ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ИНТЕРЕСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА


ECONOMIC ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE STRATEGIC MISSILE FORCES TO ENSURE THE SECURITY OF THE STATE


УДК 338.245

 

ЮМАТОВ Максим Сергеевич

 

 

YUMATOV Maxim Sergeevich

 

Аннотация. В статье анализируются экономические аспекты развития Ракетных войск стратегического назначения в интересах обеспечения безопасности государства. Автор акцентирует внимание на развитии одного из компонентов стратегических ядерных сил как фактора, способствующего созданию условий для динамического экономического развития РФ. Обозначены некоторые задачи, подлежащие решению при обосновании характеристик систем вооружения по критерию «эффективность-стоимость». Кроме того, выявлена существующая парадигма развития вооружения с учетом финансовых средств, выделяемых на национальную безопасность.   Abstract. The article analyzes the economic aspects of the development of Strategic Missile Forces in the interests of state security. The author focuses on the development of one of the components of the strategic nuclear forces as the basis of contributing to the creation of optimal conditions for dynamic economic development of the Russian Federation. Some tasks to be solved in the justification of the characteristics of weapons systems on the criterion of "efficiency - cost" are indicated. In addition, the existing paradigm of development of armaments is identified, taking into account the funds allocated to national defense, national security and law enforcement.

Ключевые слова: национальная безопасность, стратегические ядерные силы, военно-экономическое обеспечение, критическая военная мощь, военно-экономическая политика, «эффективность-стоимость», парадигма.

  Keywords: national security, strategic nuclear forces, military-economic support, critical military power, military-economic policy, "efficiency-cost", paradigm.

 

 

 

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией РФ и законодательством РФ: прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности [8].


Обеспечение национальной безопасности реализуется органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества, политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов [8].


Одной из особенностей экономического обеспечения национальной безопасности страны является возникновение потребностей в новых средствах вооруженной борьбы, многократное их увеличение в обычных и стратегических видах вооружения, а также других материальных средствах [6, 7].


Обеспечение военной безопасности государства требует сосредоточения усилий государства в области военно-экономического обеспечения и развития Вооруженных Сил РФ (ВС РФ).


Развитие ВС РФ, а также видов и родов войск происходит в процессе формирования полицентрической модели мировой политической системы. Главенствующую роль в этой системе стремятся захватить некоторые западные страны во главе с США. Под видом борьбы с терроризмом, дестабилизируя и до того «накаленную» обстановку в регионах по всему миру, искусственно провоцируя локальные конфликты, США стараются навязать свою политику глобального доминирования.


В своем выступлении 18 декабря 2017 года президент США Дональд Трамп представил новую Стратегию национальной безопасности США. Среди основных угроз в документе названы Китай и Россия, которые, по их мнению, «стремятся бросить вызов американскому влиянию, ценностям и богатству» [9].


Существующая модель экономического развития Российской Федерации, проведение независимой военно-экономической политики и повышение ее политического «веса» на международной арене не удовлетворяет интересам США, добивающимся приостановления установившегося роста ее экономики. В связи с этим США стремятся задействовать весь спектр экономических, политических и финансовых инструментов для создания неблагоприятных условий, негативно влияющих на восстановление российской экономики.


Одним из методов сдерживания США от подобного рода действий являются стратегические ядерные силы (СЯС) России, так как роль силового фактора в области международных отношений на современном этапе не снижается, а наоборот возрастает. Следовательно, обеспечение национальной безопасности прямо пропорционально развитию СЯС, способствующих созданию оптимальных условий для динамического экономического развития РФ.


Одним из компонентов СЯС, обеспечивающих сдерживание возможных угроз потенциального противника являются Ракетные войска стратегического назначения (РВСН).


РВСН – один из главных компонентов Стратегических ядерных сил, предназначенный для поражения в войне с возможным применением ядерного оружия совместно с другими компонентами СЯС важных объектов противника, крупных группировок его войск, а также уничтожения сил ядерного нападения противника, нарушение системы управления и дезорганизации тыла. Главной же задачей РВСН в мирное время является сдерживание потенциальных угроз противников РФ от возможного вмешательства во внутренние дела суверенного государства.


Сбалансированное и комплексное развитие РВСН сопровождается значительными затратами материальных, финансовых и людских ресурсов, что делает задачу обеспечения РВСН не только военной, но и экономической. Военно-экономическое обеспечение данного направления деятельности государства требует отвлечения ресурсов, использование которых возможно в интересах гражданского сектора экономики, поэтому необходимо добиться баланса между гражданским и военным сектором экономики, исключив ее чрезмерную милитаризацию.


Исходя из современных реалий, вследствие изменений в экономике, технике, информационных технологиях и геополитической обстановке, нарастают угрозы возникновения войн и локальных конфликтов. В современных условиях взаимосвязь войны и экономики приобретает все более сложный и многослойный характер [1].


Важнейшим промежуточным звеном превращения экономической мощи в военную является военная экономика, которая выступает связующим звеном между войной и экономикой.


Военная экономика тесно взаимосвязана с общественным производством и Вооруженными Силами, где собственно сосредоточено распределение, обмен и потребление готового военного продукта [3].


Готовый военный продукт для РВСН выражен в первую очередь в производстве современных высокотехнологичных ракетных комплексов (РК), которые способны защитить Россию от внешних угроз.


В Ежегодном Послании Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года Президент РФ акцентировал внимание на укреплении армии и флота в целом, и РВСН в частности. «В настоящее время Минобороны совместно с предприятиями ракетно-космической отрасли приступили к активной фазе испытаний нового ракетного комплекса с тяжелой межконтинентальной ракетой «Сармат»», - отметил Президент РФ [10].


При формировании перспективного облика РВСН по оснащению их современными ракетными комплексами необходимо учитывать влияние ряда факторов, которые условно можно разделить на четыре группы:

1. политические;

2. военно-политические;

3. военные;

4. экономические.


Первые три группы факторов объективно требуют поддержания боевой готовности РВСН, а также скорейшей разработки и принятия на вооружение ракетных комплексов с тактико-техническими характеристиками (ТТХ), которые будут соответствовать требованиям, предъявляемым к современной войне, а также в среднесрочной и долгосрочной перспективе.


Четвертая же группа факторов, включает в себя необходимость эффективного использования выделенных на поддержание боевой готовности РВСН ограниченных ресурсов.


Внедрение военно-экономического исследования в теорию и практику принятия решений военно-экономического обеспечения РВСН является не данью моде или общепринятому поведению западных стран – это объективная необходимость, обусловленная реальными условиями функционирования современного государственного механизма.


Анализ систем ракетного вооружения РВСН по критерию «эффективность-стоимость» имеет большое значение для обоснования ТТХ перспективных, модернизируемых и эксплуатируемых в настоящее время «в войсках» ракетных комплексов. При их разработке необходимо решить следующие задачи:


1. Установить соответствие комплексов ракетного вооружения боевым задачам и условиям их боевого применения.


2. Своевременно выявить принципиально новые (революционные) направления развития стратегического вооружения, способные обеспечить его качественное превосходство над существующим вооружением РВСН.


3. Использовать научно-технические достижения для своевременного обновления и модернизации РК РВСН, поддержания стратегического паритета с зарубежными государствами и коалициями зарубежных государств.


4. Уделить внимание сбалансированному развитию РК РВСН, предназначенных для различных условий боевого применения: для поражения площадных или точечных (высокозащищенных, заглубленных) объектов; для поражения объектов, защищенных или не защищенных системой ПРО и т.д.


5. Сформировать концепцию сбалансированного технического обеспечения РВСН.


6. Выявить соответствие задаваемых тактико-технических требований имеющимся ресурсам и возможностям промышленности [4].


В целях решения этих задач на практике, следует руководствоваться основными принципами, на которых строится методология обоснования перспективных образцов вооружения и военной техники:

- системность;

- сбалансированность;

- соответствие боевых возможностей задачам РВСН;

- стандартизация и унификация;

- соответствие экономических возможностей для реализации заданных ТТХ;

- поддержание мобилизационной готовности РВСН.


Обоснование создания образцов вооружения для обеспечения РВСН должно сочетать в себе исследования оперативно-тактического, технико-экономического и военно-экономического характера с возможностью повышения боевой эффективности вооружения.


При разработке и оснащении РВСН современными ракетными комплексами недопустимым является превышение критической военной мощи государства, что в последствии может ослабить его реальное могущество и кроме того, не даст дополнительного эффекта от ее наращивания. При фокусировке государства лишь на укреплении военной мощи вооруженных сил и снижении внимания к развитию других отраслей экономики может существенно снизиться экономический потенциал и экономическая мощь государства, на которой, собственно, и базируется военная мощь [2].


Значит, существующая на протяжении нескольких десятилетий парадигма военного превосходства утратила свою актуальность?


Конечно, парадигма осталась, но с развитием технологий, науки и техники она трансформировалась и приобрела иной смысл. Сегодня ставка делается на высокотехнологичный характер производимого вооружения и техники. Иными словами, РФ уделяет внимание развитию не количественных, а качественных характеристик ракетного вооружения, способных преодолевать любые средства противоракетной обороны (ПРО), размещенные по границам России со стороны стран НАТО.


В рамках трансформируемой парадигмы, существующее состояние и перспективы развития СЯС дают возможность РФ проводить независимую военно-экономическую политику, не опасаясь за угрозу национальной безопасности.


Безусловно, развитие средств вооруженной борьбы, выполняющих функцию сдерживания, невозможно без соответствующего финансирования, находящегося в прямой зависимости от расходов Федерального бюджета РФ.


Расходы федерального бюджета на трехлетний период 2018-2020 гг. сформированы с учетом политики минимизации дефицита бюджета. При этом по-прежнему одним из ключевых направлений расходов федерального бюджета в 2018-2020 гг. остается национальная оборона, а общая динамика расходов на удовлетворение военно-экономических потребностей сохраняется. Это подтверждает вывод о том, что государство намерено и дальше укреплять обороноспособность страны [5].

 

Наименования разделов

2017 год (оценка)*

2018 год

2019 год

2020 год

Закон № 415– ФЗ

Δ к закону, %

Закон № 415– ФЗ

Законопроект

Δ к закону, %

Законопроект

Δ к законопроекту на 2019 год, %

ВСЕГО

16 881 635,7

16 039 684,7

103,1

15 986 976,4

16 373 747,1

102,4

17 155 263,1

104,8

Национальная оборона

2 872 282,9

2 729 151,2

101,6

2 815 821,2

2 798 497,4

99,4

2 807 994,3

100,3

% к ВВП

3,1

3,0

 

2,8

2,7

 

2,5

 

Доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных)

17,0

17,0

 

17,6

17,1

 

16,8

 


Развитие Ракетных войск стратегического назначения при устойчивом финансировании должно быть направлено не на возобновление «гонки вооружений», ради количественного превосходства в средствах доставки боевых блоков, а в первую очередь на предотвращение возможных войн и агрессии против России и ее союзников.


Таким образом, при развитии одного из компонентов СЯС – Ракетных войск стратегического назначения, необходимо учитывать существующую парадигму, выраженную в качестве постулата военного превосходства в виде повышения качественных показателей ракетных комплексов.


Развитие РВСН и повышение качественных показателей вооружения с учетом утвержденных планов финансирования позволит Российской Федерации проводить независимую военно-экономическую политику, обеспечивая тем самым все виды безопасности, а также способствовать ее устойчивому социально-экономическому развитию.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Бартенев С.А., Трухачев С.В. Военная экономика. М.: Типография ВАГШ, 2003. 355 с.
2. Военная экономика: учебник для высших военно-учебных заведений. М.: ВУ, 2014. 249 с.
3. Военная экономика. М.: Военное издательство. 1999. 319 с.
4. Викулов С.Ф. Военно-экономический анализ и исследование операций. М.: Военное издательство, 2001. 350 с.
5. Заключение Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
6. Козин М.Н., Курбанов А.Х., Калинин А.Н. Участие частных военных компаний в ведении вооруженной борьбы: военно-экономическое обеспечение и управление: Монография. СПб.: ООО «Р-КОПИ», 2015. 148 с.
7. Пожаров А.И. Экономическое обеспечение национальной обороны и безопасности России. Актуальные вопросы теории и практики: монография. М.: ВУ, 2016. 100 с.
8. Стратегия Национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»).
9. [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/info/4825512 (Дата обращения: 12.10.2018).
10. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru (Дата обращения: 11.10.2018).

 

REFERENCES:

 

1. Bartenev S.A., Trukhachev S.V. Military Economics. M.: Printing house of VAGSH. 2003. 355 p.
2. Military Economics: textbook for higher military educational institutions. – M.: MU, 2014. 249 p.
3. Military Economics. M.: Voennoe izdatelstvo. 1999. 319 p.
4. Vikulov S.F. Military-economic analysis and operations research. M.: Voennoe izdatelstvo, 2001. 350 p.
5. Conclusion Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov on the draft Federal law “On the Federal budget for 2018 and the planning period of 2019 and 2020”.
6. Kozin M.N., Kurbanov A.Kh., Kalinin A.N. The involvement of private military companies in the conduct of the armed struggle: military-economic support and management: Monograph. – SPb.: "R-KOPI", 2015. 148 p.
7. Pozharov A.I. Economic support of national defense and security of Russia. Actual problems of theory and practice: monograph. M.: MU, 2016. 100 p.
8. Strategy of National security of the Russian Federation (approved by the decree of the President of the Russian Federation of 31.12.2015 N 683 "On the Strategy of national security of the Russian Federation").
9. http://tass.ru/info/4825512.
10. http://kremlin.ru

 

 

Юматов Максим Сергеевич
адъюнкт кафедры экономических теорий и военной экономики
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Yumatov Maxim Sergeevich
Adjunct at the Department of Economic Theories and Military Economics
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ