ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛУЖЕБНО-ПЛАНОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE SERVICE AND THE PLANNED FORMS OF TRAINING OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION


УДК 37.02

 

Феофилактов Илья Александрович

 

 

Feofilaktov Ilya Alexandrovich

 

Аннотация. Рассматриваются актуальные аспекты, отражающие вопросы обучения в войсках Национальной гвардии Российской Федерации. Анализируются и рассматриваются исторические этапы обучения в подготовке офицерских кадров и военнослужащих.   Abstract. This article presents relevant aspects that reflect the issues of training of the National Guard of the Russian Federation. The historical stages of learning in the training of officers and soldiers are analyzed and reviewed.

Ключевые слова: обучение, войска национальной гвардии, профессиональное обучение.

  Keywords: training, National Guard troops, professional training.

 

 

 

Национальная гвардия Российской Федерации сегодня стоит на этапе масштабных преобразований. Необходимость и основные направления переустройств диктуются целым рядом факторов, в том числе новыми тенденциями в развитии средств и способов вооруженной борьбы. В этих условиях целью преобразований военной организации государства является создание хорошо обученных и оснащённых, боеспособных военнослужащих(сотрудников), отвечающих требованиям XXI века и способных надежно защитить национальные интересы и территориальную целостность государства. В связи с такой ситуации повышается спрос с подчиненных о качественном выполнении должностных обязанностей. Предоставляется время для обучения личного состава, в полном объеме выполняется план боевой подготовки. Особое место здесь занимают формы обучения личного состава, к ним относятся общие, учебные, служебно-плановые, внеплановые, специфические. Мы остановимся на мой взгляд к более значимым на сегодняшний день.


К служебно-плановым формам обучения относятся: парковый, парково-хозяйственные дни, смотры вооружения и военной техники, инструктажи, дни регламентных работ, служебные совещания, видеоконференции, информирование, подведение итогов служебно-боевой деятельности.


В практике служебно-боевой деятельности Росгвардии широко используется-инструктажи. Его основная цель-четко определить порядок той или иной деятельности. Не допустить отклонений от принятого порядка до достижения нужных результатов. Инструктирование помогает обучаемым осознать цель и способы решения практической задачи, предупреждает не правильное действие военнослужащих(сотрудников), вместе с тем углубляясь, систематизирует и закрепляет изученное ими ранее по данному вопросу. На ряду с практическими рекомендациями и их кратким обоснованием, инструктирование всегда содержит в себе элемент мобилизации, побуждения воинов к действию, что способствует активизации их деятельности и оказывает положительное влияние на их обучение.


В общепедагогической и психологической литературе краткие сведения об инструктирование учащихся даны в работах А.Ф. Протопопова, Н.А. Томина, П.М. Корлякова [1].
Основываясь на выводах работ перечисленных авторов и обобщение опыта обучения военнослужащих, в статье анализируется психолого-педагогическая природа инструктирования военнослужащих и обосновываются основные требования к нему.


Инструктирование во всех случаях должно быть целеустремленным, гибким, отвечающим потребностями учебно-боевой деятельности военнослужащих. Упор здесь делается на практически действенную сторону вопроса, на то, как действовать, чтобы получить необходимый результат. При таком подходе имеющейся у военнослужащих представлений и понятия выступают в качестве ориентира, указывается кратчайший путь решения задачи.


Во многих случаях инструктирование включает в себя элементы проверки готовности военнослужащих к выполнению поставленной задачи. Такая проверка осуществляется путем опроса или путем наблюдения за действием подчиненных. Если во время проверки выясняется, что военнослужащие в силу каких-либо причин не подготовлены к необходимым действиям, то принимаются меры для устранения выявленных недочетов.


Обучаемые обычно активно воспринимает содержание инструктажа, т.к. рассматривает его как средство помощи в практической работе. Однако их активность заметно снижается, если офицер затягивает инструктирование, повторяется, подробно говорит об уже известном, анализ недостатков-нудными поучениями [1].


По назначению инструктирование разделяется на служебное -инструктирование перед нарядом, дежурством), учебно-методическое (инструктаж военнослужащих перед занятиями или учениями) и учебное.


Учебно-методические инструктажи проводятся с целью с целью оказания помощи офицерам, сержантам, а иногда отдельным солдатам, которые будут выступать в роли помощников руководителей занятия, в подготовке к занятиям.


Типичную методику проведения учебно-методического инструктажа с сержантами можно показать на опыте подразделения. На инструктирование затрачивается не более 30 минут. Учебное инструктирование, как правило, сочетается с упражнениями и практическими работами. Они разделяются на предварительное, текущее и заключительное.


Предварительное инструктирование проводится перед упражнениями (практическими действиями) и носит как правило коллективный характер. Его цель, во-первых, дать общие указания войнам о предстоящей работе, во-вторых, выделять те моменты, которые являются наиболее важными, предупредить ошибки обучаемых, в-третьих, вызвать у них уверенность в свои силы, в необходимость и возможность выполнения поставленной задачи. В результате предварительного инструктирования воины осознают задачи и характер предстоящей работы, а также чему они научатся, выполняя ее.


Здесь мы можем выделить основные виды инструктажей в системе обучения, выполнения требований безопасности: вводный, первичный, повторный(вторичный), внеплановый, целевой.
Вводный инструктаж – с военнослужащими (сотрудниками) прибывшими для прохождения службы и дальнейшего прохождения военной службы. Проводится должностным лицом в воинской части. Проводится в специально оборудованном помещении на территории части. Где наглядно оформлены в макетном виде опасные объекты, имеется фото и видеотека.


Первичный инструктаж проводится в подразделении, в котором предстоит проходить службу или выполнять специальные, или должностные обязанности. Проводит командир подразделения. Здесь отрабатывают практические приемы безопасных действий при выполнении обязанностей.


Повторный инструктаж – по требованиям безопасности проводится командиром подразделения. Целесообразно проводить данный инструктаж в ходе комплексных занятий по требованию безопасности. Необходимо показать реальные последствия нарушения требований безопасности [3].


Внеплановый инструктаж – проводится при введении новых требований безопасности, поступивших обзоров, телеграмм и доведении приказов. Объем и время для проведения данного инструктажа не определяется и зависит от информации которую необходимо довести [3].


Целевой инструктаж – проводится перед выполнением опасных работ, перед заступлением на боевую службу, отпуск, перед началом купального сезона.


Инструктажи завершатся контролем (устным опросом, письменной летучкой, с помощью ЭВМ). По результатам военнослужащий(сотрудник) допускается к выполнению должностных и специальных обязанностей. При низких результатах военнослужащий (сотрудник) не допускается к работам [3].


Текущее инструктирование проводится в ходе упражнений и практических работ или со всеми обучаемыми или с частью из них или индивидуально [2]. Его назначение помочь военнослужащим преодолеть возникшие у них трудности и предупредить ошибку. Содержание и форма текущего инструктирования всегда обусловлена характером и условиями служебно-боевой деятельности Росгвардии. Она может понадобится военнослужащим (сотрудникам) в любое время и осуществляться в самых неожиданных ситуациях.


Следовательно, во время текущего инструктирования офицер излишне не вмешивается в деятельность подчиненного. Он побуждает обучаемого проанализировать сложившуюся ситуацию, припомнить, как нужно работать самостоятельно принять требуемое решения. Это создает благоприятные условия для развития у военнослужащих самостоятельности, творческого мышления, умения мобилизовать свои силы для преодоления трудностей.


Цель заключительного инструктирования – подвести итоги проделанному, раскрыть достижения и неудачи, выявить причины последних, указать меры по их предупреждению, а также по исправлению допущенных ошибок.


Отмечая все положительное, что достигли военнослужащие во время практической работы, и уделяя внимание анализу допущенных ошибок, офицер еще раз инструктирует всю группу. Заключительный инструктаж помогает каждому обучаемому критически оценить свои знания, навыки, и умения, понять, чему он уже научился и на что ему необходимо обратить внимание.
Методически грамотно проводимые инструктажи способствует лучшему усвоению и овладению знаний, оказывает большое влияние на деятельность военнослужащих (сотрудников) в практических действиях и упражнениях.


Таким образом, можно сказать, что на современном этапе служебно-плановые формы обучения являются важными и требуют особого изучения. Их сущность заключается доведение практических правильных действий до подчиненных и позволит в установленные сроки обучить личный состав и применение в различных жизненных ситуациях.


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Корляков П.М. Инструктаж как метод трудового обучения. «Советская педагогика», 1963. - № 8. - С. 71-73.
2. Федак Е.И. Основные научные подходы к исследованию педагогического взаимодействия командиров с военнослужащими контрактной службы подразделений внутренних войск МВД России / Е.И. Федак, А.Н. Фандюшин // Мир образования - образование в мире. - 2016. - №2.
3. Приказ ГКВВ МВД РФ от 4.12.2009 г. №420 «Об утверждении Наставления по организации БВС во внутренних войсках МВД России». М.: ГКВВ МВД России. 2009.

 

REFERENCES:

 

1. Korlyakov P. M. Coaching as a method of career education. "Soviet pedagogy", 1963. - № 8. - P. 71-73.
2. Fedak E. I. Main scientific approaches to the study of the pedagogical interaction of officers with military contract service of internal troops of the MIA of Russia / E. I. A. Fedak, N. Vandusen // World of education - education in the world. - 2016. - №2.
3. Order GKVV MIA of 4.12.2009 №420 "on approval of Instructions on the organization of the internal troops of the Ministry of internal Affairs of Russia". M.: GKVV MVD. 2009.

 

 

Феофилактов Илья Александрович
адъюнкт кафедры педагогики
Военного университета Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Feofilaktov Ilya Alexandrovich
adjunct at the Department of Pedagogics
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ