ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА В МОСКОВСКОМ МЕТРОПОЛИТЕНЕ


MILITARY-PATRIOTIC THEME IN THE MOSCOW METROPOLITAN


УДК 93/94

 

ДОМНИН Артем Игоревич
кандидат исторических наук

 

 

DOMNIN Artem Igorevich
Candidate of Historical Sciences

 

Аннотация. В статье дается обзор всех станций Московского метрополитена, в названии или архитектурно-декоративном оформлении которых отражена военная тематика. Данная тема рассматривается через основные периоды 85-летней истории московского метро. Оценивается потенциал Московского метрополитена с точки зрения военно-патриотического воспитания граждан.   Abstract. The paper provides an overview of all the stations of the Moscow metro, the name or architectural and decorative design of which reflects the military theme. This topic is considered through the main periods of the 85-year history of the Moscow metro. The potential of the Moscow metro is assessed from the point of view of military-patriotic education of citizens.

Ключевые слова: московское метро, метро во время Великой Отечественной войны, военно-патриотическое воспитание.

  Keywords: Moscow metro, metro during the Great Patriotic War, military-patriotic education.

 

 

 

Россия – единственная в мире держава, которая расширялась, отражая агрессию соседей, свято чтила союзнический долг, воевала в ущерб своим интересам. Тема защиты Родины в стране, историческое ядро которой веками было открыто для нападений с востока, запада, юга, северо-запада, - имеет особое значение.


Основные формы увековечения памяти защитников Отечества – присвоение имен населенным пунктам, улицам, другим объектам, установка памятников, памятных знаков. Все это в различных формах реализуется в Московском метрополитене.


Специфика метро как подземной транспортной системы – в его огромном потенциале с точки зрения воздействия на пассажиров архитектурой, элементами оформления станций, через которые ежедневно проходят около 7 миллионов человек.


Насколько же реализован потенциал Московского метрополитена с точки зрения военно-патриотического воспитания граждан? Какими средствами и образами отражалась военная тематика в различные эпохи 85-летней истории столичного метро? На эти вопросы постараемся ответить в данной статье.


Предвоенное время


На станциях первой очереди Московского метрополитена, построенных в 1935 г., военная тематика не присутствовала. В целом первые станции были слабо декорированы в сравнении с последующими. Станции второй очереди, открытые в 1937-1938 гг., оказались монументальнее и богаче украшены. Впервые появились яркие элементы военной тематики. Речь идёт о нескольких скульптурах и мозаичных потолочных панно станций «Площадь Революции» и «Маяковская» соответственно.


Рассмотрим их подробнее.


В военной тематике в это время могли присутствовать только мотивы участия в Октябрьской революции 1917 года матросов и солдат и демонстрации растущей мощи молодого советского государства.


Из двадцати образов 76 скульптурных композиций станции «Площадь Революции» три изображают военных людей. Это революционный солдат с винтовкой и матросы.



Известны прототипы матроса-сигнальщика с флажком и матроса с пулемётными лентами и револьвером системы Нагана. Скульптор М.Г. Манизер работал с курсантами Военно-морского училища им. М.В. Фрунзе А.Д. Никитенко и О.И. Рудаковым.



Алексей Диомидович Никитенко во время Великой Отечественной и Советско-японской войн командовал монитором «Красный Восток». Участвовал в боевой операции на Сунгари, осуществляя и поддерживая огнем высадку десанта в районе городов Фуцзинь и Саньсин. В дальнейшем дослужился до капитана 1-го ранга, участвовал в торжествах по случаю 250-летия Кронштадта [5, С. 470-473].



Насыщенную жизнь прожил Олимпий Иванович Рудаков. Корабельным курсантом он проходил службу на линкоре «Марат», принимал участие в грандиозном военно-морском параде на Спидхедском рейде в честь коронации британского короля Георга VI. Во время службы на эсминце «Гремящий» встретил войну. В ноябре 1941 г. стал помощником командира эсминца «Сокрушительный». Через год неудачные действия командования корабля во время шторма и последующая эвакуация экипажа привели к судимости О.И. Рудакова. 10-летнее отбывание в исправительно-трудовых лагерях было заменено разжалованием в рядовые и отправкой в штрафные роты. Олимпий Рудаков участвовал в обороне полуострова Рыбачий, получил ранение и был восстановлен в звании.


После войны служил на кораблях иностранной постройки: командовал эсминцем «Доблестный» (бывший американский Maddox), был старшим помощником командира линейного корабля «Архангельск» (бывший британский Royal Sovereign), командовал крейсерами «Мурманск» (бывший американский Milwaukee) и «Керчь» (бывший итальянский Duca d’Aosta).


В 1953 г. уже в качестве командира новейшего советского крейсера «Свердлов» участвовал в очередном морском параде (восшествие на престол Елизаветы II) на Спидхедском рейде. В августе того же года О.И. Рудаков получил звание контр-адмирала, командовал штабом эскадры 4-го ВМФ, затем занимался научно-педагогической деятельностью. Скончался в возрасте 61 года в 1974 г.


Тема готовности разгромить «империалистических хищников» отражена в трех (из 34 сохранившихся) мозаичных панно станции метро «Маяковская». По задумке архитекторов и художников, посетитель должен ощущать эффект присутствия на одном из военных парадов 1930-х гг. Здесь мы видим знаменитые истребители И-16, пролетающие над Спасской башней Московского Кремля. Именно эти боевые самолеты применялись в бушевавшей в период открытия «Маяковской» Гражданской войне в Испании.


На другой мозаике, в развитие темы воздушной мощи молодого советского государства, запечатлены летающие лодки МБР-2 (Морской ближний разведчик второй). Модель стала основным гидросамолетом морской авиации СССР и широко применялась в Великую Отечественную войну на Черном море.


Два мозаичных панно отображают советский ВМФ: флаг Красного Флота и фигуру сигнальщика на борту одного из крупных надводных кораблей.



К сожалению, мозаики размещены в глубоких овальных нишах, что неудачно отражается на возможности их обзора.


Военное время


Семь станций Московского метрополитена были открыты во время Великой Отечественной войны (на всех станциях военного времени размещены таблички «Сооружено в дни Великой Отечественной войны»р – А.Д.), и на всех семи присутствует военная тематика.


1 января 1943 г., в разгар Сталинградской битвы, была открыта станция «Завод имени Сталина» (с 1956 г. – «Автозаводская»). На мозаичных панно, расположенных в верхних частях путевых стен, отображены сюжеты на тему работы автомобильного завода во время войны. На мозаиках восточной стены запечатлен процесс производства военной техники: размещение гусениц на тяжелый танк КВ-1, работу литейного, механосброчного и кузнечного цехов. Мозаики западной стены показывают применение продукции завода имени Сталина во время войны: помещение бомб в бомбардировщик Ил-4, действия Красного флота.



В вестибюле размещено панно с парадом танков и бойцами Красной Армии в образе былинных богатырей.



Помимо мозаик на станции установлены четыре барельефа, военную тематику которых отображают композиции летчиков и конструкторов, металлургов и инженеров.



Военная обстановка отразилась на оформлении станций «Павелецкая» и «Новокузнецкая». Для первой были готовы мозаики, но отсутствовали металлоконструкции для них, оставшиеся в оккупированном немцами Днепропетровске. Станция первоначально была двухсводчатой с коротким аванзалом. Лишь в 1948-1953 гг. она перестраивалась по первоначальному колонному проекту. Единственным сохранившимся к настоящему времени элементом с военной тематикой является мозаика над эскалатором в южном вестибюле с трубачами и знаменосцами Красной Армии.



Предназначенные для «Павелецкой» мозаики были размещены на «Новокузнецкой». Все они посвящены мирному труду, но на станции присутствуют и яркие элементы военного оформления.


По всему периметру центрального зала и на арке эскалатора расположены барельефные композиции – фриз с изображением фронтовых будней представителей едва ли не всех видов и родов войск: кавалеристов, танкистов, мотоциклистов, десантников-парашютистов, пехотинцев, связистов, артиллеристов, летчиков бомбардировочной авиации, морских пехотинцев. Группы отделены друг от друга барельефами орденов Отечественной войны.



На металлических щитах, расположенных над скамьями центрального зала, в обрамлении знамен нанесены надписи, прославляющие защитников четырех городов: Ленинграда, Сталинграда, Севастополя и Одессы. Нельзя не отметить, что последние два города на момент открытия станции (20 ноября 1943 г.) находились под немецкой оккупацией.



Впервые в Московском метрополитене именно на «Новокузнецкой» появились изображения полководцев старой России, официально ставших духовными вождями Красной Армии 7 ноября 1941 г., когда И.В. Сталин в своей речи на параде произнес: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» Профили этих великих военных деятелей украшают путевые залы «Новокузнецкой».



Своеобразным памятником военной эпохе, в которую была построена «Новокузнецкая», стали и сохранившиеся простые временные путевые стены, диссонирующие с общим торжественным обликом станции.



Военная тематика не могла обойти стороной и открывшиеся в военном 1944 г. станции Покровского радиуса. Так, «Бауманская» по предвоенному плану должна была именоваться «Спартаковской» и прославлять античных гладиаторов – борцов с рабством. Однако Великая Отечественная война внесла существенные коррективы: станцию назвали в честь революционера Н.Э. Баумана. Вместо античных фигур были установлены гипсовые скульптуры солдат и офицеров Великой Отечественной войны и работников тыла: красноармейца со знаменем, красноармейца в маскхалате, летчика, офицера-командира, партизанки, метростроевки, инженера и рабочего.



Труженикам военных заводов посвящены четыре из 12 сохранившихся барельефов станции «Электрозаводская». Здесь запечатлены установка на колеса артиллерийского орудия, сборка танка, самолета и автомобиля.



Весьма необычно военное оформление станции «Сталинская» (с 1961 г. – Семеновская). Здесь на горельефе со знаменами, набором оружия и словами «Нашей Красной Армии – Слава! И. Сталин» было размещено изображение ордена «Победа» – раньше, чем состоялось первое награждение Командующего 1-м Украинским фронтом Маршала Советского Союза Г.К. Жукова за освобождение Правобережной Украины.



В прославление Красной Армии и советского вооружения на путевых стенах установлены барельефы с изображениями авиационных пулеметных лент и самолетами, винтовкой СВТ-40 с ручным пулеметом Дегтярева и знаком «Гвардия», артиллерийским орудием и танком, миной, якорем, торпедой и морем, крупнокалиберным ДШК и пулеметными лентами.



Между образцами оружия размещены медальоны с профилями пехотинца, кавалериста, десантника, моряка, летчика и танкиста.



На сводах центрального зала – орнамент с советской военной техникой: бомбардировщиками, танком, самоходной артиллерийской установкой, противотанковой пушкой и линейным кораблем.



На станции «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» (в 1947-1963 гг. – «Измайловская», в 1963-2005 гг. – «Измайловский Парк», с 2005 г. – «Партизанская» – А.Д.) впервые в Московском метро появились персонифицированные памятники героям Великой Отечественной войны. Речь идет о монументах Матвею Кузьмину («Ивану Сусанину ХХ века») и Зое Космодемьянской. В целом оформление станции посвящено партизанскому движению. На лестничной площадке представлены скульптурные образы молодого и пожилого партизан и партизанки.



Торжественная надпись «Партизанам и партизанкам – Слава!» предваряет спуск в станционный зал.



Путевые стены декорированы рельефами, изображающими виды советского вооружения, использовавшегося иррегулярными войсками: пистолеты-пулеметы Шпагина, станковые пулеметы «Максим», винтовки Мосина, минометы БМ.



Следует отметить, что ни одна из военных станций на момент открытия не имела соответствующего их военному оформлению названия. С одной стороны, этот факт можно объяснить тем, что запланированы станции были в довоенное время. С другой стороны, как мы видим, с наступлением войны некоторые названия были легко скорректированы. Но каким образом? «Спартаковская» превратилась в «Бауманскую», а «Стадион имени Сталина» в «Парк культуры и отдыха имени Сталина». Лишь в 2005 г. данная станция получила заслуженное, коррелирующее скульптурно-архитектурному оформлению «боевое» название – «Партизанская».


Тем не менее, несмотря на незначительную практическую ценность в военное время и затратность строительства, каждая из семи станций 1943-1944 гг. имела большое психологическое значение, а в наши дни это – памятники подвигу всей страны во время Великой Отечественной войны.


«Золотая эпоха» архитектуры Московского метрополитена


Тема защиты Родины с особым размахом отразилась в архитектурном облике ряда станций «золотой эпохи» Московского метрополитена. Речь идет о позднем сталинском времени и нескольких «инерционных» годах после смерти генералиссимуса. В эпоху послевоенного восстановления страны из руин, создания атомного оружия, станции этих лет постройки отличались особенной пышностью и монументальностью.


В военной тематике основное внимание уделено, разумеется, Великой Отечественной войне. В 1950-м году на первом участке Кольцевой линии были открыты две станции, архитектурное убранство которых целиком было посвящено Великой победе в войне с немецко-фашистскими захватчиками: «Калужская» (с 1961 г. – «Октябрьская») и «Таганская».


Лейтмотив облика «Калужской» – триумф победы. Снаружи и внутри построенного в форме триумфальной арки вестибюля – барельефы мужчин и женщин-трубачей в военной форме. В кассовом и эскалаторном залах – барельефные знамена, оружие, фанфары.



В центральном зале – лепнина с медальонами советских воинов – матросов и солдат, в том числе женщин.



Лейтмотив облика «Таганской» – слава победителей. В центральном и путевых залах смонтированы уникальные керамические панно. В центре каждого из них – круглый медальон с профилем представителя определенного рода войск. Ниже расположено изображение соответствующего символа, оружия или техники в боевой обстановке и надпись, прославляющая «героев-пехотинцев», «героев-артиллеристов», «героев-танкистов», «героев-партизан», «героев-кавалеристов», «героев-моряков», «героев-летчиков» и – единственный раз в Московском метрополитене – «героев-железнодорожников».



На других станциях «золотой эпохи» Московского метрополитена тема Великой Отечественной отражена лишь в некоторых элементах оформления наряду с другими, в том числе невоенными, сюжетами.


На станции «Комсомольская» кольцевая располагались мозаики «Вручение гвардейского знамени на Красной Площади 7 ноября 1941 г.» и «Парад Победы» с поверженными фашистскими знаменами, которые в период борьбы с культом личности заменили другими. Там же сохранилось мозаичное изображение взятия Рейхстага.



Мозаики и скульптурная композиция, иллюстрирующие партизанское движение во время Великой Отечественной войны были установлены на станции «Белорусская» кольцевая и в ее переходе на Горьковский радиус (Замоскворецкую линию).



Несколько странно с исторической точки зрения архитектурно раскрыта тема Великой Отечественной войны на станции метро «Смоленская». Как известно, веками город Смоленск славился обороной, о чем свидетельствуют, например, размещенные на вестибюле медальоны с событиями длительного изматывания поляков в 1611-1612 гг. и Смоленской битвы 1812 года.


Однако в освещении Великой Отечественной войны фигурирует не 1941 год с его изнурительными для немцев непрерывными боями Смоленского сражения, а 1945-й. Более того, над эскалатором в мозаике изображен орден «Победа».



Победам в Великой Отечественной войне посвящены два из восемнадцати мозаичных панно, расположенных на пилонах станции метро «Киевская» кольцевая. Изображены два конкретных события: Освобождение Киева 6 ноября 1943 г. и победный салют в Москве 9 мая 1945 г.



Забегая вперед, нельзя не отметить, что в 1965 и 1985 гг. Киев и Смоленск соответственно получили почетное звание «Город-Герой» именно за оборону. Кроме того, в 1961 г. Киев официально был назван городом-героем при учреждении медали «За оборону Киева».


На ряде станций, открытых в 1950-1957 гг., прославляются защитники Родины из других эпох.


Так, на «Комсомольской» кольцевой на потолочных мозаиках представлены обозначенные еще в 1941 г. И.В. Сталиным образы великих полководцев исторической России: князь Александр Ярославич Невский, великий князь Дмитрий Иванович Донской, Кузьма Минич Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский, генералиссимус Александр Васильевич Суворов, генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов.



Среди мозаик станции «Киевская» кольцевая, иллюстрирующих важнейшие события украинской истории, впервые появилось изображение Петра Великого. На мозаике запечатлена Полтавская битва и хорошо просматривается знамя с двуглавым орлом.



Разумеется, руководство и главные оформители Московского метрополитена не могли обойти стороной тему гражданской войны. Мозаиками с красноармейцами декорирована «Киевская» кольцевая с иллюстрацией борьбы за советскую власть на Украине. А одна из последних станций «классического» периода «Фрунзенская» названа в честь героя гражданской войны, народного комиссара по военным и морским делам М.В. Фрунзе.



Эпоха типового метро


Фактически «Фрунзенской» и «Спортивной», декорированных заметно слабее предшествующих станций, завершилась «классическая эпоха» Московского метрополитена. В рамках развернувшейся борьбы с «излишествами в проектировании и строительстве» открывались типовые, часто совершенно безликие станции. Это не могло не сказаться и на отражении военной тематики.


В период с 1958 по 1991 год были открыты 103 станции Московского метрополитена, и лишь в 12 из них в большей или меньшей степени (в названии или оформлении) прослеживаются военные мотивы, среди которых перестала быть основной тема Великой Отечественной. Напомним, что в стране в целом и в Москве в частности не было семей, не пострадавших от этой войны.


Из 103-х построенных за 33 года станций московского метро только на четырех (!) воздается дань памяти героям самой страшной войны в российской истории. Кроме того, очевиден упадок культуры архитектурного и декоративного оформления в сравнении с предыдущими периодами.


Хронологически первой станцией, на которой (после 12-летнего перерыва) «вспомнили» о Великой Отечественной войне, стала открытая 31 декабря 1966 г. станция «Волгоградский проспект». Одно из четырех металлических панно, выполненных в ассиро-вавилонском стиле, посвящено Героям Сталинградской битвы, которым сдается поверженный враг.



4-му гвардейскому танковому корпусу (14 июня 1945 г. в связи с демобилизацией переформирован в дивизию – А.Д.), получившему почетное наименование Кантемировский за отличие в боях под поселком Кантемировка Воронежской области, посвящена открытая в 1984 г. станция «Кантемировская». Единственным элементом оформления стали металлические пятиконечные звезды с перекрещенными дубовыми листьями.



На станции «Севастопольская» раскрывается тема военно-морской славы Города-Героя Севастополя. Мозаики иллюстрируют георгиевские ленты, автоматы ППШ, штыки, кортики, торпедные катера, силуэт линейного корабля «Парижская Коммуна» и отдельно – он же, дающий залп. Единственный линкор Черноморского флота во время Великой Отечественной в 1941 г. во время обороны города открывал огонь главным калибром по скоплениям вражеской техники, уничтожив 13 танков, 8 артиллерийских орудий и несколько сотен немецких пехотинцев. 31 мая 1943 г. кораблю вернули имя «Севастополь», какое он носил до 1921 г.



Единственной советской станцией Московского метрополитена, оформление которой было посвящено Московской битве, стала открытая в марте 1991 года станция «Дмитровская». Перемиловская высота, находящаяся в окрестностях Дмитрова (расположенного в 65 километрах от центра Москвы) стала ареной ожесточенных боев, дальше которой в сторону столицы германские войска уже продвинуться не смогли. Отсюда же началось контрнаступление войск под командованием будущего Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского. В торце центрального зала «Дмитровской» установлен литой барельеф с композицией, изображающей противотанковые ежи, зенитное орудие, мавзолей, стены, башни и соборы Московского Кремля, заградительные аэростаты и лучи прожекторов противовоздушной обороны. Над эскалатором размещено бронзовое панно с идущими в походном марше пехотинцами и танками. Таким образом наименование станции – дань памяти героям, не пустившим к столице врага под Дмитровом, а оформление – иллюстрация обороны защитников в самой Москве.



Несколько станций Московского метрополитена эпохи массовой застройки были посвящены теме Гражданской войны. Но прежде следует упомянуть, что в вестибюле открытой одной из первых (1935 г.) «Красносельской» в 1969 г. было установлено мозаичное панно «Красный барабанщик». Предтече Красной Армии – Красной гвардии – и ее участию в революционных событиях 1917 г. в Москве посвящена станция «Красногвардейская» (1985 г.). На одном из четырех металлических панно уже упомянутой выше станции «Волгоградский проспект» изображен красный конник во время обороны Царицына.



Четыре металлических рельефных панно станции «Каховской», открытой в 1969 г. иллюстрируют ключевые события Гражданской войны – бои за Каховский плацдарм на Днепре (август-октябрь 1920 г.), после которых был открыт путь Красной Армии в последний оплот белых в Европейской части России – полуостров Крым.



На трех станциях Московского метрополитена, открывшихся в период 1958-1991 гг., отражена тематика Отечественной войны 1812 г. К сожалению, две из этих станций – «Кутузовская» и «Багратионовская» – наземные, сооружены из типовых деталей. В советское время лишь названия прославляли двух полководцев-героев.


Одна из четырех картин в стиле примитивизма станции «Отрадное» иллюстрирует атаку русских гренадер.



Там же висит примечательная картина, посвященная одной из трагических и в то же время романтических страниц отечественной истории – движению декабристов, ключевую роль в котором сыграли русские офицеры. В центре композиции – П.Г. Каховский, поручик, убивший на Сенатской площади героя Отечественной войны 1812 г. генерал-губернатора М.А. Милорадовича.



Восстание декабристов было подавлено вступающим на престол Николаем I. Трагической, но и героической страницей – Крымской войной – закончилось его правление. В эту войну ключевой фигурой, вошедшей в пантеон русской воинской славы, стал адмирал Павел Степанович Нахимов. Ему посвящена станция «Нахимовский проспект». При этом оформление охватывает более широкую военно-морскую тематику – историю российского флота.


Помимо круглого медальона с профилем флотоводца на станции установлены: барельефная аллегоричная фигура на носу парусного корабля с размещенными по бокам якорями и пятиконечными звездами, мозаичное изображение одного из первых русских военных кораблей, рельеф артиллерийского крейсера 1950-х гг. и современного (на момент открытия станции) ракетного корабля. Боевые суда изображены в вольном стиле – опознать прототипы не представляется возможным, однако на «ракетном» корабле указан бортовой номер «651». В 1981 г., за два года до открытия «Нахимовского проспекта», номер носил морской тральщик «Комсомолец Латвии».



Вне привязки к определенным войнам, но с военным мотивом, в описываемый период были оформлены две станции: «Тушинская» (1975 г.) и «Нагатинская» (1983 г.). На последней иллюстрируется история допетровской Москвы, неразрывно связанная со стрелецким войском и обороной города во время набегов кочевников.



Станция «Тушинская» была открыта 30 декабря 1975 г. в непосредственной близости от действовавшего аэродрома, что было отражено в оформлении. На металлических барельефах запечатлены вертолеты, истребители, фронтовые и стратегические бомбардировщики. Аэродром был открыт в городе Тушино (вошел в состав Москвы в 1960 г.) в 1935 г. До 1961 г. здесь проводились знаменитые авиационные парады. До закрытия в 2014 г. на аэродроме располагалась войсковая часть авиационной комендатуры, которая обслуживала транзитные вертолеты.



Российская эпоха


Станции Московского метрополитена современной российской эпохи стали ярче и богаче декорированы. Появилось несколько станций, названных в честь отечественных полководцев и героев Великой Отечественной войны.


В 2005 г. станция метро «Измайловский парк» получила подходящее ей наименование «Партизанская». В 2014 г. по предложению совета ветеранов при подготовке к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне станция «Улица Подбельского» советской постройки была переименована в «Бульвар Рокоссовского». Однако, кроме смены названия, никаких изменений не произошло, хотя можно было ожидать появления, как минимум, барельефа с изображением полководца.



Аналогичная картина наблюдается и на открытой в 2019 г. станции «Улица Дмитриевского», в оформлении которой ничто не указывает на героя Советского Союза, танкиста, гвардии старшего лейтенанта Бориса Николаевича Дмитриевского, погибшего в марте 1945 г. При этом на сайте Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы указано: «Художественный образ станции – лунная дорога […] Спокойная, светлая, теплая цветовая гамма создает эффект умиротворения…».



Своеобразно оформлена станция метро «Минская» (открыта в 2017 г.). На колоннах станционного зала и в вестибюле на одной из стен – фотоколлаж с фрагментами сверхтяжелой железнодорожной артиллерийской системы ТМ-3-12 с орудием калибра 305 мм. (оснащены механизмами башен линкора «Императрица Мария», затонувшего в 1916 г. от взрыва). Пушки обстреливали позиции линии Маннергейма во время Советско-финской войны, после окончания которой были переведены на арендованный у Финляндии полуостров Ханко, где через два года застали начало Великой Отечественной. После оборонительных боев (22 июня – 2 декабря 1941 г.) установки были захвачены финнами. К моменту выхода из войны сателлита Германии в боеспособном состоянии остались три ТМ-3-12, одно из которых было установлено на территории открытого в 1995 г. Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Непосредственная территориальная близость данного объекта к «Минской» определила доминанту оформления станции.



На северном склоне Поклонной горы расположена самая глубокая станция Московского метрополитена «Парк Победы», наименование и декоративное убранство которой призвано напоминать о победах в двух Отечественных войнах. Самыми яркими элементами оформления стали сомнительного мультипликационного вида мозаичные картины, на которых победы в войнах 1812 и 1941-1945 гг. обращены в «лубочные» сюжеты.



Без соответствующего наименованиям оформления построены станции «Бульвар Дмитрия Донского», «Бульвар Ушакова» (в районе станции расположен бюст Ф.Ф. Ушакову, открытый в 1998 г. – А.Д.) и «Скобелевская».


Несколько иначе сложилась ситуация со станцией метро «Чкаловская». По задумке архитекторов, серо-голубой мрамор и металлические элементы на пилонах символизируют стихию неба и самолеты. Планировалась станция еще в советское время, но после переименования Чкаловской улицы в Земляной вал Садового кольца наименование строящейся станции потеряло географическую привязанность. С другой стороны, на карте Московского метрополитена была увековечена фамилия знаменитого летчика, Героя Советского Союза комбрига Валерия Павловича Чкалова.



Одной из новейших на момент написания данной статьи станций московского метро с военной тематикой оказалась станция «Лефортово». Символично, что построена она в историческом районе, названном в честь главного сподвижника Петра I в деле создания регулярной армии и флота Франца Яковлевича Лефорта. На потолке кассового зала станции размещена иллюстрация фамильного герба военного деятеля. В вестибюле установлено широкое черно-белое панно с изображением Лефортовского дворца. Данная достопримечательность имеет небезынтересную историю.



В 1812 г. в здании дворца располагался госпиталь, с 1865 г. – один из архивов Военного ведомства, на базе которого был создан Московский архив Главного штаба. В советское время в Лефортовском дворце было образовано одно из крупнейших архивных хранилищ – Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), который в настоящее время насчитывает почти 3,5 млн. единиц хранения.


Из 234-х станций Московского метрополитена на 39 прямо или косвенно присутствуют военные мотивы. Наиболее полноценно и продуманно память защитников Отечества увековечена на станциях военной и послевоенной постройки – все они стали объектами культурного наследия России. Последующий советский период отметился архитектурными и декоративными решения с грубыми, упрощенными (почти уродливыми) формами. Военная тематика появлялась спонтанно: в присвоении станциям имен отечественных героев и полководцев первичным становился географический принцип без соответствующего масштабу военных гениев и величию подвигов оформления.


Частично этот принцип перекочевал и в новое российское время: на сегодняшний день нет ни одной станции российской постройки, на которой должным образом – на уровне «сталинских» станций – воздавалась бы дань уважения защитникам страны или великим военным деятелям. Символичны проблемы со строительством станции «Суворовская», названной в честь величайшего отечественно полководца. Ее планировалось построить еще при И.В. Сталине (под названием «Площадь Коммуны»), но проект по техническим причинам многократно замораживался, даже отменялся. По самым оптимистичным прогнозам, станцию откроют через три года.


Тем не менее, в современный российский период в Московском метрополитене реализован сравнительно незатратный, но имеющий хороший потенциал военно-патриотического воспитания граждан проект «Именных поездов», часть которых посвящена различным событиям военной истории или военным деятелям.


Проект стартовал в советские годы. С 1988 г. действует состав «Народный ополченец», неоднократно модернизировавшийся и обновлявшийся дизайном. Другой действующий в наши дни поезд с военно-патриотической тематикой – «Поезд Победы», каждый из вагонов которого посвящен одному из 12 городов-героев. К сожалению, ряд поездов были отменены: «Курская дуга» (2003-2019), «Кино Победы» (посвящен кино о Великой Отечественной войне, действовал в 2016-2019 гг.), «Великие полководцы» (2016-2018).


Очевидно, что в интересах военно-патриотического воспитания нужна специальная комплексная программа по отражению военной тематики в Московском метрополитене, исключающая спонтанность в присвоении наименований и «волюнтаризм», определяющий архитектурный облик. Следует взять лучшие принципы оформления «классических» станций московского метро и совместить их с современными технологиями, запустить дополнительные именные просветительские поезда. Кроме того, есть возможность декорировать ряд безликих типовых станций барельефами, памятниками, бюстами.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Зверев В. Метро московское. М.: Алгоритм, 2008.
2. Зиновьев А.Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. М., 2011.
3. Наумов М.С., Кусый И.А. Московское метро. Путеводитель. М.: Вокруг света, 2006.
4. Наумов М.С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010.
5. Рудный В.А. Действующий флот: Рассказы, очерки, дневники. М.: Воениздат, 1965.
6. Чередниченко О. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. М.: Эксмо, 2010.

 

REFERENCES:

 

1. Zverev V. Metro of Moscow. M.: Algorithm, 2008.
2. Zinoviev A.N. Stalin's metro. Historical guide. M., 2011.
3. Naumov M.S., Kusyi I.A. Moscow Metro. Guide. Moscow: Around the World, 2006.
4. Naumov M.S. Under the Seven Hills: The Past and Present of the Moscow Metro. M.: ANO EC "Moskvovedenie"; JSC "Moscow textbooks", 2010.
5. Rudny V.A. The operating fleet: Stories, essays, diaries. M.: Military Publishing, 1965.
6. Cherednichenko O. Metro-2010. Guide to the underground city. M.: Eksmo, 2010.

 

 

Домнин Артем Игоревич
кандидат исторических наук
научный сотрудник научно-исследовательского отдела (военно-гуманитарных исследований)
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Domnin Artem Igorevich
Candidate of Historical Sciences
Research Officer at the Research Department (military-humanitarian research)
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ