточное полушарие средств производства, совершить это будет гораздо труднее, если вообще возможно [3].


В любом случае риск угасания оборонного потенциала Соединенных Штатов Америки представляется вполне реальным. А за этим, как следствие, может начаться стагнация (и даже упадок) американской экономики.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Военно-промышленный комплекс США. [Электронный ресурс]. https://ru.wikipedia.org/wiki
2. Откуда у «Боинга» крылья. [Электронный ресурс] https://rg.ru/2016/11/16/kak-ustroen-voenno-promyshlennyj-kompleks-ssha.html
3. Эксперт: Военно-промышленный комплекс США вступает в кризис. [Электронный ресурс] https://regnum.ru/news/2288773.html
4. DoD Budget Request. [Электронный ресурс] https://comptroller.defense.gov/Budget-Materials/
5. National security strategy of the United States of America. [Электронный ресурс] https://www.whitehouse.gov

 

REFERENCES:

 

1. The military-industrial complex of the United States. [Electronic resource] https://ru.wikipedia.org/wiki
2. From where the Boeing has wings. [Electronic resource] https://rg.ru/2016/11/16/kak-ustroen-voenno-promyshlennyj-kompleks-ssha.html
3. Expert: The US military-industrial complex is entering a crisis. [Electronic resource] https://regnum.ru/news/2288773.html
4. DoD Budget Request. [Electronic resource] https://comptroller.defense.gov/Budget-Materials/
5. National Security Strategy of the United States of America. [Electronic resource] https://www.whitehouse.gov

 

 

Башашкина Галина Юрьевна
кандидат экономических наук, доцент
доцент кафедры финансов и управления банковской деятельностью в ВС
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Bashashkina Galina Yurievna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Associate Professor at the Department of Finance and Banking in the Armed Forces
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Сосунов Алексей Павлович
курсант финансово-экономического факультета
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Sosunov Aleksey Pavlovich
Cadet of the Financial and Economic Faculty
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ