МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ: ПРИМЕНЕНИЕ ПРИ РЕЖИМЕ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ


INTERNATIONAL LEGAL ACTS IN STATE BORDER SECURITY: APPLICATION OF RESTRICTIVE MEASURES AND EMERGENCY SITUATIONS


УДК 341.1/8

 

БОБРОВА Ольга Геннадьевна
кандидат юридических наук
БАГДАСАРЯН Ирина Артёмовна
кандидат юридических наук, доцент

 

 

BOBROVA Olga Gennadievna
Candidate of Juridical Sciences
BAGDASARIAN Irina Artemovna
Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor

 

Аннотация. В статье представлены результаты анализа подходов международных организаций (ООН, Всемирной организации здравоохранения, Всемирной таможенной организации, Всемирного почтового союза, Международной организации гражданской авиации и др.) к деятельности по обеспечению безопасности государственных границ в условиях пандемии Сovid-19. Сформулированы особенности деятельности стран-членов ОДКБ по обеспечению безопасности государственных границ при режиме ограничительных мер и чрезвычайных ситуаций. Авторами предложены рекомендации по применению подходов указанных международных организаций к совершенствованию управления безопасностью государственных границ государств-членов ОДКБ.   Abstract. The article presents the results of an analysis of the approaches of international organizations (the UN, the World Health Organization, the World Customs Organization, the Universal Postal Union, the International Civil Aviation Organization, etc.) to ensuring the security of state borders in the context of the Covid-19 pandemic. Features of the CSTO member States ' activities to ensure the security of state borders under the regime of restrictive measures and emergency situations are formulated. The authors offer recommendations for applying the approaches of these international organizations to improving the security management of the state borders of the CSTO member States.

Ключевые слова: пограничные войска; государственная граница; Организация договора о коллективной безопасности; пограничный контроль; государственная безопасность; пандемия.

  Keywords: border troops; the state border; Collective Security Treaty Organization; border control; public security; pandemic.

 

 

 

11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения (далее – ВОЗ) объявила распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее – коронавирусная инфекция) пандемией. Пандемия Covid-19 существенным образом повлияла на деятельность пограничных служб во всем мире. Международными организациями (ООН, Всемирной таможенной организацией, Всемирным почтовым союзом, Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), Ассоциацией международного воздушного транспорта) и представителями пограничных ведомств стран мира были выработаны рекомендации по обеспечению безопасности государственных границ в условиях пандемии.


Основной принцип заключается в том, чтобы прохождение пограничных формальностей было максимально упрощено для лиц, пересекающих государственную границу, при одновременном усилении контроля и выявлении случаев нарушения законодательства. Следует признать, что при этом возникает объективная необходимость внедрения бесконтактных информационно-коммуникационных технологий и реализации принципа «бесшовной» границы [7].


Кроме того, при осуществлении юридически значимых действий, при принятии решений военнослужащим пограничных войск рекомендуется опираться на результаты взаимодействия с программными комплексами и информацию, получаемую в режиме реального времени.


Руководители пограничных органов многих государств осуществляют модернизацию инфраструктуры на границе и цифровизацию процессов управления государственными границами. В качестве примера можно рассмотреть деятельность пограничных органов Финляндии по разработке и внедрению цифровых государственных онлайн-услуг в области миграции (англ. название – «EnterFinland»). Указанная цифровая платформа объединяет государственные услуги в сфере миграционного учета, налогообложения, патентов и регистрации [5].


В настоящее время международным сообществом выработаны следующие подходы к управлению государственными границами: быстрое и безопасное пересечение границы, удобное для пассажиров и участников международной торговли [6]. При этом управление границами в будущем (особенно в условиях режима ограничительных мер) будет характеризоваться следующими принципами:


1. «Невидимая» граница. Применение цифровых технологий позволит отказаться от необходимости физического представления документов или взаимодействия с должностным лицом пограничных войск. Таким образом, упрощаются многочисленные рутинные операции управления государственной границей. Эти изменения основываются на формировании так называемых цифровых двойников физических лиц (посредством бесконтактного предоставления биометрических данных, использования сенсорных технологий) и объектов материального мира. Применение подобных технологий позволяет сконцентрировать усилия военнослужащих пограничных войск на идентификации людей и транспортных средств, чей статус не установлен или чей профиль риска в ведомственной системе управления рисками высок. Кроме того, такой подход позволяет гибко выстраивать алгоритм пограничного контроля в случае выявления угроз общественной безопасности и благополучию населения (например, в условиях ограничительных мер, вызванных пандемией).


2. Адаптируемая (легко изменяющаяся, гибкая). В связи с быстрыми и радикальными эпидемиологическими, технологическими, политическими, экономическими изменениями работа пограничных органов должна быть максимально гибкой, оперативно отражающей указанные изменения, позволяющей противостоять угрозам государственной безопасности. Подобный подход можно обеспечить за счет использования больших объемов актуальных данных о физических лицах и грузах для повышения эффективности и ускорения принятия юридически значимых решений. Этот принцип базируется на компетенциях личного состава пограничных войск в сфере применения таких технологий, как искусственный интеллект, облачные данные и вычисления, технологиях дополненной и виртуальной реальности для повышения эффективности деятельности и должностных лиц и функционирования служебных аппаратно-программных комплексов.


3. Экосистема обеспечения безопасности государственных границ. Пограничные органы в будущем для обеспечения безопасности границ будут использовать экосистему, участниками которой станут и государственные органы, и представители бизнеса. Контролирующие органы (пограничные, таможенные, органы транспортного и ветеринарного, фитосанитарного, миграционного контроля) на границе будут обмениваться актуальной, достоверной информацией, минуя препятствия в виде разницы юрисдикций. Цель такого информационного взаимодействия – ускорение и совершенствование контроля на и за пределами государственных границ.


Приоритетом кадрового обеспечения пограничных войск будет поиск и подготовка военнослужащих с разнообразными навыками и умениями: работа с информацией, способность предоставления качественных государственных услуг для граждан и участников международной торговли.


Пограничная экосистема и информационное взаимодействие, ориентированное на результат, уже применяются некоторыми пограничными органами. Так, таможенная и пограничная службы США уже взаимодействуют с такими международными корпорациями-лидерами трансграничной электронной торговли как Amazon, DHL, и eBay для обеспечения безопасности перемещения товаров и благополучия населения.


Принципы «невидимой», адаптируемой границы, наличие экосистемы обеспечения безопасности государственных границ отличаются от сложившихся представлений о том, каким образом осуществляется пограничный и иные виды контроля. Однако новейшие вызовы и угрозы государственной безопасности в исследуемой области (пандемия и иные чрезвычайные обстоятельства), развитие информационно-коммуникационных технологий предопределяют необходимость анализа зарубежного опыта и международных стандартов.


При этом необходимо отметить, что процесс цифровизации управления государственными границами не должен сводиться к простому представлению электронных копий бумажных документов или к использованию максимального количества данных, которые уже циркулируют в экосистеме. Вместо этого необходимо анализировать и модернизировать ключевые бизнес-процессы и операции для того, чтобы они обеспечивали реализацию принципов «невидимой», «адаптируемой» границы и наличие экосистемы обеспечения безопасности.


Ведущими международными организациями (ООН, Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), Ассоциацией международного воздушного транспорта (ИАТА), Всемирной таможенной организацией, Всемирным почтовым союзом) разработаны и внедрены в практику деятельности пограничных контролирующих органов зарубежных стран международные стандарты предоставления и обмена данными о физических лицах, товарах, транспортных средствах. Их предварительный автоматизированный анализ позволяет выявлять лиц, представляющих угрозу для национальной безопасности государств.


Всемирной таможенной организацией на основе Международной конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границах от 21 октября 1982 года (Конвенция о согласовании 1982 г., принята под эгидой ООН) была разработана Концепция скоординированного управления границами, включающая международные стандарты взаимодействия контролирующих органов на границе для обеспечения безопасности [6]. Конвенция насчитывает 56 стран-участниц, документ вступил в силу для СССР 28 апреля 1986 года. Целью Конвенции является устранение барьеров во внешней торговле, упрощение движения товаров путем сокращения требований к осуществлению формальностей, сокращение числа и продолжительности контрольных мероприятий посредством координации процедур контроля и методов осуществления контрольных мероприятий.


В условиях повсеместного применения режима ограничительных мер и чрезвычайных ситуаций (в связи с пандемией Covid-19) угрозы безопасности государств-членов ОДКБ актуализируются, а традиционные инструменты противодействия им становятся недоступными или ограниченными в применении. Следовательно, выработанные ООН, ВОЗ, Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), Ассоциацией международного воздушного транспорта (ИАТА), Межправительственной организацией по международным железнодорожным перевозкам, Всемирной таможенной организацией подходы [8] могут представлять интерес для государств-членов ОДКБ.


Пунктом 5.3. Решения Совета коллективной безопасности ОДКБ от 14 октября 2016 г. «О Стратегии коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года» установлено, что в сфере противодействия транснациональным вызовам и угрозам осуществляется содействие обеспечению коллективных интересов государств-членов ОДКБ посредством взаимодействия в сфере охраны государственных границ. Пунктом 6.5. указанной Стратегии регламентировано, что в сфере противодействия транснациональным вызовам и угрозам будут осуществлены определенные действия в области охраны границ. Среди них:

1) взаимодействие в сфере охраны государственных границ;

2) сотрудничество ОДКБ с международными и региональными организациями.


Как отмечает Кембаев Ж.М., «востребованность и жизнеспособность тесного сотрудничества между данными евразийскими государствами в деле построения системы коллективной безопасности обосновывается общностью военно-политических интересов, сложившимися военно-технической базой и инфраструктурой, а также стремлением проводить согласованную политику по предотвращению внешних и внутренних угроз» [2, С. 18].


По мнению Иванова И.А., «ОДКБ пока что является безальтернативным инструментом обеспечения безопасности в Центрально-Азиатском и Закавказском регионах» [1, С. 45].


Как ранее отмечалось в научных источниках, «взаимодействие в рамках ОДКБ охватывает действительно широкий круг национальных специализированных структур» [3, С. 10].


Актуальность совершенствования управления государственными границами отмечается не только в международных нормативных правовых актах и доктринальных источниках, но в официальных выступлениях высокопоставленных должностных лиц ОДКБ. Так, Генеральный секретарь ОДКБ С. Зась 4 сентября 2020 г. в своем докладе на совместном заседании министров обороны СНГ, ШОС и ОДКБ заявил, что «эскалация напряженности, терроризм, рост конфликтного потенциала в различных регионах мира, наращивание военной деятельности у границ зоны ответственности ОДКБ требуют совместных усилий по противодействию». Генеральный секретарь ОДКБ отметил, что сегодня Организация активно сотрудничает с СНГ и ШОС, рассматривая это сотрудничество в качестве средства укрепления безопасности и стабильности на евразийском пространстве. Дальнейшее его расширение является одним из приоритетных направлений деятельности Организации. Отмечено, что «консолидация усилий по обеспечению глобальной и региональной безопасности является остро востребованной в наши дни» [4].


В условиях пандемии странами-участницами ОДКБ в сфере управления границами приняты значительные меры. Так, в Республике Казахстан:

1. Проводится обязательная дистанционная термометрия всех водителей и пассажиров;

2. Усилены санитарно-карантинные пункты (далее – СКП) работниками санитарно-эпидемиологических служб;

3. Проведены тренировочные учения и занятия для работников СКП по принятию мер в случае обнаружения подозрения на инфекционное заболевание;

4. Приведены в соответствие изоляционные комнаты в автомобильных пунктах пропуска.

5. Минимизирована частота применения на границе «красного и желтого коридоров» пункта пропуска через нее [9].


В Кыргызской Республике (далее – КР) особое внимание при управлении государственными границами в условиях пандемии уделено приграничному сотрудничеству с КНР:

1. 23 января 2020 года полностью приостановлено воздушное, автомобильное и железнодорожное сообщение КР с КНР.

2. 24 января 2020 года введен временный запрет на ввоз мяса и мясной продукции из КНР.

3. 3 февраля 2020 года принято Распоряжение Правительства № 27-р, которым временно ограничен пропуск лиц на кыргызско-китайском участке государственной границы «Иркештам-автодорожный» и «Торугарт-автодорожный», за исключением:

- сотрудников дипломатических представительств КРи КНР;

- граждан КР, возвращающихся на территорию Кыргызстана;

- граждан КР, осуществляющих на грузовых транспортных средствах перевозку товаров (грузов);

- граждан КНР, возвращающихся в КНР.

4. В международных аэропортах Манас и Ош временно приостановили выполнение регулярных рейсов воздушным транспортом в (из) КР из (в) Китай до особого распоряжения, за исключением рейсов, осуществляющих перевозку:
- сотрудников дипломатических представительств КР и КНР;
- граждан КР, возвращающихся на территорию КР;
- граждан КНР, возвращающихся в КНР;
- товаров (грузов).

5. 24 марта 2020 г. Республиканским оперативным штабом рассмотрен вопрос о возобновлении грузовых перевозок автомобильным транспортом через кыргызско-китайскую государственную границу. Соответствующая нота направлена в КНР. Соответствующим государственным органам Кыргызской Республики поручено провести подготовительные работы с китайской стороной по возобновлению грузопотока на пропускных пунктах «Торугарт» и «Иркештам».

6. В целях недопущения трансграничного распространения коронавирусной инфекции через кыргызско-китайскую государственную границу, а также для организации перемещения товаров из КНР в КР через пункт пропуска «Иркештам-автодорожный» утвержден особый алгоритм, который разработан совместно с соответствующими государственными органами с учетом требований китайской стороны. Согласно данному алгоритму со стороны КР на «нейтральную зону» между пунктом пропуска «Иркештам» и пунктом пропуска в КНР будут выезжать транспортные средства (тягачи) без прицепов, а со стороны КНР тягачи с прицепами. До выезда из пункта пропуска «Иркештам» на нейтральную территорию санитарно-эпидемиологической службой (далее – СЭС) будет проводиться термометрия водителей. Далее, при прибытии транспортных средств на «нейтральную зону» для осуществления сцепки с китайскими прицепами, водителю со стороны КР необходимо останавливать транспортное средство в строго отведенном месте. При совершении сцепки китайских прицепов на кыргызские тягачи водителям необходимо иметь при себе средства индивидуальной защиты (перчатки, маски, дезинфицирующие средства). Помимо этого, водителям запрещается выходить из кабины транспортных средств до завершения операций по сцепке и прибытия на пункт пропуска. При въезде тягачей на пункт пропуска, до проведения пограничного контроля, сотрудниками СЭС проводится опрос водителя и его медицинское обследование с использованием экспресс-тестов. В случае выявления положительных результатов на наличие коронавирусной инфекции, дальнейшие действия будут осуществляться в соответствии с утвержденными алгоритмами действий Министерства здравоохранения КР. После осуществления перегруза товаров из китайских прицепов на кыргызские транспортные средства и прохождения пограничного контроля, кыргызские тягачи возвращают порожние китайские прицепы до участка между пунктом пропуска «Иркештам» и пунктом пропуска в КНР. На всем этапе перегруза товаров на кыргызские тягачи сотрудниками СЭС будет проводиться наружная и внутренняя дезинфекция транспортных средств и товаров. По окончании санитарно-эпидемиологических мероприятий в отношении товаров на товаросопроводительных документах сотрудниками СКП будут проставляться соответствующие штампы о проведении дезинфекции и о том, что груз разрешен к ввозу на территорию КР. В случае, если товары подлежат ветеринарному и/или фитосанитарному контролю, таможенные операции будут совершаться только после получения соответствующего заверенного разрешения, выданного органом ветеринарного и/или фитосанитарного контроля. Таким образом, при организации перемещения товаров на участке кыргызско-китайской границы будут выдерживаться все необходимые санитарно-эпидемиологические меры, а также исключен прямой контакт между водителями двух стран.

7. Государственными контролирующими органами КР совместными приказами утверждены нижеследующие алгоритмы действий при перемещении товаров через пункты пропуска из стран с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией:

а) алгоритм действий для предупреждения завоза и распространения коронавируса в отношении авиапассажиров, а также грузов, перемещаемых из стран с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в КР авиационным транспортом;

б) алгоритм действий при перемещении товаров через пункты пропуска из стран с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией;

в) алгоритм действий для предупреждения завоза и распространения коронавируса через пункты пропуска «Иркештам» и «Торугарт» в отношении товаров, перемещаемых из КНР в КР;

г) алгоритм действий для предупреждения завоза и распространения коронавируса в отношении товаров, перемещаемых из стран с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в КР железнодорожным транспортом.


Согласно разработанным алгоритмам, все водители транспортных средств, прибывающих из вышеуказанных стран, помещаются на обсервацию на установленный срок. Товары и транспортные средства в обязательном порядке проходят все виды государственного контроля [9].


Проведенный краткий анализ мер, предпринятых Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой в сфере управления безопасностью государственных границ в условиях пандемии, позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Основное внимание уделено физическому ограничению количества лиц и транспортных средств, пересекающих государственную границу.

2. Лица, прибывающие или убывающие из (в) Казахстана и Киргизии, подвергаются дополнительным мерам санитарного контроля.

3. Штат контролирующих органов дополнительно усилен сотрудниками медико-санитарных служб для проведения термометрии и выявления лиц с признаками заболевания.

4. Выделены специальные помещения для помещения прибывающих лиц на обсервацию.

5. Все вышеприведенные меры носят организационный характер, не предполагают внедрение информационно-коммуникационных бесконтактных технологий, информационного обмена между контролирующими органами, упрощения процедур пограничного контроля.


Таким образом, проведенный сравнительный анализ позволил сформулировать следующие выводы и рекомендации:

1. Нарастающая пандемия предопределяет сложности в реализации традиционных мер государственного контроля («контактные» его формы) на границе и служит толчком к реализации принципов «невидимой», «адаптируемой» границы, созданию экосистемы обеспечения безопасности государственных границ. Об этом свидетельствует опыт Финляндии и США.

2. Ведущими международными организациями (ООН, ВОЗ, Международной организацией гражданской авиации, Ассоциацией международного воздушного транспорта, Межправительственной организацией по международным железнодорожным перевозкам, Всемирной таможенной организацией) в период чрезвычайной эпидемиологической ситуации и ранее разработаны правовые акты рекомендательного характера, определяющие подходы к организации обеспечения безопасности государственных границ с помощью информационного взаимодействия контролирующих органов (концепция Скоординированного управления границами).

3. Для государств-членов ОДКБ в условиях все более усложняющейся эпидемиологической обстановки с Сovid-19, а также при возникновении подобных угроз чрезвычайных ситуаций в будущем указанные международные правовые инструменты могли бы стать основой для трансформации системы обеспечения безопасности государственных границ: внедрение бесконтактных технологий контроля, применение концепции Скоординированного управления границами, активизация информационного взаимодействия контролирующих органов не только внутри каждого государства, но и в рамках всей Организации Договора о коллективной безопасности.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Иванов И.А. Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) как фактор евразийской интеграции // Гуманитарные проблемы военного дела. 2018. №2. С. 37-41.
2. Кембаев Ж.М. Правовые основы деятельности Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) //Евразийский юридический журнал. 2015. № 2 (81). С. 11-18.
3. Пархитько Н.П. Военно-политическое сотрудничество на пространстве СНГ. Политика ОДКБ в итогах юбилейного саммита ОДКБ в Минске 30.11.2017 // Постсоветские исследования. 2018. №1. С. 9-19.
4. Саммит глав министерств обороны государств-членов ОДКБ и ШОС. 4 сентября 2020 г. Официальный сайт ОДКБ [Электронный ресурс]. URL: https://odkb-csto.org/news/news_odkb/generalnyy-sekretar-odkb-stanislav-zas-4-sentyabrya-vystupil-na-sovmestnom-zasedanii-ministrov-oboro// (дата обращения: 20.09.2020).
5. Canham J., A. de Voet. The invisible and secure border of the future // WCO News. 2020. № 92. Официальный сайт Всемирной таможенной организации [Электронный ресурс]. URL: https://mag.wcoomd.org/magazine/wco-news-92-june-2020/the-invisible-and-secure-border-of-the-future/ (дата обращения: 25.10.2020).
6. Coordinated Border Management – an inclusive approach for connecting stakeholders. Message from the World Customs Organization. 2015. Официальный сайт Всемирной таможенной организации [Электронный ресурс]. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/about-us/international-customs-day/2015/sg_message_icd_2015_en.pdf?db=web (дата обращения: 21.10.2020).
7. Updated WHO recommendations for international traffic in relation to COVID-19 outbreak, 29 February 2020. Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/news-room/articles-detail/updated-who-recommendations-for-international-traffic-in-relation-to-covid-19-outbreak/ (дата обращения: 21.10.2020).
8. WCO Communique regarding the Coronavirus (COVID-19). Официальный сайт Всемирной таможенной организации [Электронный ресурс]. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/activities-and-programmes/natural-disaster/coronavirus.aspx. (дата обращения: 25.10.2020).
9. WCO Members’ practices in the response to the COVID-19 pandemic. Официальный сайт Всемирной таможенной организации [Электронный ресурс]. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/ru/pdf/topics/facilitation/activities-and-programmes/covid_19/kazakhstan_ru.pdf?la=en (дата обращения: 22.10.2020).

 

REFERENCES:

 

1. Ivanov I.A. Collective Security Treaty Organization (CSTO) as a factor of Eurasian integration // Humanitarian problems of military affairs. 2018. No. 2. Pp. 37-41.
2. Kembaev Zh.M. Legal bases of the activities of the Collective Security Treaty Organization (CSTO) // Eurasian legal journal. 2015. No. 2 (81). Pp. 11-18.
3. Parkhitko N.P. Military-political cooperation in the CIS space. CSTO policy in the results of the CSTO anniversary summit in Minsk 30.11.2017 // Post-Soviet research. 2018. No. 1. Pp. 9-19.
4. Summit of the heads of defense ministries of the CSTO and SCO member States. September 4, 2020. Official website of the CSTO [Electronic resource]. URL: https://odkb-csto.org/news/news_odkb/generalnyy-sekretar-odkb-stanislav-zas-4-sentyabrya-vystupil-na-sovmestnom-zasedanii-ministrov-oboro// (Access date: 20.09.2020).
5. Canham J., A. de Voet. The invisible and secure border of the future // WCO News. 2020. №92. Official website of the WCO [Electronic resource]. URL: https://mag.wcoomd.org/magazine/wco-news-92-june-2020/the-invisible-and-secure-border-of-the-future/ (Access date: 25.10.2020).
6. Coordinated Border Management – an inclusive approach for connecting stakeholders. Message from the World Customs Organization. 2015. Official website of the WCO [Electronic resource]. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/about-us/international-customs-day/2015/sg_message_icd_2015_en.pdf?db=web (Access date: 21.10.2020).
7. Updated WHO recommendations for international traffic in relation to COVID-19 outbreak, 29 February 2020. Official website of the WHO [Electronic resource]. URL: https://www.who.int/news-room/articles-detail/updated-who-recommendations-for-international-traffic-in-relation-to-covid-19-outbreak/ (Access date: 21.10.2020).
8. WCO Communique regarding the Coronavirus (COVID-19). Official website of the WCO [Electronic resource]. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/activities-and-programmes/natural-disaster/coronavirus.aspx. (Access date: 25.10.2020).
9. WCO Members’ practices in the response to the COVID-19 pandemic. Official website of the WCO [Electronic resource]. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/ru/pdf/topics/facilitation/activities-and-programmes/covid_19/kazakhstan_ru.pdf?la=en (Access date: 22.10.2020).

 

 

Боброва Ольга Геннадьевна
кандидат юридических наук
доцент кафедры военного права
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Bobrova Olga Gennadievna
Candidate of Juridical Sciences
Associate Professor at the Department of Military Law
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Багдасарян Ирина Артёмовна
кандидат юридических наук, доцент
заведующая кафедрой военного права
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Bagdasayan Irina Artemovna
Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor
Head of the Department of Military Law
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ