ДИАЛОГ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА В ИНТЕРНЕТЕ КАК СРЕДСТВО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ В МЕНТАЛЬНОЙ ВОЙНЕ


DIALOGUE OF THE STATE AND SOCIETY IN THE INTERNET AS A MEANS OF INFORMATION COUNTERACTION IN MENTAL WAR


УДК 323.21

 

ДМИТРЕНКО Оксана Витальевна
кандидат экономических наук, доцент

 

 

DMITRENKO Oksana Vitalievna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

 

Аннотация. В статье представлены факторы, подтверждающие необходимость построения диалога между государством и гражданским обществом в информационной среде Интернет как средства информационного противодействия в ментальной войне. Определены особенности передачи информации между государством и гражданским обществом, выявлены существующие проблемы. Представлены авторские предложения создания коммуникационный среды для выстраивания диалога между государством и гражданским обществом.   Abstract. The article presents the factors confirming the need to build a dialogue between the state and civil society in the information environment of the Internet as a means of information counteraction in a mental war. The features of the transfer of information between the state and civil society are determined, the existing problems are identified. The author's proposals for creating a communication environment for building a dialogue between the state and civil society are presented.

Ключевые слова: ментальная война; диалог между государством и гражданским обществом; информационная коммуникационная среда.

  Keywords: mental war; dialogue between the state and civil society; information communication environment.

 

 

 

Необходимость взаимодействия государства и гражданского общества на основе построения диалога определяется развязанной в информационном поле ментальной войной, направленной на изменение мировоззрения людей путем информационной агрессии против ценностей, смыслов и традиций России.


Ментальная война – это новый тип глобального противоборства, война за умы, за мировоззрение людей, за то, «что» думает человек о себе, о своей стране, о том, частью чего он является, то есть за базовые «ценности» и «смыслы» людей. А.М. Ильницкий так характеризует ментальную войну: «Цель войны нового типа – уничтожение самосознания, изменение ментальной, цивилизационной основы общества противника».


В информационном пространстве России идет самая настоящая война за умы людей, особенно молодежи. Очевидная противоречивость информации как в традиционных СМИ, так и на просторах российского сегмента Интернета, неприкрытая информационная атака Запада с трибун международных организаций, в иностранных СМИ, в социальных сетях уже привели к снижению уровня доверия к власти, к силовым структурам, к государственным СМИ. У россиян сформировался сильнейший запрос на честный, открытый, содержательный, понятный диалог между государством и гражданским обществом.


Какова ситуация сейчас?


За тридцать лет новой России ее общество колоссально поменялось. Гражданское общество стало крайне многообразным, акцентирующимся на личности, на собственные потребности, имеющим выход на огромное количество информационных источников, самостоятельно определяющим и делающим выбор, кого слушать и кому верить.


Вся прежняя логика передачи информации между государством и гражданским обществом нарушилась: нет единства идей, нет идеологии, нет единого понимания «ценностей» и «смыслов», уровни профессионализма в среде журналистов стерты, иерархия информационных каналов ушла в прошлое, государственные СМИ стали не интересны обществу, появились социальные сети, блоги, ютуб-каналы, транслирующие крайне противоречивую, часто несодержательную, поверхностную информацию, но привлекающие аудиторию эмоциональностью подачи материала, личным общением, высказыванием любой своей жизненной и гражданской позиции, полной открытостью и доступностью.


Надо признать, что диалог между государством и гражданским обществом не идет, он носит подчас формальный характер, является ритуалом, шаблоном, трафаретом, штампом. Официальная, государственная, проверенная, достоверная информация не доводится до массового сознания гражданского общества, что ведет к подмене «ценностей» и «смыслов», к потере национальной идентичности, разобщению общества, к изменению мировоззрения россиян, особенно молодого возраста. Государство несет потери в ментальной войне, и пока мы ее реально проигрываем.


Что делать?


Предложенная А.М. Ильницким технология реализации ментальной войны через информационную составляющую является крайне своевременной и необходимой: «Информационная составляющая ментальной войны – это перезагрузка (переформатирование) информационного поля, поля знаний, фактов и сведений…» [2].


И такая перезагрузка нужна. Необходимо заполнить информационное поле качественным государственным контентом и в режиме диалога транслировать его на аудиторию – гражданское общество. И сейчас главное – понять запросы аудитории. Гражданское общество не хочет жесткого административного управления, не воспринимает запреты и ограничения. Аудитории сейчас нужно доносить информацию так, чтобы граждане России чувствовали себя равноправными участниками диалога, поэтому надо научится знать и понимать аудиторию.


Диалог государства и гражданского общества однозначно должен быть открытым, прозрачным (транспарентным), соответствующим признакам публичных коммуникаций. Публичный дискурс государства и гражданского общества необходимо организовать в формате «лицом к лицу», адресовав его не только непосредственным участникам или партнерам по диалогу, но и всему обществу (аудитории) в целом [1].


В новых условиях ограничений, связанных с пандемией, необходимостью ношения масок, общение «лицом к лицу» (с трансляцией не только информации через речь, но и эмоции через выражение лица, мимику) стало практически невозможным. Как бы это парадоксально не звучало, но именно в виртуальной среде мы можем общаться лицом к лицу, пусть через экран компьютера или смартфона. Необходимо, чтобы у каждого информационного ресурса государства было лицо – лицо человека, который на основе знаний, воли, ответственности возьмет на себя роль организатора коммуникационной среды государства и гражданского общества (аудитории). Этот диалог должен удовлетворить запрос гражданского общества (аудитории) на честность, справедливость, равенство и сопричастность к тому, что происходит в стране.


Как создать коммуникационную среду для диалога государства и гражданского общества в информационной среде Интернет?


Доступ к Интернет-площадкам обеспечен практически на всей территории России, интернет проведен во все города, поселки, села. Но что с ним делать? Основная проблема – разница в уровне умения пользоваться Интернет-ресурсом в Москве и в регионах. Это особо актуально потому, что все вроде есть, есть все технологии (группы, сайты, каналы и т.п.), но нет реального результата, нет диалога. Представители власти на местах просто не умеют создавать информационную коммуникационную среду и общаться с аудиторией. Соответственно, необходимо в режиме курсов повышения квалификации обучать сотрудников местных администраций, государственных, региональных центров, образовательных учреждений технологиям интернет-коммуникаций. Особое внимание следует уделить искоренению таких проблем, как: бессодержательность выступлений, ответов представителей официальных государственных проектов, групп, органов при полном формальном соблюдении диалога (быстрый ответ, подчеркнутая вежливость, благодарность за вопрос); бюрократизм в интернет среде – отсылка запроса по разным государственным структурам («это не наше, этим занимается муниципалитет (или другое лицо), это к ним, это не к нам»).


За каждым государственным ресурсом в сети Интернет должен стоять человек (ведущий, эксперт), непосредственно общающийся с аудиторией). Формальный в виде обезличенной картинки собеседник не вызывает интереса. Об этом свидетельствуют сайты абсолютно всех государственных структур. Все они безликие, транслирующие фотоотчеты в никуда. Отклика аудитории нет. Об этом свидетельствует количество подписчиков, количество «лайков», «комментариев под постами». Необходимо заменить оформление профиля: вместо безликой картинки – фото человека (блогера, журналиста), который будет вести диалог, выходить в прямые эфиры, вести панельные дискуссии в онлайн-режиме.


В штате образовательных учреждений, государственных структур, военно-патриотических центров необходимо ввести должность «интернет-коммуникационщика», назначать на эту должность человека из состава сотрудников, обучающихся либо закончивших обучение, знающих организацию изнутри и способных эмоционально рассказать о ее деятельности, выстроить диалог с заинтересованной аудиторией, сформировать положительное отношение к государственной структуре в обществе, способных стать экспертом при создании коммуникационной среды в Интернете, пригласить экспертное сообщество, организовать дискуссию или иной формат общения. Он и будет блогером – журналистом, «лицом» организации в Интернет-среде.


Конечно, это абсолютно новая индустрия, ее мало где изучают, ее практически нет в учебных программах. Профессиональных журналистов не учат работать в Ютубе, Инстаграмме, VК, Тик-Токе, Телеграмме. А начинать эту работу надо, где-то интуитивно, с привлечением блогеров, имеющих аудиторию и способных поделиться опытом. Ошибки в процессе построения диалога, конечно, будут. Но это норма, это располагает аудиторию, это подтверждает, что мы все нормальные люди, имеющие право совершить ошибку, понять ее, исправить, стать лучше, где-то посмеяться над собой, спросить совета у аудитории, провести опрос.


Таким образом, в статье представлена попытка определить направления создания коммуникационной среды в сети Интернет для реализации диалога между государством и гражданским обществом – территории честного общения, доверия, вызывающего желание быть сопричастным к государственным целям, задачам, проектам.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Зайцев А.В. Диалог государства и гражданского общества: к вопросу об идентификации и типологизации // Социально-политические исследования. 2020. № 1 (6).
2. Ильницкий А.М. Ментальная война России // Военная мысль. 2021. № 8. С. 19-33.

 

REFERENCES:

 

1. Zaitsev A.V. Dialogue between the state and civil society: on the issue of identification and typology // Socio-political studies. 2020. No. 1 (6).
2. Ilnitskiy A.M. Mental war of Russia // Military thought. 2021. No. 8. Pp. 19-33.

 

 

Дмитренко Оксана Витальевна
кандидат экономических наук, доцент
старший преподаватель кафедры военно-политической работы в войсках (силах)
Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации
214027, г. Смоленск, ул. Котовского, д. 2
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Dmitrenko Oksana Vitalievna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Senior lecturer at the Department of military-political work among troops (forces)
Military Academy of Military Air Defense of the Armed Forces of the Russian Federation
Kotovskiy str., d. 2, Smolensk, Russia, 214027



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ