ОПЫТ РАБОТЫ С МЕСТНЫМ НАСЕЛЕНИЕМ В ЗОНЕ ДЕЭСКАЛАЦИИ «ХОМС» ЦЕНТРА ПО ПРИМИРЕНИЮ ВРАЖДУЮЩИХ СТОРОН В СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ


EXPERIENCE IN WORKING WITH THE LOCAL POPULATION IN THE "HOMS" DE-ESCALATION ZONE OF THE CENTRE FOR RECONCILIATION OF OPPOSING SIDES IN THE SYRIAN ARAB REPUBLIC


УДК 355/359

 

САЗОНОВ Александр Михайлович
САЗОНОВА Юлия Михайловна

 

 

SAZONOV Aleksandr Mikhailovich
SAZONOVA Yulia Mikhailovna

 

Аннотация. В статье анализируется и обобщается опыт организации работы группы контроля (зоны деэскалации № 2 «Хомс») Центра (по примирению враждующих сторон на территории Сирийской Арабской Республики) авиационной группы. Раскрываются задачи, стоявшие перед личным составом группы контроля при работе с местным населением и боевиками незаконных вооруженных формирований за период с августа по декабрь 2017 г., а также показываются особенности данной зоны деэскалации.   Abstract. The article analyzes and summarizes the experience of organizing the work of the control group (de-escalation zone No. 2 "Homs") of the Center (for the reconciliation of opposing sides on the territory of the Syrian Arab Republic) of the aviation group. The tasks faced by the personnel of the control group when working with the local population and militants of illegal armed groups for the period from August to December 2017 are revealed, as well as the features of this de-escalation zone are shown.

Ключевые слова: Российская Федерация; вооружённые силы; Сирийская Арабская Республика; боевые действия; зона деэскалации; Хомс; ЦПВС; НВФ; умеренная оппозиция; нормализация; определение статуса; режим прекращения; гуманитарные акции.

  Keywords: The Russian Federation; armed forces; Syrian Arab Republic; fighting; de-escalation zone; Homs; CPVS; Illegal armed groups; moderate opposition; normalization; determination of status; termination mode; humanitarian actions.

 

 

 

Боевые действия различной степени напряженности в Сирийской Арабской Республике (далее - САР) продолжаются в течение восьми лет. Число жертв приближается к миллиону, а беженцев из страны – к нескольким миллионам. Учитывая менталитет местного населения, законы «кровной» мести и пр., уровень недоверия, а иногда и ненависти друг к другу между противоборствующими сторонами достигает максимума.


Несмотря на то, что за последнее время ситуация в целом значительно улучшилась, обстановка во многих регионах страны остается напряженной. Открытое вооруженное противостояние происходит только на севере САР в провинции Идлиб. Во всех остальных районах, особенно недавно освобожденных от НВФ, гуманитарная ситуация остается очень тяжелая [3].


В конфликте участвуют более сорока государств. Так, в составе участников конфликта в Сирии: с одной стороны – правительственные войска САР («Сирийская арабская армия», Республиканская гвардия и отряды народного ополчения) законного Президента Сирии Башара Асада, поддержку которого осуществляют группировка войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации в САР [1], вооруженные формирования Корпуса стражей Исламской революции «Хезболла» (далее КСИР), курдские отряды самообороны; с другой стороны – НВФ международных террористических организаций, борющихся за идеи создания Исламского Халифата и радикального ислама, салифизма и ваххабизма, запрещенные на территории РФ «Исламское государство» (ИГИЛ), «Джебхат ан-Нусра» (ДАН), «Ахрар аш-Шам» (ААШ), «Джейш аль-Ислам» и др. Против правительственных войск зачастую совместно с боевиками террористических организаций ведут боевые действия отряды НВФ сирийской т.н. «умеренной оппозиции» («Свободная сирийская армия» (ССА), «Сирийские демократические силы» (СДС)). Часть курдских отрядов самообороны придерживается сепаратистских взглядов, стремится к автономии. Против них Турция применяет свои вооруженные силы в северной части Сирии.


На территории Сирии в конфликте участвуют силы международной коалиции во главе с Соединенными Штатами Америки (воинские формирования ВВС, ВМС и сил спецопераций США, Великобритании, ФРГ, Италии и др.). США и их союзники активно поддерживают борьбу отрядов оппозиции против правительственных войск. Экономическую поддержку (деньгами, оружием, боеприпасами, людскими ресурсами и другими средствами) международным террористическим организациям негласно оказывали (а некоторые и продолжают оказывать) различные организации радикального исламистского толка, заинтересованные политические силы Катара, Саудовской Аравии, Турции.


Исходя из сложившейся военно-политической ситуации, в феврале 2016 г. на территории САР был сформирован Центр по примирению враждующих сторон. Одной из его основных задач была организация диалога между враждующими сторонами с целью дальнейшего их примирения и прекращения боевых действий. Необходимо отметить, что с организациями, признанными во всем мире террористическими – ИГИЛ и ДАН – переговоры никогда не велись и не ведутся. Также задачами ЦПВС являлись проведение различных гуманитарных миссий и контроль за соблюдением режима прекращения боевых действий (РПБД).


В первой половине 2017 г. на фоне успехов правительственных войск в борьбе с отрядами ИГИЛ и по-новому сложившейся расстановке сил в регионе удалось запустить процесс политического урегулирования и примирения враждующих сторон. Ему способствовали ставшие уже регулярными международные встречи в «астанинском формате», где при посредничестве Турции, России и ряда других государств удалось собрать за одним столом переговоров сирийскую правительственную делегацию и представителей вооруженных формирований оппозиции.


Благодаря таким встречам с 30 декабря 2016 г. на территории САР действует РПБД. Необходимо признать, что он не всегда и не везде соблюдался, но сам факт существования такой договоренности свидетельствует о стремлении к мирному разрешению затянувшегося конфликта.


В ходе пятого раунда переговоров по Сирии в Астане в целях скорейшего прекращения насилия, улучшения гуманитарной ситуации и формирования благоприятных условий для продвижения политического урегулирования конфликта в САР в соответствии с п.1 Меморандума, подписанного Российской Федерацией, Турецкой Республикой и Исламской Республикой Иран 4 мая 2017 г., на территории САР был согласован вопрос о создании четырех зон деэскалации [4]: № 1 «Идлиб»; №2 «Хомс»; №3 «Восточная Гута»; №4 «Деръа».


В каждой из зон была создана оперативная группа ЦПВС. Основные задачи групп – проведение гуманитарных акций, контроль за соблюдением РПБД и др.


В настоящий момент зоны деэскалации №№ 2, 3 и 4 перестали существовать. Где-то силовым путем, где-то путем переговоров удалось ликвидировать данные очаги сопротивления.


Наиболее подробно остановимся на работе оперативной группы ЦПВС зоны деэскалации № 2 «Хомс» в период с августа по декабрь 2017 г. (В общем деятельность оперативной группы ЦПВС № 2 уже описывалась одним из авторов, который в исследуемый период являлся старшим группы ЦПВС. В предыдущей статье подробно рассмотрено проведение различных гуманитарных и военно-политических мероприятий с местным населением, переговоры с лидерами «умеренной [3]). Географически она располагается на севере провинции Хомс вдоль границы с провинцией Хама (рис. 1). Население в основном арабы сунниты и туркоманы, причем, как сложилось исторически, туркоманы заселяют самые плодородные и богатые водой земли. Это стало одной из причин нагнетания обстановки. Большая часть суннитов – осевшие бедуины, малограмотные, сильно религиозные, что дало богатую почву для идей радикального ислама. По оценкам различных источников общая численность населения на тот момент была около 63 тысяч человек.



Рис. 1. Зона деэскалации № 2 (Хомс)


Состав НВФ в зоне «Хомс» можно охарактеризовать как разнородный. Основу банд формирований составляли бывшие офицеры САР, которые в самом начале конфликта вошли в состав ССА. Многие из них участвовали в боях за старый Хомс. Основными и наиболее боеготовыми были 3 бандформирования: «Джабхат ан-Нусра», «ССА» и «Ахрар-аш-Шам». Общая численность до 3,5 тыс. человек. На вооружении находилось до 10 танков, до 10 БМП, полевой артиллерии и минометов - до 30 стволов, РСЗО - до 15 штук, автомобилей с ДШК - около 50, автомобилей с ЗУ - около 20 и ПТРК - до 15 единиц. Также имелись современные средства связи и БПЛА (квадрокоптеры).


Всего же в зоне деэскалации насчитывалось до 70 различных бандформирований, способных в течение 5-6 часов поставить «под ружьё» 15-20 тысяч человек. Ситуацию осложняло и то, что с севера в районе н.п. Хама между зоной деэскалации № 1 «Идлиб» и № 2 «Хомс» проходила полоса освобожденной территории всего 50-70 км, т.е. существовала реальная угроза объединения этих зон, уничтожения группировки «Хама» и образования в тылу наступающих на Дейр-эз-Зор правительственных войск крупного очага НВФ, действия которых предсказать было очень сложно.


Одной из особенности зоны деэскалации № 2 было то, что практически все НВФ в низшем звене состояли из местного населения, а это запуганные, уставшие от войны крестьяне. Имелось небольшое количество пришлых боевиков (в основном ДАН), через которых и осуществлялось снабжение и финансирование НВФ. В основном финансовые потоки шли из Турции, Саудовской Аравии и Катара (США, Великобритания и др.).


В отличие от других зон деэскалации, на территории зоны «Хомс» не было боевиков «ИГИЛ». В своё время бандформирования зоны «Хомс» (ССА) оказали активное сопротивление НВФ «ИГИЛ». Только убитыми потери ССА составили около 200 человек.


Одним из положительных моментов для ОГ ЦПВС № 2 являлось отсутствие единого руководства среди боевиков, слабая организация взаимодействия между зонами деэскалации «Хомс» и «Идлиб», хотя попытки наладить данное взаимодействие предпринимались НВФ неоднократно.


Необходимо отдельно отметить ситуацию, сложившуюся в восточной части зоны. В данном районе действовали НВФ, неподконтрольные ни ССА, ни ВС САР. Основной род деятельности данных бандгрупп – контрабанда оружия, боеприпасов и пр.


Периодически происходили боестолкновения между НВФ за передел сфер влияния и контроля над неофициальными проходами в зону, в том числе с применением крупнокалиберных пулеметов и минометов.


Вот в таких сложных условиях приходилось работать офицерам ЦПВС. Одной из основных задач центра примирения является непосредственная организация данного процесса. Ситуация в конце 2017 г. складывалась очень сложная. Диалог между враждующими сторонами отсутствовал полностью. Уровень недоверия друг к другу был максимальный. Гуманитарный кризис только усугублял ситуацию.


Работа ОГ ЦПВС «Хомс» строилась по нескольким направлениям:

- проведение гуманитарных акций;

- контроль за соблюдением РПБД;

- примирение населенных пунктов;

- возвращение беженцев и др.


За указанный период в провинциях «Хама» и «Хомс» было проведено более 20 гуманитарных акций по выдаче гуманитарной помощи населению Сирийской Арабской Республики на освобожденной от НВФ территории, в результате которых оказана помощь более чем 10 тысячам мирных жителей, выдано более 60 тонн гуманитарной помощи нуждающимся и беженцам Сирийской Арабской Республики.


Все акции проводились при непосредственной поддержке подразделений российской военной полиции и согласовывались с органами местного самоуправления и с органами госбезопасности САР «Мухабарат». Особое внимание обращалось на наиболее пострадавшие от боевых действий районы. Продукты и другие предметы первой необходимости, выдаваемые ЦПВС, иногда становились единственным средством для выживания мирного населения в этих районах.


Параллельно с выдачей гуманитарной помощи разворачивались мобильные медицинские пункты, где оказывалась помощь всем нуждающимся (рис. 2).



Рис. 2. Оказание медицинской помощи населению САР


С большим трудом после длительных переговоров с обеими сторонами конфликта в декабре 2017 г. удалось провести выдачу гуманитарной помощи населению на подконтрольной ССА территории.


Отдельным направлением работы ОГ ЦПВС «Хомс» необходимо выделить помощь в восстановлении школ и организации учебного процесса. Большое количество школ было полностью или частично разрушено. Офицеры ОГ ЦПВС прикладывали максимум усилий для оказания помощи в данном вопросе, особенно в районах, освобожденных от ССА и иных бандформирований. Перед началом учебного года в школах была организованна выдача «рюкзаков школьника», содержащих необходимые для учебы предметы (ручки, карандаши тетради и т.д.). Находясь в постоянном диалоге с лидерами ССА и других НВФ, офицерам ОГ ЦПВС удалось добиться первого сентября «дня тишины» и исключить различные провокации со всех сторон.


В целом можно сказать, что всевозможные гуманитарные акции, проводимые российской стороной, имели большой эффект как в вопросах примирения враждующих сторон, так и в вопросах оказания помощи гражданскому населению, пострадавшему от боевых действий. Также данные мероприятия оказывали положительное влияние на авторитет Российской Федерации как у простых сирийцев, так и у мирового сообщества. Обстановка складывалась так, что некоторые акции стали возможны только при посредничестве российских офицеров и только под гарантией Российской Федерации.


Офицеры ОГ ЦПВС «Хомс» принимали непосредственное участие в организации работы российских и зарубежных СМИ в зоне деэскалации по вопросам освещения процессов примирения и проведения гуманитарных акций.


Видеоматериалы были размещены в новостных выпусках телеканалов «Первый канал», «Россия 24», «НТВ» и информационных порталах интернета на сайтах «Русская весна» и «Ютуб». Данные видеоматериалы были продемонстрированы на брифинге начальника ГОУ ГШ ВС в качестве доказательства выполнения обязательств со стороны Российской Федерации и оказали значительное влияние на формирование позитивного общественного мнения о роли Российской Федерации в восстановлении мирной жизни в Сирийской Арабской Республике.


В указанный период была организованна работа комиссий по примирению населенных пунктов зоны деэскалации «Хомс», в ходе которых проводились собрания и рабочие встречи с представителями различных религиозных общин, направленные на нормализацию обстановки в провинции. Во время встречи с религиозными лидерами зоны деэскалации «Хомс» были достигнуты соглашения о проведении совместной работы с жителями провинции, находящимися под контролем НВФ. В результате грамотно проведенной работы офицерами ОГ ЦПВС № 2 подписано 134 соглашения о присоединении к режиму прекращения боевых действий в населенных пунктах провинции Хомс (в том числе 14 – в зоне деэскалации «Хомс») [2].


В ходе долгосрочного сотрудничества с представителями «Мухабарат», шейхами территорий, находящихся под контролем НВФ, был организован вывод участников НВФ и членов их семей из зоны деэскалации. В результате проведенной работы по разъяснению процесса «нормализации и определения статуса» участников НВФ за период с 18 августа по 28 ноября 2017 г. вышли из зоны деэскалации «Хомс» и сложили оружие 442 боевика в районе н.п. Деэр-эль-Фардис, н.п. Тахун-Донгузия и были переданы военной полицией Российской Федерации представителям «Мухабарат» для дальнейшего прохождения процесса «нормализации». При этом было сдано 83 единицы стрелкового оружия [2].


Процедура «нормализации и определении статуса» подразумевала под собой возвращение всех гражданских прав при условии, что человек был не замешан в убийствах, массовых казнях и т.д. Практически это было достигнуто благодаря активным действиям офицеров ОГ ЦПВС «Хомс». Постоянно проводились переговоры с лидерами НВФ как при личном контакте, так и по телефону. Активно привлекались родственники боевиков, которые вступили в бандформирования в 2013 г. в самом начале конфликта. На тот момент это были юноши, одурманенные «революцией» и частично радикальным исламизмом. По прошествии 4-5 лет произошла переоценка ценностей, но вырваться из рядов НВФ не всегда получалось. Неоднократно проводились многоходовые комбинации по выводу из зоны боевиков, желающих сложить оружие, с привлечением сил местной самообороны и «Мухабарата». Все эти мероприятия проводились под гарантией РФ. Только так удавалось наладить общение противоборствующих сторон.


Ежедневно проводились личные рабочие встречи с губернаторами, главами «Мухабарат», военными представителями и представителями администраций провинций Хомс и Хама по различным вопросам.


Было организовано взаимодействие с группой контроля Сирийской Арабской Республики по вопросам контроля, учета и анализа нарушений РПБД на территории зоны деэскалации «Хомс», проводились разбирательства в обстоятельствах их совершения. Это позволило создать достаточную доказательную базу по нарушениям РПБД как со стороны НВФ, так и стороны ВС САР, что обеспечило недопущение крупных боестолкновений с применением авиации в зоне деэскалации «Хомс».


Таким образом, сирийский опыт разрешения вооруженных конфликтов подтверждает, что все чаще акцент используемых методов борьбы смещается в сторону комплексного применения политических, экономических, информационных и других невоенных мер, так называемых гибридных методов. Их содержание заключается в достижении политических целей с минимальным вооруженным воздействием на противника. Можно сделать вывод, что сочетание традиционных и гибридных методов уже сейчас является характерной чертой любого вооруженного конфликта.


В мае 2018 г. зона деэскалации «Хомс» перестала существовать. Этого удалось добиться без единого выстрела. Конечно, основными факторами, повлекшими развитие военно-политической ситуации в данном направлении, стали успешные действия правительственных войск САР в Восточной Гуте и Дерье. Но и действия оперативной группы ЦПВС № 2 имели огромное влияние на весь происходящий процесс. Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что личный состав ОГ ЦПВС «Хомс» свою задачу выполнил.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Федеральный закон РФ от 23 июня 1995 г. № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».
2. Боевые донесения рабочей группы заместителя командующего группировкой войск (сил) ВС РФ в САР (по примирению враждующих сторон) за период июль – ноябрь 2017 г.
3. Кощеев А.М., Малиновский Ю.А., Сазонов А.М. Работа оперативной группы центра по примирению враждующих сторон САР зоны деэскалации № 2 «Хомс» (август-декабрь 2017 г.). Научный сборник ВАГШ ВС РФ. 2020. № 82 (март). С. 274-281.
4. Меморандум о создании зон деэскалации в Сирийской Арабской Республике // МИД России [официальный сайт]. 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2746041 (дата обращения: 16.11.2018).

 

REFERENCES:

 

1. Federal Law of the Russian Federation of June 23, 1995 No. 93-FZ "On the Procedure for the Provision of Military and Civilian Personnel by the Russian Federation to Participate in Activities to Maintain or Restore International Peace and Security."
2. Combat reports of the working group of the deputy commander of the grouping of troops (forces) of the RF Armed Forces in the SAR (for the reconciliation of opposing sides) for the period July - November 2017.
3. Koshcheev A.M., Malinovskiy Yu.A., Sazonov A.M. The work of the operational group of the center for the reconciliation of opposing sides of the SAR of the de-escalation zone No. 2 "Homs" (August-December 2017). Scientific collection of VAGSh RF Armed Forces. 2020. No. 82 (March). Pp. 274-281.
4. Memorandum on the creation of de-escalation zones in the Syrian Arab Republic // Russian Foreign Ministry [official site]. 2018. [Electronic resource]. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2746041 (Access date: 16.11.2018).

 

 

Сазонов Александр Михайлович
адъюнкт
Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации
119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 100.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Sazonov Aleksandr Mikhailovich
Adjunct
Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation
Vernadsky prospect, d.100, Moscow, Russia, 119571

     

Сазонова Юлия Михайловна
младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела (военно-гуманитарных исследований)
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Sazonova Yulia Mikhailovna
Junior Research Officer at the Research Department (military-humanitarian research)
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ