ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ЛЕТНОГО СОСТАВА В БАТАЙСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ШКОЛЕ ПИЛОТОВ ИМЕНИ А.К. СЕРОВА В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ


THE EXPERIENCE OF THE FLIGHT STAFF’S TRAINING IN THE BATAY AVIATION PILOT SCHOOL NAMED AFTER A.K. SEROV DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR


УДК 94(47).084.6

 

ЛАНТУХОВ Сергей Сергеевич

 

 

LANTUKHOV Sergey Sergeevich

 

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, целью которого являлось выявление особенностей подготовки летного состава в Батайской авиационной школе пилотов имени А.К. Серова в годы Великой Отечественной войны. Рассмотрен опыт подготовки летчиков в рамках многоуровневой системы подготовки летного состава РККА в различные периоды Великой Отечественной войны. Приведенный краткий анализ позволяет объективно оценить степень эффективности подготовки летного состава в годы Великой Отечественной войны, особенно посредством изучения отзывов на выпускников ВУЗов из войск.   Abstract. The article presents the results of the study, the purpose of which was to identify the features of training of flight personnel in the Batay aviation school of pilots named after A.K. Serov during the Great Patriotic war. The experience of training pilots in the framework of the multi-level system of training of the Red Army aircrew in various periods of the great Patriotic war, its complex multi-stage structure, features and difficulties that faced both the command of the aviation school and the state administration bodies as a whole are considered. The resulting brief analysis allows us to objectively look at the effectiveness of training flight personnel during the Great Patriotic war.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, военно-воздушные силы, Батайская авиационная школа пилотов имени А.К. Серова, подготовка летных кадров.

  Keywords: Great Patriotic war, Air Force, Batay aviation school of pilots named after A.K. Serov, training of flight personnel.

 

 

 

С первых дней войны перед Советским правительством стояла сложнейшая задача, заключавшаяся в решении проблемы подготовки авиационных кадров, прежде всего летного состава, на уровне, превосходящем подготовку летного состава фашистской Германии.


Подготовка летных кадров военного времени имела многоуровневую структуру: обучение последовательно производилось в школах пилотов первоначального обучения, школах пилотов Военно-воздушных сил, академиях, запасных авиационных полках и учебно-тренировочных полках воздушных армий фронтов. Базовым уровнем подготовки являлась подготовка летчиков в авиашколах и запасных полках.


Данная система обучения летного состава не была лишена множества недостатков, о которых, в частности, было доложено в декабре 1943 года на организованном по указанию Военного Совета Военно-воздушных сил совещании Командующих Военно-воздушными силами военных округов, командиров запасных авиабригад и представителей воздушных армий фронтов. На начало войны подготовкой летного состава занимались 53 учебных заведения, а уже к началу 1943 года подготовкой летного и технического состава занимались 79 учебных заведений, среди которых 10 военно-авиационных училищ и высших школ и 24 военно-авиационные школы пилотов. Одним из профильных ВУЗов, готовивших летные кадры для истребительной авиации, являлась Батайская авиационная школа пилотов имени А.К. Серова.


Батайская авиационная школа пилотов имени А.К. Серова (далее – Батайская авиашкола) была создана на базе расформированной Батайской первой Краснознаменной школы гражданского воздушного флота имени В.Н. Баранова из переведенной приказом наркома обороны СССР № 0234 в октябре 1939 года из г. Читы 30-й военной школы пилотов.


Предвоенные 1940-1941 годы стали этапом активного развития учебного заведения, включавшего интенсивную работу командного и летно-технического состава. Этому во многом способствовали развитие учебно-материальной базы и улучшение быта, которые были реализованы после передислоцирования авиашколы из Читы [7, C. 236].


Первый выпуск курсантов созданной авиашколы состоялся в июне 1940 г., было подготовлено 542 летчика-истребителя. Общее количество выпускников на начало войны составило 1414 летчиков-истребителей, эксплуатировавших самолеты И-5, И-15, И-16.


Развязанная фашистской Германией захватническая война против советского народа в кратчайшие сроки перестроила всю повседневную деятельность Батайской авиашколы в соответствии с требованиями военного времени.


Учебный процесс в данный период подлежал коренной переработке. Основной характерной чертой периода стало сокращение срока обучения курсантов с одного года до шести месяцев, выразившееся в сокращении программ теоретического обучения, что в свою очередь в известной степени снизило качество подготовки молодого летного состава.


Реализация возможности перевода авиационных школ в целом и Батайской школы в частности на шестимесячное обучение потребовала перезакрепления преподавательского состава за эскадрильями, в которых процесс практического и теоретического обучения был соединен воедино.


Стоявшая перед руководством авиашколы проблема сосредоточения подготовки летного состава на одной территории не была решена до конца войны. Это было обусловлено различного рода трудностями, характерными для военного времени, однако основная задача, стоявшая перед учебным заведением, заключавшаяся в подготовке достаточного количества боеспособных летчиков, была успешно выполнена уже в ходе Великой Отечественной войны.


Главным методическим приемом обучения в Батайской авиашколе являлась в основном отработка техники пилотирования боевого самолета, в то время как изучение воздушного боя и стрельб только что сформировавшимися молодым летчикам предстояло проходить уже в запасных авиаполках.


За 1941 г. европейская часть страны в рамках эвакуационных мероприятий была оставлена 54 училищами и школами Военно-воздушных сил (76% всех учебных заведений ВВС). Так, перебазирование Батайской авиашколы в город Евлах Азербайджанской ССР в связи с приближением фронта было осуществлено уже в октябре 1941 года. Развертывание учебно-материальной базы происходило в сложных условиях, требовавших от личного состава авиашколы максимальной отдачи и профессионализма. [5, C. 296]. Несмотря на плохой подвоз продовольствия и материалов, личному составу Батайской авиашколы удалось в максимально короткий срок построить аэродром, оборудовать в палатках, землянках и под открытым небом учебные классы [3, С. 55-56].


К одной из основных проблем подготовки летного состава необходимо отнести старый самолетный парк особенно в 1941-1942 гг. До конца 1942 г. обучение в Батайской авиашколе осуществлялось на сильно изношенных и морально устаревших к тому времени самолетах (И-5, И-15, И-16), что в комплексе с полным отсутствием поставок запасных частей заводами-изготовителями не могло не сказываться на качестве подготовки летных кадров.


Результатом установившейся тенденции к снижению качества получаемого образования летным составом стали инициируемые Командованием и Военным советом ВВС в январе 1943 года сборы начальников летных учебных заведений, на которых последним были поставлены следующие задачи по повышению уровня подготовки летных кадров:

- перестроение всей работы учебных заведений в соответствии с требованиями войны;

- внедрение опыта войны в учебном процессе;

- повышение методического мастерства инструкторского и преподавательского состава;

- улучшение обучения и воспитания курсантов, укрепление воинской дисциплины, порядка и организованности в училищах и школах;

- обучение курсантов боевому применению [8, С. 270].


В середине 1942 года большая часть переменного состава Батайской авиашколы была оторвана от обучения летному делу, многие из которых впоследствии не смогли продолжить обучение.


Это было обусловлено нависшей летом 1942 г. угрозой над Северным Кавказом, которая потребовала формирования двух полков-истребителей Батайской авиационной школой на самолетах И-16 и ЛаГГ-3. Комплектование личным составом производилось из числа летчиков-инструкторов школы, которые в воздушных боях пресекали вражеские налеты на Махачкалу, Баку и Грозный [5, С. 305].


Кроме того, весной 1942 г. из курсантов Батайской авиационной школы формировались стрелковые бригады, оборонявшие Тбилиси, Моздок и Гудермес.


Осенью 1942 г. Батайская авиационная школа несла боевое дежурство в районах Даляр, Тасмано, Нуха, Ханлык, Джеват. В это же время из её состава была сформирована оперативная группа во главе с начальником группы – начальником Батайской авиационной школы. Группа была задействована в проведении оборонительных работ в районе перевала Салават главного Кавказского хребта. [5, С. 305].


Начало 1943 г. стало переломным в истории Великой Отечественной войны, строительстве ВВС и системе подготовки военных кадров. В соответствии с решением ЦК ВКП(б) и ГКО от ноября 1942 г. сроки обучения во всех школах летчиков-истребителей, в том числе и в Батайской авиашколе, были увеличены до 1 года. Развитие авиационной промышленности, а также повышение мастерства воздушного боя требовали соответствующей подготовки поступающих на фронт молодых летчиков. В данной связи тенденция комплектования авиаполков значительным количеством состава, минимально подготовленного в теоретическом и практическом плане в течение ограниченного количества времени, но вместе с тем способного успешно противостоять натиску врага на старых образцах авиационной техники, закончился. [7, С. 5].


К этому моменту отечественная авиационная промышленность наладила производство в необходимом количестве самолетов, способных по своим летным и эксплуатационным характеристикам противостоять вражеским.


В начале 1943 г. в Батайскую авиашколу начинают поступать новые истребители Ла-5, а количество выпускников авиашколы сокращается. Выпуск осуществляется небольшими группами по 10 человек, преимущественно на новых самолетах Ла-5 и ЛаГГ-3.


Повышения качества летного образования в годы войны также удалось добиться путем закрепления летно-инструкторского, преподавательского и командного состава за авиашколами наряду с совершенствованием их летно-методического и педагогического мастерства, реализуемого в соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) от 1943 г. о запрете откомандирования постоянного состава военных учебных заведений на фронт. Этот фактор минимизировал дефицит кадров и их постоянную текучесть. Необходимо отметить, что повышение методического мастерства постоянного состава осуществлялось путем проведения летно-методических совещаний, целью которых являлись вопросы повышения качества обучения курсантов (готовность к самостоятельному вылету, обучение фигурам высшего пилотажа, навыки использования радиосвязи в полете и пр.).


Одной из основных проблем, с которой сталкивались военные авиационные школы военного времени, стало несоответствие планирования подготовки летных кадров и количества выделяемого горючего авиационным школам, что во многом было вызвано неравномерностью поступления горючего в течении всего учебного года.


Неравномерность обеспечения Батайской авиационной школы горючим приводила к невыполнению плана подготовки летчиков-истребителей на год. В 1943 году план подготовки школы был выполнен всего на половину, что в свою очередь свидетельствует не только о трудностях материально-технического обеспечения авиационной школы во время войны, но и о завышенном планировании подготовки летчиков, рассчитанном на работу в пункте постоянной дислокации в Батайске.


Перебои в снабжении горючим, неудовлетворительное состояние самолетного парка Батайской авиационной школы послужило причиной перехода на ежемесячный выпуск курсантов небольшими группами. Так в 1943 г. из подготовленных 593 выпускников в январе выпустилось 65 человек, в феврале – 13, в марте – 16, в апреле – 51, в мае – 22, в июне – 174 , в июле – 138, в сентябре – 56, в октябре – 10, в ноябре – 48 [7, С. 2].


Важным с точки зрения организации учебного процесса для Батайской авиационной школы являлся 1944 год, так как в марте авиашкола возвратилась в город Батайск, с первых дней приступив к восстановлению разрушенной инфраструктуры и возобновления основной задачи – обучения и подготовки боевых летчиков, которую она с успехом выполняла до окончания войны. При этом крайний выпуск летчиков военного времени состоялся уже накануне Дня Победы. [7, С. 216].


Таким образом, становление и развитие системы подготовки летного состава в Батайской авиашколе осуществлялось в контексте развития всей системы подготовки авиационных кадров в период Великой Отечественной войны [8, С. 791].


Более 4000 первоклассных летчиков-истребителей было подготовлено в стенах Батайской авиационной школы пилотов. А это – имена, которые известны не только стране, но и всему миру. Подвиги летчиков-серовцев под Москвой и Ленинградом, под Сталинградом и на Кавказе, в боях при освобождении Европы и при взятии Берлина остались в памяти потомков, а опыт подготовки летного состава вне всяких сомнений должен быть актуализирован и использован на современном этапе.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Бобылев П.Н., Липицкий С.В., Монин М.Е., Панкратов Н.Р. Великая Отечественная война: вопросы и ответы. М.: Политиздат, 1984. 430 с.
2. Виниченко М.В. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В 12 т. Т.3. Битвы и сражения, изменившие ход войны. М.: Кучково поле, 2012. 864 с.
3. Военные кадры Советского государства в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (справочно-статистические материалы) / под общ. ред. генерала армии А.П. Белобородова. М.: Военное издательство Министерства обороны» 1963. 624 с.
4. Золотарев В.А. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В 12 т. Т.1. Основные события войны. М.: Воениздат, 2011. 848 с.
5. Ржешевский О.А., Никифоров Ю.А. Великая Отечественная война. Юбилейное издание. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. 624 с.
6. ЦАМО. Ф. 35. Оп. 11284. Д.363.
7. ЦАМО. Ф. 35. Оп. 11284. Д.724.
8. ЦАМО. Ф. 35. Оп. 11284. Д.857.

 

REFERENCES:

 

1. Bobylev P.N., Lipitsky S.V., Monin M.E., Pankratov N.R. The Great Patriotic War: Questions and Answers. Moscow: Politizdat, 1984. 430 p.
2. Vinichenko M.V. The Great Patriotic War of 1941-1945. In 12 volumes. Vol. 3. Battles and fights that changed the course of the war. M.: Kuchkovo pole, 2012. 864 p.
3. Military personnel of the Soviet State in the Great Patriotic War of 1941-1945. (reference and statistical materials) / Ed. by General of the Army A.P. Beloborodov. M.: Military publishing house of the Ministry of Defense, 1963. 624 p.
4. Zolotarev V.A. The Great Patriotic War of 1941-1945. In 12 volumes.Vol. 1. The main events of the war. Moscow: Voenizdat, 2011. 848 p.
5. Rzheshevsky O.A., Nikiforov Yu.A. The Great Patriotic War. Anniversary edition. Moscow: OLMA Media Group, 2010. 624 p.
6. TsAMO. F. 35. Op. 11284. D. 363.
7. TsAMO. F. 35. Op. 11284. D. 724.
8. TsAMO. F. 35. Op. 11284. D. 857.

 

 

Лантухов Сергей Сергеевич
адъюнкт кафедры истории
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Lantukhov Sergey Sergeyevich
adjunct of the military university
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ