ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ КОМАНДНЫХ ВУЗОВ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК


DIDACTIC SUPPORT FOR THE TRAINING OF CADETS OF MILITARY COMMAND INSTITUTES OF THE ARMY


УДК 37.01

 

ФОМИН Игорь Александрович

 

 

FOMIN Igor Aleksandrovich

 

Аннотация. В статье рассматриваются и раскрываются виды и средства дидактического обеспечения подготовки курсантов на примере профессиональной подготовки, осуществляемой в Дальневосточном высшем общевойсковом командном училище.   Abstract. The article considers and reveals elements and means of didactic support of cadet training on the example of professional training carried out in the Far Eastern higher combined arms command school.

Ключевые слова: дидактическое обеспечение; профессиональная подготовка; компетенции; деятельность вуза; Сухопутные войска.

  Keywords: didactic support; professional training; competencies; university activities; Army.

 

 

 

В настоящее время в вопросах подготовки квалифицированных офицерских командных кадров в высших военно-учебных заведениях Сухопутных войск Российской Федерации с учетом динамично меняющихся способов и средств ведения боевых действий возникают трудности, вытекающие из требований войск к уровню подготовки офицеров-выпускников военных командных училищ и фактическому овладению ими в процессе обучения необходимыми знаниями, умениями, навыками и профессиональными компетенциями, позволяющими без существенной доподготовки эффективно действовать в любых условиях обстановки, местности и климата.


Высокая степень актуальности изучаемой темы подготовки будущих офицеров для Сухопутных войск обусловлена тем, что с конца февраля 2022 года Вооруженные силы России проводят на территориях ранее признанных Донецкой и Луганской народных республик и территории Украины специальную военную операцию по демилитаризации и денацификации Украины. Стоит отметить, что российские военнослужащие ведут боевые действия с хорошо оснащенными и обученными подразделениями Вооруженных сил Украины и националистических батальонов. Одна из сложностей специальной военной операции заключается в том, что российские войска действуют на территориях, занятых противником с большим количеством живой силы и различной военной техникой, на ранее подготовленных и оборудованных позициях, в том числе в населенных пунктах с мирными жителями.


Специальная военная операция на Украине показывает, что успех боевых действий в значительной степени зависит не столько от перевеса в количестве личного состава, вооружения, военной и специальной техники противоборствующих сторон, сколько от готовности и способности самих военнослужащих грамотно и профессионально действовать в различных условиях современного общевойскового боя.


Анализ профессиональной подготовки курсантов военных вузов, описанный в ранее проведенных научных исследованиях (В.Я. Кикоть, В.Н. Максимова, В.Н. Новиков, С.Н. Шайланов и др.), показывает, что одним из наиболее эффективных путей повышения качества подготовки курсантов является совершенствование дидактического обеспечения деятельности вуза.


В толковом словаре С.И. Ожегова под словом «обеспечение» понимается то, чем обеспечивают кого-либо [4], другими словами – совокупность средств, позволяющих выполнять различные виды деятельности. Следовательно, дидактическое обеспечение понимается как совокупность средств обучения, позволяющих организовывать учебную работу (педагогическую и образовательную деятельность) для придания ей более эффективной и результативной формы [2].


Дидактическое обеспечение включает в себя подход методологии военной дидактики, который опирается на мировоззренческий, гносеологический, логико-гносеологический, научно-содержательный и научно-методический уровни [3].


Изучение специфики образовательного процесса в повседневной деятельности училища, анализ подходов ученных, изучавших аспекты обеспечения образовательной деятельности вузов (О.Ю. Ананьин, С.Н. Карнаухов, В.Н. Новиков, С.Н. Шайланов и др.), а также структурно-функциональный анализ организации обучения (Т.А. Ильина, И.И. Ильясов) предполагают совершенствование дидактического обеспечения, отвечающего современным требованиям к профессиональной подготовке офицеров-выпускников и позволяют определить основные виды и средства дидактического обеспечения, такие как: «учебно-методическое», «информационное», «научное» и «учебно-материальное» [1].


1. Учебно-методическое обеспечение предназначено для обеспечения образовательного процесса учебной литературой и служебными произведениями; осуществления руководства учебными библиотеками; изучения педагогического опыта, приобретенного во всех вузах Сухопутных войск; разработки предложений по совершенствованию системы обучения и повышению качества подготовки будущих офицеров; организации совместной работы кафедр и учебно-методического отдела в разработке учебных планов и программ обучения.


2. Информационное обеспечение включает учебную библиотеку и читальные залы с возможность выхода в интернет и подключению к единой информационно-образовательной среде Министерства обороны, внедряющей во все военные вузы МО РФ программное обеспечение информационного пространства «Образование-МО»; предоставляет доступ к изучению и использованию изданий научной, учебно-методической, справочной, служебной и художественной литературы, электронных образовательных ресурсов; интерактивные и мультимедийные средства обучения и компьютерное сопровождение процесса обучения курсантов.


3. Научное обеспечение заключается в организации и осуществлении научной (научно-исследовательской) деятельности; редакционно-издательской деятельности; проведении научно-исследовательских, экспериментальных работ, военно-теоретических трудов и участии в научно-технических разработках, проводимых по актуальным проблемам образовательного процесса в вузе; внедрении полученных результатов научной работы в образовательный процесс; организации военно-научных секций и военно-научных обществ; осуществлении изобретательской, рационализаторской деятельности и патентно-лицензионной деятельности.


4. Учебно-материальное обеспечение представляет собой учебно-материальную и техническую базу как основу для подготовки курсантов. Классно-лабораторная база включает в себя современные и технически оснащённые аудитории, лекционные и специализированные классы, учебные лаборатории для проведения практических работ по обслуживанию вооружения и техники; современные и модернизированные образцы военной и специальной техники. Также в нее входят тренажерная база с интерактивными комплексами огневой подготовки, приказарменным огневым городком, стрелковым тиром, классом управления подразделениями в бою, тренажерными комплексами вождения боевых машин и автомобилей, воздушно-десантным комплексом; полевая учебная база на полигоне, содержащая учебно-тренировочный комплекс тактики и тактико-специальной подготовки с учебно-тактическими полями и скальной лабораторией; учебно-тренировочный комплекс огневой подготовки с директрисами боевых машин и танковыми директрисами, огневыми городками боевых машин и танков, войсковыми стрельбищами и тиром; учебно-тренировочным комплексом вождения на танкодромах, вододроме и автодроме; спортивный зал, специализированные площадки для различных видов спорта, гимнастические городки, полосы препятствий, в т.ч. «разведчиков» и «снайперов».


Также одним из компонентов дидактического обеспечения можно считать «правовое обеспечение», регламентирующее образовательную деятельность законодательными актами и другими правовыми документами регулирования.


Процесс дидактического обеспечения в образовательной деятельности проводится на различных уровнях организационно-штатной структуры ввуза (учебно-методический отдел, кафедры, структурные подразделения и подразделения обеспечения учебного процесса), в ходе различных учебных занятий, проводимых командным и преподавательским составом в целях решения педагогических задач по формированию профессиональных компетенций курсантов, овладению ими знаниями, умениями и навыками, физической и психологической готовности к профессиональной деятельности.


Анализ теории и практики подготовки командных кадров на примере одного из вузoв Министерства обороны показывает значимость и актуальность поиска путей совершенствования дидактического обеспечения в целях повышения уровня подготовленности офицерских кадров для Сухoпутных войск Российской Федерации.


В наших научных исследованиях особое внимание обращается на изучение сущности и содержания дидактического обеспечения, как многоуровневого и комплексного воздействия на подготовку курсантов, в интересах её совершенствования. Для этого автором проводится работа по разработке перспективной целевой программы обучения, опирающейся на достоверные факты целесообразности внесения дополнений и изменений в действующую программу обучения курсантов в условиях динамично меняющихся способов и средств ведения вооруженной борьбы. В ходе научно-исследовательской работы становится очевидным, насколько скоротечен процесс преобразования и видоизменения средств и компонентов дидактического обеспечения.


Технологический прогресс позволяет сокращать финансовые и временные затраты на обучение и увеличивать эффективность подготовки курсантов, применяя современные компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения. Например, «виртуальная лаборатория эксплуатации и обслуживания бронетанковой техники» позволяет теоретически отрабатывать нормативы по обслуживанию узлов и агрегатов военной техники методом визуализации практического процесса в компьютерном классе. Важно учитывать, что в течение планового занятия нормативы отработают и выполнят все обучающиеся учебной группы. Это лишь один из примеров развития и совершенствования дидактического обеспечения подготовки курсантов.


Необходимо отметить, что результативность образовательной деятельности в векторе развития дидактического обеспечения напрямую зависит от заинтересованности, личной мотивированности и компетентности научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава.


Также одним из компонентов дидактического обеспечения подготовки курсантов вузов Сухопутных войск является участие во всеармейских конкурсах по полевой выучке среди мотострелковых, горных, танковых, разведывательных, снайперских подразделений, подразделений морской пехоты, расчетов беспилотных летательных аппаратов. С 2016 года курсанты училища принимают участие в международных этапах армейских игр и входят в основные составы команд Вооруженных Сил Российской Федерации конкурсов «Суворовский натиск», «Морской десант» и «Снайперский рубеж». Подготовка и участие в такого рода состязаниях является неотъемлемой составляющей повышения уровня методического мастерства преподавательского состава. Полученные опыт и проведенный анализ ложатся в основу методик обучения курсантов на всех этапах прохождения подготовки в училище. Это позволяет в более сжатые сроки и более эффективно готовить будущих командиров для их действий в соответствии с предназначением.


Подводя краткий итог, добавим, что процесс совершенствования дидактического обеспечения подготовки курсантов был, есть и будет трудоемким процессом, требующего постоянного обновления, развития и совершенствования. Бесспорно, что проводимая политика в области развития военного образования и науки дает плодотворные результаты. Целью автора статьи, как адъюнкта Военного университета, кузницы педагогических кадров для военных образовательных учреждений высшего образования Вооруженных Сил России, является поиск путей и методов для достижения поставленной научной задачи.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Ананьин O.Ю. Дидактическое обеспечение учебной рaботы в ввузе: Дисс. ... канд. пeд. наук. М.: ВУ, 2003.
2. Ваулин B.И., Сингеев C.A. Дидактическое обеспечение подготовки летных кадров государственной авиации // Вестник Самарского государственного технического университета. 2012. № 2 (18) C. 48-53.
3. Вдовюк B.И., Шaбaнoв Г.A. Педагогикa высшей военной школы: современные проблемы в структурно-логических схемах и тaблицaх. M., 1996.
4. Oжeгoв С.И. Словарь русского языка / Пoд рeд. проф. H.Ю. Шведовой. M., 1983.

 

REFERENCES:

 

1. Ananin O.Yu. Didactic support of educational work at the university: Diss. ... cand. ped. sciences. M.: VU, 2003.
2. Vaulin V.I., Singeev S.A. Didactic support for the training of flight personnel of state aviation // Bulletin of the Samara State Technical University. 2012. No. 2 (18) Pp. 48-53.
3. Vdovyuk V.I., Shabanov G.A. Pedagogy of the Higher Military School: Modern Problems in Structural-Logical Diagrams and Tables. Moscow, 1996.
4. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language / Ed. by prof. N.Yu. Shvedova. Moscow, 1983.

 

 

Фомин Игорь Александрович
адъюнкт кафедры педагогики
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Fomin Igor Aleksandrovich
Adjunct of the Department of Pedagogics
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ