К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВАНИЯХ ВОИНСКОГО СЛУЖЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ON THE ISSUE OF THE VALUE BASES OF MILITARY SERVICE OF THE CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION


УДК 141.2

 

КОСИЦЫН Федор Геннадьевич

 

 

KOSITSYN Fedor Gennadievich

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития у курсантов высших военных учебных заведений аксиологического фундамента военной службы. Большое внимание уделено ценностной оценке, которая позволяет получить представление о мировоззренческой направленности личности, ее уровне воспитания и готовности к выполнению своего военно-профессионального долга. Автор на примере курсантов Дальневосточного военного общевойскового командного ордена Жукова училища имени маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского (г. Благовещенск) рассматривает процессы естественного и целенаправленного формирования ценностных оснований военной службы курсантов, выявляет их структуру, дает определение понятию «ценностные основания военной службы».   Abstract. The article examines the development of the axiological foundation of military service among cadets of higher military educational institutions. Much attention is paid to the value assessment, which allows to get an idea of the ideological orientation of the individual, his level of upbringing and readiness to fulfill his military professional duty. The author on the example of cadets of the Far Eastern Military Combined Arms Command Order of the Zhukov School named after Marshal of the Soviet Union K.K. Rokossovsky (Blagoveshchensk) examines the processes of natural and purposeful formation of the value foundations of military service among cadets, identifies their structure, and defines the concept of “value foundations of military service”.

Ключевые слова: ценностные основания военной службы, духовные ценности, моральные ценности, социальные ценности, военно-профессиональные ценности.

  Keywords: value foundations of military service, spiritual values, moral values, social values, military-professional values.

 

 

 

Воинская служба как социальное явление была, есть и будет важнейшим видом деятельности, призванным обеспечить военную безопасность российского общества, сохранить свободу граждан, независимость и суверенитет государства, предотвратить военные угрозы и конфликты, а также уберечь не столько материальные ценности, сколько самобытные традиции, цивилизационные ориентации и духовные идеалы личности, общества и государства.


Под ценностями следует понимать положительную или отрицательную значимость для человека предметов, явлений и идей общественной действительности, связанных с выполнением своих функциональных обязанностей. Формирование ценностных оснований тесно взаимосвязано как с развитием личности, так и с воздействием не него со стороны общества и государства [5, С. 7].


Как отмечается в научной литературе, по своему расположению в структуре стимулирования ценности личности являются частью непрерывно модифицирующихся мотиваций и побуждающих предпочтений. Причем ценностные предпочтения, будучи важным показателем устойчивости личности, не определяются полностью принадлежностью к социальной группе, профессиональной деятельностью, обстановкой и ситуацией. Они постоянно находятся в соответствии со спецификой мировоззрения и убеждений человека. Также ценностям индивида свойственны значительные изменения, происходящие попутно с трансформацией социально-возрастных групп общества. Одной из таких групп является молодёжь, среди которой немало курсантов вузов Министерства обороны Российской Федерации [2, С. 8].


Ценностные основания военной службы представляют собой интегративную характеристику, объединяющую в единое целое профессиональные качества и мировоззренческую готовность военнослужащих ВС РФ выполнить свое предназначение в любых условиях обстановки.


Для курсантов характерна модификация ценностных оснований на протяжении их пребывания в вузе. Если в начале своей службы на выбор идеалов влияют те же факторы, что и на их гражданских сверстников, в значительной мере состоящие в воспевании индивидуализма и ориентации на приумножение материальных благ, то впоследствии учащиеся в погонах все более отождествляют себя с воинским коллективом, приобретают духовные цели согласно заветам Александра Невского: «нет выше чести, чем жизнь положить за други своя» и А.В. Суворова: «сам погибай, а товарища выручай!».


В рамках анкетирования курсантов Дальневосточного высшего общевойскового командного училища (Исследование было проведено автором в сентябре 2020 г. среди курсантов 1 курса, выборка составила 200 человек) им был задан вопрос: «Почему вы хотите быть офицером?». В ходе обработки полученных данных были получены следующие ответы:

1) интерес к приобретению материальных благ как для себя, так и своей семьи проявили 34 % респондентов;

2) стремление к защищенности, социальным гарантиям и поддержке бытовых запросов – 15 % опрошенных;

3) осуществление мечты детства и следование семейным нормам (традициям) – 20 % респондентов;

4) реализация доступности в получении бесплатного образования и создании условий быстрого карьерного роста по службе – 15 % опрошенных;

5) склонность получить постоянное место службы вблизи своих родных мест – 12 % участников;

6) желание раннего выхода на пенсионный отдых – только 4 % респондентов.


Таким образом, исследование показало приоритет духовных ценностей в качестве мотивации желания посвятить свою жизнь военной службе. Следует признать, что ядро ценностных идеалов курсантов образуют духовные ценности, которые влияют на все стороны их повседневной жизни сложившимся порядком традиций и устоев.


С точки зрения автора, в Российской армии ценностные основания военной службы курсантов условно можно распределить на три основных группы [8, С. 13]:

1) ценности морального характера (героизм, воинский долг, чувства товарищества, братства и взаимовыручки, честь и достоинство военнослужащего, гордость профессией и т.д.);

2) ценности социальные (гражданственность, социальная обеспеченность, патриотизм и др.);

3) ценности военно-профессиональные (боевые традиции русской армии, воинская дисциплина, нравственный кодекс поведения, единоначалие и др.).


Не следует также забывать, что в современном обществе, зачастую носящем характер общества потребления, наряду с вышеперечисленными ценностями большой вес для личности и общества, в том числе и курсантов, имеют материальные ценности. Ведь человек не может существовать без пищи, одежды, благоустроенных условий проживания. Материальные ценности – это все то, что можно воспринимать в процессе чувственного опыта: создать, купить, заслужить (военная форма одежды, денежное довольствие, военное имущество и снаряжение, вооружение и военная техника и т.д.). На сегодняшний день денежное довольствие курсанта составляет от 24 до 35 тысяч рублей. Это позволяет ему не только обеспечить себя (умывальные и бритвенные принадлежности, письменные принадлежности, одежда и т.д.), но и оказать посильную помощь своим родным и близким. Однако не следует превозносить такого рода значения и тем более ставить их в качестве аксиологических ориентиров, ведь они не являются целью, а представляют собой всего лишь средства ее достижения.


К числу морально-нравственных ценностей следует отнести: воинский долг, честь и достоинство военнослужащего, мужество и героизм. Рассмотрим каждую из указанных ценностей более детально [4, С. 27-30].


Воинский долг – это повышенное чувство индивидуальной ответственности перед самим собой и своими товарищами, проявляющееся в стремлении добросовестным образом выполнять возложенные должностные и специальные обязанности. Завоёванный авторитет среди сослуживцев отношением к своему профессиональному делу, контроль за своими подчиненными и ответственность за принятые решения, умение проявлять выдержанность, стойкость и самообладание в сложных и порой критических условиях и ситуациях.


Воинская честь проявляется как реализация личностью воинского долга, неделимость слова и дела, навык вырабатывать самостоятельные решения и нести за них ответственность, искусство сделать шаг на рассудительный риск.


Мужество и героизм рассматривается как твердость характера, последовательная преданность своим моральным принципам в случае угрозы, а также поступки, осуществляемые во имя благородных свершений. Мужество отображает нравственную силу духа в преодолении тревоги, причём появляется удивительная и немыслимая внутренняя сила, и уверенность в себе при критической обстановке. В ратных действиях проявляется героизм, при этом выражается духовно-этическим состоянием человека, в том числе и военнослужащего [6, С. 10].


Социальные ценности включают в себя гражданственность и патриотизм. Гражданственность – принадлежность к великому российскому народу и преданность своему государству, ответственность за его прошлое, настоящее и социально благополучное будущее.


Патриотизм – чувство любви и преданности к «отчему дому», внимание и забота, а также готовность в любой момент к защите Родины от посягательств агрессоров [2, С. 11].


Военно-профессиональные ценности включат в себя боевые обычаи, традиции и устои воинского коллектива, воинскую дисциплину, единоначалие. Боевые традиции – это основы норм, обрядов и правил, переходящие из поколения в поколение и сохраняющие свою актуальность и приоритетность, необходимые военнослужащим для выполнения образцового воинского долга в течение длительного времени». Боевые традиции вооруженных сил – важнейшая составляющая часть системы воинских устоев.


Дисциплинарный устав ВС РФ формулирует понятие «воинской дисциплины» как «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных федеральными законами, общевоинскими уставами Вооружённых Сил Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и приказами командиров» [1]. Она формируется на самосознании и осмыслении гражданами воинского долга и индивидуальной ответственности за защиту своей страны. Это основа состояния облика армии, которая основывается на закрепленных правилах командиров и начальников, уважении чести и достоинства товарищей.


Единоначалие означает, что командир не только располагает всеми возложенными распорядительной властью правами по отношению к подчинённым, но и несёт абсолютную ответственность за все стороны функционирования и жизнеобеспечения подразделения [9, С. 3-4].


Знание курсантами армейской истории и традиций формируют духовно-ценностный фундамент служения, постоянно были и остаются важными для курсантов в течении исполнения своего гражданского, патриотического и служебного долга. Рассмотрим некоторые примеры из истории и современности.


В первые дни Великой Отечественной войны десятки тысяч молодых патриотов, будущих командиров, не закончив курс своего обучения, уходили на фронт, чтобы защитить свое Отечество от немецких оккупантов. Вчерашние мальчишки не жалели своей жизни для защиты своей Родины. На фронт ушли совсем еще юные парни (3500 человек) пехотного и артиллерийского училищ из г. Подольска, получивших общее имя «Подольские курсанты», которые приняли главное сражение в своей жизни в октябре 1941 года на юго-западных подступах к Москве. Эти молодые люди быстро повзрослели на поле боя и поняли свою необходимость в суровую годину для своего Отечества. Они проявили мужество, бесстрашие и самоотверженность в боях, высокую боеспособность, переносили все тяготы и лишения. О героических подвигах курсантов в годы Великой Отечественной войны написано множество произведений, а недавно на большие экраны вышел художественный фильм «Подольские курсанты» [10].


В настоящее время воссоздаются детско-юношеские военно-патриотические общественные движения, главное из которых, образованное в 2016 г. по инициативе министра обороны РФ С.К. Шойгу, получило название ЮНАРМИЯ и объединило свыше 760 тысяч мальчишек и девчонок в 85 регионах нашей страны, и эти цифры с каждым днем продолжают расти [11]. Юные жители нашей страны все больше тянутся к этому возрождённому движению. Вступление в ряды юнармейца помогает молодежи приобрести ценностную ориентацию, выработать нравственную позицию, выявить и открыть в себе духовные возможности. Деятельность данной организации обращена на воспитание в молодом поколении душевности и сочувствия, добросовестности и правдивости, надёжности и совершенства, любви к родной стране и духовному наследию предков. Вырабатывается чувство ответственности за своё повседневное поведение, активность, независимость и индивидуальность – качества, которые определяют настоящего гражданина-патриота своей страны. Ребята не только обучаются взаимодействию друг с другом, но и открывают для себя и анализируют вопросы дальнейшего развития российского общества, находят пути их решения в осуществлении социально значимых проектов. Данное движение воспитывает позитивную мотивацию к выполнению конституционного долга и подготавливает молодёжь к поступлению в военные ВУЗы и ряды Вооруженных Сил Российской Федерации. Более двух третей юнармейцев по завершению средних образовательных учреждений подают документы и пробуют свои силы при поступлении в ведущие военные вузы страны, где получают бесплатное высшее образование и социальную помощь от государства.


Исследования общественного мнения и настроений российского молодого поколения, произведенные в последнее десятилетие, показывают, что в современных условиях повышается влияние традиционных духовных ценностей воинского служения на их сознание. В немалой степени это связано с агрессивной военной политикой Запада по безнаказанному вмешательству во внутренние дела ряда государств (Югославия, Ирак, Ливия, Сирия, юго-восток Украины) под благовидным предлогом спасения от диктатуры и приобщения к общечеловеческим ценностям, которое чаще всего заканчивается масштабными разрушениями и гибелью ни в чем не повинных людей.


Молодёжь, воспитанная на традиционных духовных ценностях, с почтением и с понимаем относится к таким понятиям как мужество, героизм, честь, долг, патриотизм и государственность. Это во многом отличает их от своих сверстников, воспитанных под влиянием легких популистских лозунгов, пропагандирующих почитание материальных ценностей превыше всего, выставляющих деньги в качестве культа поклонения, на фоне вымывания значимых моральных ценностей, кардинальных изменений духовных идеалов посредством медиасетей YouTube, ТikТоk, и многих прочих средств массовой коммуникации.



Так, у обычного юноши и курсанта будут совсем разные духовно значимые идеалы для подражания. Если для первого это зачастую персонаж массовой культуры, ставший «супергероем» благодаря назойливой зарубежной пропаганде массовой культуры, то для второго подлинным героем будет обычный человек, наш современник, который не побоялся в трудную минуту принять единственное верное решение, спасшее товарищей от неминуемой гибели, человек, до конца выполнивший свой долг воина, невзирая на опасность, помогающий мирным жителям.


Курсанты активно участвуют в мероприятиях, посвященных солдатам, сержантам и офицерам Российской армии, исполнявшим свои служебные обязанности в Сирийской Арабской Республике, на поле боя сражающихся с мировым терроризмом за пределами своей страны, и которых по праву необходимо называть героями. На занятиях и в ходе личных бесед профессорско-преподавательский состав постоянно рассказывает курсантам о подвигах этих людей и тем самым не только чтит их память, но и показывает, что такое поведение доступно каждому военнослужащему, если он сумеет преодолеть свой страх и выполнить свой долг до конца. Такие реальные герои, как Федор Журавлев и Олег Пешков, Александр Прохоренко, Роман Филипов и многие другие военнослужащие являются для них примером для подражания в храбрости и отваге, самопожертвовании и доблести, в готовности выполнить приказ и нежелании прятаться за спинами своих товарищей [3].


В процессе обучения у курсантов происходит переосмысление и переоценка понимания перспективности воинской службы и ее необходимости для общества. Впоследствии будущие офицеры, уже твердо вставшее на путь воинского служения, идут по нему с уверенностью и гордостью, осознавая, что сделали для себя правильный ценностный выбор.


Важнейшей особенностью формирования ценностных оснований является то, что курсанты оказываются под влиянием, с одной стороны, различных социальных факторов, в том числе и деструктивных, а с другой –состоят в порядке прямого наследия сложившихся и передающихся из поколения в поколение духовно значимых традиций и аксиологических идеалов [7, С. 7].


Существенное воздействие на формирование и поведение личности молодых людей проявляет социальная окружение, то есть образовательный процесс и воспитательная среда. Проблема содержится в том, каковы ценностно-нормативные компоненты развивает и транслирует данный социально-образовательный институт, и какие педагогические требования предъявляются к индивиду.


Следует отметить, что в 1990-е годы воспитательная задача, которая, как известно, неотделима от процесса воспитания, фактически была упразднена как в школе, так и в высших учебных заведениях. Под влиянием непродуманной образовательной политики и стихийных реформ, переместившей образование из важнейшей ценностной установки (ведь «образование» дословно означает – формирование образа личности человека) в «педагогическую услугу», произошел раскол в ценностных идеалах молодежи. С одной стороны, ей в качестве жизненных целей активно навязывается принцип общества потребления, выдаваемый за духовный, но на самом деле насквозь материалистический, который признает высшей ценностью лишь собственное благополучие. С другой стороны, сохраняется передача от старшего поколения, солдат Победы, духовных заповедей младшему – защита Отечества является высшей ценностью, более важной, чем личная жизнь отдельного человека [5, С. 57].


В настоящее время отрицательный опыт фактического исключения воспитания из образования подлежит всестороннему пересмотру. Автором статьи в проводимом им диссертационном исследовании предложена модель приобщения курсантов к духовным ценностям, которая включает в себя следующие элементы: научение индивида познавать и принимать ценности через деятельность и практически значимую информацию; воспитание уважения отношений в системе «человек-человек», «человек-общество», «человек-государство» с выявлением и преодолением имеющихся у личности курсанта предубеждений; раскрытие уникальности культуры русского народа, как государствообразующей духовной ценности; взаимодополнение учебно-познавательной и воспитательной деятельности. При успешной защите диссертации практические предложения могут быть использованы как в системе военных учебных заведений, так и в средних образовательных учреждениях в духе воспитания патриотов своей страны.


Таким образом, развитие ценностных оснований в ходе организации и целенаправленной подготовки курсантов к воинскому служению выражается не только в их адаптации к условиям обучения, но и в искреннем принятии идеалов и сознательной их духовной идентификации с воинами, выполнившими свой воинский долг до конца. Успешность такого рода духовного выбора обусловливается не только использованием современных методик обучения, различных информационных технологий и тренажеров, но и в существенной мере будет зависеть от разделения обучаемыми традиционных ценностей и духовных предпочтений российского общества.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации». Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации.
2. Алексеенко О.М. Ценности военной службы и проблемы повышения ее престижности в Вооруженных Силах Российской Федерации: автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 1996. 22 с.
3. Капустин А. Как российские военнослужащие совершили великий подвиг в Сирии // База 211 – военная история [Электронный ресурс]. URL: https://s30116489994.mirtesen.ru/blog/43093834737/Kak-rossiyskie-voennosluzhaschie-sovershili-velikiy-podvig-v-Sir (дата обращения: 04.03.2021).
4. Кафтан В.В. Дегероизация массового сознания современного российского общества. М., Елец: Типография, 2015. 310 с.
5. Кафтан В.В., Петрий П.В. Аксиология воинского служения: монография. М.: ВУ, 2017. 372 с.
6. Климов В.В. Ценностное самоопределение личности офицера российской армии в современном обществе: автореф. дис. … канд. филос. наук. М.: ВУ, 2007. 23 с.
7. Лактионов А.Л. Противоборство духовно-ценностных систем как феномен общественной жизни современной России: автореф. дис. … канд. филос. наук. М.: ВУ, 2011. 21 с.
8. Манерко И.В. Духовно-нравственные качества личности военнослужащего современной российской армии: автореф. дис. … канд. филос. наук. М.: ВУ, 2011. 25 с.
9. Марущенко В.В., Карпизин В.Н. Отечество. Честь. Долг. М., 1997. Вып. 1. 164 с.
10. Русский А. Подвиг 17-летних мальчишек шокировал немцев // Белые страницы истории [Электронный ресурс]. URL: https://belayaistoriya.mirtesen.ru/blog/43639377338/PODVIG-17-LETNIH-MALCHISHEK-SHOKIROVAL-NEMTSEV (дата обращения: 02.03.2021).
11. Всероссийское детско-юношеское движение «Юнармия» [Электронный ресурс]. URL: https://yunarmy.ru/ (дата обращения: 02.03.2021).

 

REFERENCES:

 

1. Decree of the President of the Russian Federation of 10.11.2007 N 1495 "On the approval of the general military regulations of the Armed Forces of the Russian Federation". Disciplinary regulations of the Armed Forces of the Russian Federation.
2. Alekseenko O.M. The values of military service and the problems of increasing its prestige in the Armed Forces of the Russian Federation: Avtoref. dis. ... cand. philos. sciences. M., 1996. 22 p.
3. Kapustin A. How Russian servicemen performed a great feat in Syria // Base 211 - military history [Electronic resource]. URL: https://s30116489994.mirtesen.ru/blog/43093834737/Kak-rossiyskie-voennosluzhaschie-sovershili-velikiy-podvig-v-Sir (Access date: 03.04.2021).
4. Kaftan V.V. Deheroification of the mass consciousness of modern Russian society. M., Yelets: Printing House, 2015. 310 p.
5. Kaftan V.V., Petriy P.V. Axiology of military service: monograph. Moscow: MU, 2017. 372 p.
6. Klimov V.V. Self-determination of the values of the Russian Army officer personality in modern society: Avtoref. dis. ... cand. philos. sciences. Moscow: MU, 2007. 23 p.
7. Laktionov A.L. Confrontation between spiritual and value systems as a phenomenon of social life in modern Russia: Avtoref. dis. ... cand. philos. sciences. Moscow: MU, 2011. 21 p.
8. Manerko I.V. Spiritual and moral qualities of the personality of a serviceman in the modern Russian army: Avtoref. dis. ... cand. philos. sciences. Moscow: MU, 2011. 25 p.
9. Marushchenko V.V., Karpizin V.N. Fatherland. Honour. Duty. Issue 1. M., 1997. 164 p.
10. Russky A. The feat of 17-year-old boys shocked the Germans // White pages of history [Electronic resource]. URL: https://belayaistoriya.mirtesen.ru/blog/43639377338/PODVIG-17-LETNIH-MALCHISHEK-SHOKIROVAL-NEMTSEV (Access date: 03/02/2021).
11. All-Russian youth movement "Yunarmiya" [Electronic resource]. URL: https://yunarmy.ru/ (Access date: 02.03.2021).

 

 

Косицын Федор Геннадьевич
адъюнкт кафедры философии и религиоведения
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Kositsyn Fedor Gennadievich
Adjunct at the Department of Philosophy and Religious Studies
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ