ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО КОНТРАКТУ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

THEORETICAL BASES OF EDUCATION OF AESTHETIC CULTURE OF CONTRACT SERVICEMEN IN ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION.


УДК 377

 

Иванов Максим Григорьевич

 

 

Ivanov Maxim Grigorievich

 

Аннотация. В статье автор раскрывает сущность и содержание сложного и многогранного процесса воспитания эстетической культуры военнослужащего по контракту. Рассматриваются современные подходы к понятию «эстетическая культура». Представлено авторское понятие воспитания эстетической культуры.   Abstract. In the article the author reveals the essence and content of a complex and multifaceted process of educating a contract serviceman's aesthetic culture. The modern approaches to the notion of "aesthetic culture" are considered. The author's concept of the education of aesthetic culture is presented.

Ключевые слова: воспитание, эстетическая культура, военнослужащие по контракту, модель, структура.

  Keywords: upbringing, aesthetic culture, contract servicemen, model, structure.

 

 

 

За последние годы строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, формирования высокоэффективной профессиональной армии, к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предъявляются высокие требования, касающиеся их морально-деловых, профессиональных, человеческих качеств. Это связано с необходимостью наличия высокопрофессиональной армии, оснащенной последними видами военной техники и способной адекватно и эффективно отвечать на возможные угрозы со стороны стран-агрессоров.

 

Вместе с тем в обществе происходит изменения в системе ценностей и приоритетов, что не обходит стороной и военную сферу. На смену идеологическим основам воспитания приходят более прагматичные профессиональные идеалы.


Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, тем, что эта проблема неразрывно связана с духовно-нравственным обликом Вооруженных Сил, который сегодня приобретает особую значимость. Тенденции, которые в течении нескольких десятилетий можно было наблюдать, связаны со снижением значимости духовно-нравственных ценностей в стране, разрушением воспитательных основ, негативным влиянием запада на образ жизни наших граждан, влиянием на общественное сознание людей с помощью средств массовой информации. Все это навязывает ложные асоциальные эталоны поведения, увеличивает социальную агрессию, ориентирует людей исключительно на получение материальных благ, пренебрегая духовно-нравственными и эстетическими ценностями [1].


Воспитание эстетической культуры не только влияет и воздействует на военнослужащего по контракту, но и оказывает положительное воздействие на все сферы жизнедеятельности военнослужащего: производство, военное дело, быт, ритуалы и традиции, внешний вид, дисциплину и т.д. Организованные с эстетической точки зрения обучение, воинский труд и быт, ритуалы и традиции, досуг, взаимоотношения в коллективе и самодеятельное художественное творчество будут способствовать достижению цели в формировании всесторонне развитой личности, способной всей душой прочувствовать красоту и величие своей Родины, гордость за высокое звание защитника Отечества. Более того, это позволит значительно укрепить ряды частей и подразделений профессионалами, высококвалифицированными специалистами, патриотами, обладающими художественными вкусами и культурными навыками. Художественное начало в воинской среде одухотворяет труд и украшает быт, преображает самого военнослужащего. Именно поэтому в настоящее время данная проблема приобретает особую актуальность и требует новых подходов к её разработке [6. С. 31].


Исследуемая проблема сложна в освоении и требует глубокого осмысления. Для того, чтобы приблизится к пониманию ее сути, следует разобраться в сущности самой эстетической культуры. Так что же это такое «эстетическая культура»? Для чего она нужна военнослужащему профессиональной армии? Сложно так сразу взять и ответить на эти вопросы, не имея представления об эстетической культуре вообще. Чтобы приблизиться к ответу на эти вопросы, следует выделить из термина «эстетическая культура» два слова – «эстетика» и «культура» – и разобраться в их значении. Раскрытие понятий этих слов является важным для определения сущности и содержания «эстетической культуры», являющейся ограниченной частью общей культуры и составной частью эстетики. Уяснение сущности термина эстетической культуры самым непосредственным образом будет способствовать раскрытию исследуемой проблемы.


Слово «эстетика» имеет греческое происхождение и на русский язык переводится как «ощущать, чувствовать, воспринимать прекрасное». В науке термин «эстетика» первым ввел в обиход в 1750 г. немецкий ученый Александр Баумгартен. Эстетику он относил к философии искусства, в которой предметом выделял «прекрасное». Продолжателями этих идей были Кант, Гегель и многие другие философы, мыслители, ученые в области эстетики [8. С. 14].


Эстетика – это наука о закономерностях и формах особого, эмоционального, чувственно-образного отражения действительности в сознании человека. Эстетика занимается как изучением прекрасного во всех многообразных его появлениях, так и исследованием природы искусства.


Культура есть явление многогранное, многофункциональное и многоаспектное. Термин «культура» в России впервые употреблен в «Карманном словаре иностранных слов», составленном в 1846 году Н. Кирилловым. Культура представляет собой своеобразное человеческое бытие и деятельность, которая выходит далеко за рамки обыденного природного существования. Она включает в себя всю совокупность людских достижений во всех сферах его жизнедеятельности. В центре культуры занимают свои законные места человеческий разум, творческие способности, речь, представления о добре и мире и их следствия – познание, практическая жизнь и общение [2. С.18].


В нашем представлении культура понимается как совокупность достижений общества, служащих дальнейшему прогрессу человечества. Понятие культуры объединяет достижения во всех сферах деятельности человека, результаты физического и умственного труда в их единстве. В соответствии с двумя сторонами трудовой деятельности культура делится на материальную и духовную.


В духовной культуре, при всей ее многогранности, одним из важнейших компонентов, охватывающих значительную ее часть, является эстетическая культура. Но здесь важно оговориться, что материальная и духовная культура органически связанны друг с другом и одинаково реализуются в человеческой деятельности, в основе которой лежит духовное начало – идеи и замыслы человека, которые он преобразует в материальную форму в виде технического сооружений, художественных произведений (скульптуры, живописи, литературы и т.д.). Поэтому эстетическая культура олицетворяется и в материальной культуре [7. С. 12].


Итак, эстетическая культура является неотъемлемой частью духовной культуры и способом выражения внутреннего содержания человека в его внешних проявлениях. В концентрированном виде она должна соединять в себе знания об эстетике, а также эстетическую активность людей, их умение оценивать свои и чужие действия с точки зрения «закона красоты», выбирать для достижения поставленных целей только эстетические средства.


В педагогике для того, чтобы охарактеризовать общество и человека, применяется категории: эстетическая культура (общества, личности, военнослужащего по контракту и т.д.), эстетическая деятельность, сознание, облик, потребности, критерии, вкус, взгляды, способности, задатки, активность, эстетическое воспитание и др.


Термин «эстетическая культура» изначально был введен в науку Фридрихом Шиллером в 1795 году. Феномен «эстетическая культура» трактуется им как высший уровень развития культуры, который способен обеспечить целостность личности, не разделенную на культурные слои: политический, правовой, экономический, нравственный, экологический, художественный и другие.


Попытки определения сущности феномена «эстетическая культура» предпринимались В.И. Самохваловой, В.В. Сграбиловым, В.В. Бычковым и многими другими учеными в области педагогики и эстетики [5. С. 53].


В педагогике под этетической культурой понимается определенный уровень эстетического развития: эстетических чувств, сознания, восприятия, привычек поведения человека. В ее состав входит:

- чувственное восприятие и эмоциональная отзывчивость категории эстетической культуры (прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, комическое, трагическое) в жизни, искусстве, в природе, в воинском труде и быту, в поведении и деятельности;
- способность контролировать свои чувства и эмоции;
- наличие знаний о сущности эстетического в жизни, искусстве и повседневной жизнедеятельности, художественной грамотности, правильных представления и суждений с точки зрения эстетики о произведениях искусства и явлениях, происходящих в жизни;
- приобретение внутреннего эстетического богатства, насыщенного культурным наследием наших предков, сформированное отношение к искусству и творчеству;
- причастность к творчеству в жизни, практическое участие в творении прекрасного;
- потребность в четкой организации жизни «по законам красоты» и утверждении идеалов красоты во взаимоотношениях с людьми, в труде и быту, общественной жизнедеятельности.


Важным для понимания основ сущности исследуемой проблемы является понимание того, что военнослужащий осваивает объективный мир исходя не только из человеческих утилитарных потребностей в пище, жилье, одежде и т.п., но и основываясь на высших потребностях, в частности потребности в красоте.


Следовательно, можно вполне уверенно утверждать, что эстетическая культура имеет прежде всего развитую человеческую чувственность, способную фиксировать не только жизненно важные для человека свойства предметов, но и качества их формы, меру ее организованности [6. С 38].


Военнослужащий контрактной службы, обладающий эстетической культурой, способен видеть и оценивать красоту во всех ее проявлениях, чувствовать прекрасное вокруг себя и стремиться создавать прекрасное, совершенствовать себя в эстетическом плане, преображать окружающий мир.


Применительно к воинской службе, точнее воинскому труд, можно сказать, что эстетическая культура военнослужащего по контракту включает в себя эстетическую культуру солдат и матрос, сержантов и старшин, прапорщиков и мичманов, офицеров, генералов и адмиралов; эстетическое совершенство вооружения и военной техники, самого труда; эстетику взаимоотношений и профессионального поведения в процессе службы. Также эстетическая культура может включать в себя определенные эстетические характеристики предмета воинской службы.


Эстетическая культура военнослужащего по контракту развивается с помощью целенаправленного воздействия и влияния, где главными средствами являются: эстетическое воспитание, воинский труд и быт, культура поведения и отношения между начальниками и подчиненными, искусство как одно из наиболее значимых средств.

 

Воспитание представляет собой одну из противоречивых и значимых направлений общественной жизни. Человечество на всех этапах своего развития уделяло пристальное внимание этой сложной на наш взгляд проблеме.


И.П. Подласый под воспитанием понимает «процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу» [8. С. 23].


Одной из значимых фигур, оказавших огромное влияние на развитие и укрепление процесса воспитания военнослужащих, является М.И. Драгомиров, считающийся прародителем военной педагогики. Воспитание он ставил выше образования и выделял в нем три основные стороны: воспитание воли и ума, а также физическое и нравственное воспитание. Стоит отметить, что выделенные стороны воспитания непременно связанны с эстетическим воспитанием. М.И. Драгомиров целью воспитания ставил надежность солдат, т.е. честность и исполнительность как перед начальником, так и за глазами. Солдата он призывал воспитывать таким образом, чтобы из него вышел сознательный боец, защитник Отечества.


В учебном пособии «Военная педагогика» воспитание определяется как «целенаправленный педагогический процесс воспитательных воздействий педагогов и воспитанников в целях вхождения последнего в контекст современной культуры», а значит и эстетической культуры как неотъемлемой ее части [3].


Эстетическое воспитание представляет собой одно из направлений воспитания. Главная цель этого направления заключается в формировании и развитии у военнослужащего эстетических качеств личности, где результатом становится сформированная эстетическая культура [2. С 15].


В науке фундаментом решения проблемы воспитания эстетической культуры являются труды Г.В. Гегеля, И. Канта, Ф. Шеллинга, Ф. Шиллера, А. Шопенгауэра. Этими известными учеными разработаны и представлены важнейшие категории эстетики, теоретические основы искусства, модели мира культуры. Личностно-культурное становление получило отражение и в экзистенциальном направлении в трудах таких ученых, как Р. Барт, А. Бергсон, А. Камю, Ж.П. Сартр, К.Г. Юнг и др. Позднее создана отечественная методологическая база для исследования частных вопросов эстетического, художественного образования и воспитания Л.Н. Столович, Н.И. Киященко, В.К. Скатерщиков.


Теоретической основой исследования проблемы воспитания эстетической культуры стали положения по теории воспитания, разработанные рядом выдающихся военных исследователей, таких как: А.В. Барабанщиков, Ю.К. Бабанский, И.А. Алёхин, В.Н. Воронов, В.Н. Гуляев, Т.Н. Герасимова и др.


Воспитание эстетической культуры военнослужащего по контракту есть не что иное, как процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания и соответствующей ему деятельности.


Такими образом, воспитание эстетической культуры военнослужащих по контракту имеет важное значение в формировании высокоразвитого профессионала. Подготовленная и спланированная работа офицеров по работе с личным составом, командиров и начальников всех степеней позволит создать необходимые условия, которые будут способствовать принятию военнослужащими по контракту эстетических ценностей как личных, позволит выработать у них устойчивые представления о прекрасном, развить эстетические чувства, потребности, привычки и установки, сформировать поведение в соответствии с «законами красоты» и эстетическими принципами, двигающими человека. Высокая воспитанность эстетической культуры определяется как основная цель эстетического воспитания военнослужащих по контракту.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 655 от 12 октября 2016 г. «Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Абрамова Л.З. Воспитание эстетической культуры студента в образовательном процессе: автореф. дис. … канд. пед. Наук (13.00.01) / Абрамцева Лилия Загевна. – Оренбург, 2006. – 23 с.
3. Военная педагогика [Электронный ресурс]: [электронный учебник] / И.А. Алехин [и др.]. - М. : ВУ, 2016.
4. Гатальский В.Д. Формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности: дис. ... канд. пед. Наук (13.00.05) / Гатальский Владимир Дмитриевияч. – М., 2001. 176 с.
5. Герасимова Т.Н., Лужецкий С.В. Основные тенденции эстетического воспитания военнослужащих в русской армии // Мир образования – образование в мире. 2015. № 2. С. 49-59.
6. Иванов, М.Г., Герасимова, Т.Н. Воспитание эстетической культуры военнослужащих в Российской армии: история, современность и перспектива // Успехи современной науки и образования. 2017. Т.2, № 6, С. 37-40.
7. Костиков Н.А. Эстетическая культура советского воина и пути ее совершенствования. – М.: ВПА имени В.И. Ленина, 1981. – 34 с.
8. Курочкин Е.А. Военно-эстетическое воспитание будущих офицеров Внутренних войск МВД России: автореф. дис. … канд. пед. наук (13.00.01) / Курочкин Евгений Александрович. - СПб., 2012. – 23 с.
9. Подласый И.П. Педагогика. Книга 2. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2007. – 576 с.

 

REFERENCES:

 

1. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation No. 655 of October 12, 2016 "On the organization of work with personnel in the Armed Forces of the Russian Federation" [Electronic resource]: Access from the legal system "ConsultantPlus".
2. Abramova L.Z. Education of aesthetic culture of the student in the educational process: the author's abstract. dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Abramtseva Lilia Zagievna - Orenburg, 2006. - 23 p.
3. Military pedagogy [Electronic resource]: [electronic textbook] / IA Alekhin [and others]; M-in defense Ros. Federation, Voen. un-t. - Electron. text. Dan. and prog. - М.: ВУ, 2016. - 1 electron. opt. DVD-R disc. - (Electronic textbook). - Ver. from the liner of the container. - b.s. Authors: Alekhin IA, Gerasimov VN, Gerasimova TN, Guzhva EG, Denikin AV, Zakharenko SV, Kolesnikov SV, Lenev Yu.A., Tenitilov S.V., Fedak E.I.
4. Gatalsky V.D. Formation of the moral and aesthetic culture of servicemen by means of cultural and leisure activities: dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.05 / Gatalsky Vladimir Dmitrievych - M., 2001. 176 p.
5. Gerasimova T.N., Luzhetsky S.V. The main tendencies of aesthetic education of servicemen in the Russian army // The world of education - education in the world. 2015. № 2. P. 49-59.
6. Ivanov M.G., Gerasimova T.N. Education of the aesthetic culture of servicemen in the Russian Army: history, modernity and perspective // Advances in modern science and education. 2017. T.2, No. 6, P. 37-40.
7. Kostikov N.A. Aesthetic culture of the Soviet soldier and ways to improve it. - Moscow: VIA named after VI. Lenin, 1981. - 34 p.
8. Kurochkin E.A. Military-aesthetic education of future officers of the Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia: dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.01 / Kurochkin Evgeny Aleksandrovich - St. Petersburg, 2012. - 23 p.
9. Podlasiya, I.P. Pedagogy. Book 2 M .: The Humanities, ed. center Vlados, 2007. - 576 p.

 

 

Иванов Максим Григорьевич
Адъюнкт Военного университета
Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Ivanov Maxim Grigorievich
Adjunct of the Military University
Ministry of Defense of the Russian Federation
123001, Moscow, Bolshaya Sadovaya Str., 14
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ