СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ИНОСТРАННЫХ АРМИЙ


COMPARATIVE ANALYSIS OF CADETS PHYSICAL TRAINING MODELS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF FOREIGN ARMIES


УДК 378

 

ЛЯМЗИН Евгений Николаевич

 

 

LYAMZIN Evgeniy Nikolaevich

 

Аннотация. В данной статье рассмотрен вопрос физической подготовки курсантов в высших учебных заведениях иностранных государств. В работе дается краткий обзор различных моделей подготовки, используемых в зарубежных армиях.   Abstract. The paper considers the issue of physical training of cadets in higher educational institutions of foreign countries. The paper provides a brief overview of the various training models used in foreign armies.

Ключевые слова: курсанты; армия; иностранное государство; физическая подготовка.

  Keywords: cadets; army; foreign state; physical training.

 

 

 

Статья посвящена анализу существующих моделей физической подготовки курсантов в иностранных государствах. Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что вопрос правильной физической подготовки остается одним из важнейших при формировании современной боеспособной армии. Как показали военные конфликты начала XXI века (вторжение в Ирак, война в Сирии и т.д.), физическое состояние военнослужащих является серьезнейшим фактором успешного выполнения поставленных задач.


Несмотря на значительные достижения в области инноваций и практически повсеместного использования беспилотных летательных аппаратов, физическая форма военнослужащих все еще остается ключевым элементом боевых действий.


В качестве основного элемента для сравнения в рамках данной статьи брались высшие военные учебные заведения, расположенные в главных геополитических соперниках Российской Федерации на международной арене: США и Китае.


Выбор этих стран обусловлен тем, что они располагают самыми крупными военными бюджетами, а также активно наращивают военную мощь [1]. Кроме того, американский опыт ценен тем, что курсанты этой страны относительно недавно принимали участие в боевых действиях, которые дают возможность оценить степень их готовности к реальным сражениям.


Следует отметить, что в рамках данной статьи анализировались исключительно публично-доступные источники информации. Разумеется, каждая военная академия обладает собственной уникальной системой физической подготовки курсантов, которая находится в закрытом доступе. Тем не менее, ввиду определенных причин (в том числе репутационных) многие высшие учебные заведения частично публикуют систему физической подготовки своих обучающихся, что значительно облегчило проведение данного исследования.


Военная академия США (академия в Вест-Поинте) считается старейшим и самым главным высшим учебным заведением в Соединенных Штатах Америки. Ее выпускники принимали и продолжают принимать участие в боевых действиях, поэтому она не ограничивается сугубо формальным подходом к физической подготовке кадетов.


Тренировки подразделяются на три категории: ежедневные физические нагрузки (daily physical training), программа «Выносливость и Мобильность» (Endurance & Mobility) и программа «Сила и Мобильность» (Strength & Mobility) [8]. Ежедневные физические тренировки основываются на Армейском военном фитнес-тесте (Army Combat Fitness Test) [3].


Он представляет собой специальную программу оценки пригодности курсантов, которая включает в себя: бег на скорость, подтягивания, отжимания, плавание и т.д. [5] Стоит отметить, что наряду с обычными упражнениями от курсантов требуют и успехов в таких спортивных состязаниях, как, например, игра в баскетбол.


Кроме того, в Вест-Поинте очень много внимания уделяется упражнениям на воде. Разработан специальный курс по плаванию, который предусматривает нахождение в воде с экипировкой, оружием, способность ориентироваться под водой и т.д. [9]


Программы «Выносливость и Мобильность» и «Сила и Мобильность» направлены на улучшение определенных показателей курсантов. В зависимости от специфики основного направления воинской службы, в них оттачиваются навыки выносливости курсантов и физической подготовки. Обе программы рассчитаны на активное применение в ходе реальных военных действий, поэтому условия проведения тренировок максимально приближены к текущим боевым задачам американской армии.


Программа на выносливость предполагает увеличивающиеся с каждой неделей марш-броски с полной экипировкой. Конечной целью является марш-бросок на 12 миль (19,3 км) за четыре часа с грузом весом в 35 фунтов (16 килограмм) [4].


Если анализировать модель физической подготовки китайских курсантов, то сразу необходимо заметить, что релевантной информации крайне мало. Это связано с тем, что Министерство национальной обороны КНР крайне неохотно делится деталями своей программы физической подготовки и предпочитает отбирать кандидатов исключительно по внутренним процедурам. Кроме того, Пекин никогда не отличался особой прозрачностью касательного военного потенциала своей армии. Тем не менее, подобная закрытость не означает, что оценить степень подготовки китайских курсантов вообще невозможно.


В частности, в 2018 году состоялись совместные учения курсантов из КНР и курсантов из 12 других стран. Проправительственная китайская англоязычная газета «The Global Times» не смогла предъявить наглядных успехов курсантов из КНР, ограничившись лаконичной формулировкой «продемонстрировали физическую подготовку и дисциплинированность» [6].


Гораздо более подробный отчет содержится в материалах спонсируемого американцами Военного института физической подготовки, где прямо говорится, что курсантов и военнослужащих в Китае в первую очередь учат делать ставку на неожиданность и стремительность первого удара [2].


Американские эксперты предполагают, что такая стратегия основывается на относительно слабой физической подготовки китайских курсантов, которые якобы не могут дать продолжительный бой своим соперникам из других стран. Подобный вывод можно интерпретировать как типичную недооценку потенциального противника, так и реальную слабость китайской армии, которая долгое время не принимала участия в военных конфликтах.


Гораздо более консервативно настроены профессиональные американские военные и журналисты. В своем ежегодном отчете Пентагон в 2020 году указал, что китайские вооруженные силы, а именно курсанты военно-морского флота, в физическом и тактическом плане гораздо лучше, чем их американские коллеги [7]. Это было достигнуто за счет увеличения КНР своего военного бюджета и ослабления требований, предъявляемых американцами к своим военнослужащим.


В частности, в вооруженных силах США активно распространяется политика гендерного равенства, когда мужчины и женщины имеют равный доступ к военной службе. Из-за физиологических особенностей организма к женщинам предъявляются гораздо менее суровые физические требования, что в значительной степени влияет на общую физическую подготовку курсантов в академиях.


Кроме того, Пентагон тщетно пытается сопротивляться закону о предоставлении возможности службы в армии для представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Этот закон, несомненно, вызовет ослабление американской армии.


Эксперты из Military Times также указывают на разность физических моделей подготовки курсантов в США и Китае. Если в Китайской Народной Республике больший упор делается на быстроту реагирования и молниеносность нанесения удара, то в Вест-Поинте курсантов обучают долгим позиционным схваткам и продуманности стратегических маневров, в то время как тактическому обучению военнослужащих уделяется относительно мало внимания [10].


Прямое сравнение двух моделей физической подготовки в условиях боевых действий провести в настоящее невозможно, так как КНР, в отличие от США, не принимает активного участия в военных конфликтах. Американские военнослужащие зарекомендовали себя в боевых действиях относительно неплохо, т.к. успешно проявили себя как в Ираке, так и в Афганистане, обойдясь без значительных людских потерь, но при этом не до конца достигнув поставленных политических результатов.


Российская армия при оценке физической подготовки курсантов иностранных государств должна исходить из прагматического подхода и перенимать лучшие практики. Этот подход предполагает активное изучение иностранного опыта и возможность его применения в российских программах обучения курсантов.


В частности, видится возможным перенять китайскую методику обучения, рассчитанную на внезапность удара, а также заимствовать американский подход в части имплементации в программу физической подготовки отдельных элементов из других видов спорта. Это позволит российским курсантам приобрести дополнительные навыки, а также быть готовыми к любым неожиданностям в случае встречи с потенциальным противником в ходе сражения.


Таким образом, в рамках данной статьи был проведен сравнительный анализ физической подготовки курсантов высших учебных заведений иностранных государств. Автором было установлено, что американская программа физической подготовки подразделяется на несколько категорий и зависит от конкретно поставленных физических задач. Китайская же программа более однородна и делает ставку на непродолжительные физические нагрузки.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Птичкин С. Вооружение дорожает // Российская газета. 28 марта 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru (дата обращения: 08.10.2020)
2. An Overview of Chinese Forces. Boot Camp & Military Forces Institute, 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://bootcampmilitaryfitnessinstitute.com/ (дата обращения: 08.10.2020)
3. Army Combat Fitness Test. United States Military Academy West Point, 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.westpoint.edu (дата обращения: 08.10.2020)
4. Endurance & Mobility. United States Military Academy West Point, 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.westpoint.edu (дата обращения: 08.10.2020)
5. Fitness Assessment. United States Military Academy West Point, 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.westpoint.edu (дата обращения: 08.10.2020)
6. Guo Yuandan. China hosts cadets from military academies around the world, boosting ties and mutual understanding // Global Times. 2018. November, 28. [Электронный ресурс]. https://www.globaltimes.cn (дата обращения: 08.10.2020)
7. Military and Security Developments Involving the People’s Republic of China 2020. Department of Defense, 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://media.defense.gov (дата обращения: 08.10.2020)
8. Physical Requirements. United States Military Academy West Point, 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.westpoint.edu (дата обращения: 08.10.2020)
9. Survival Swimming. United States Military Academy West Point, 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.westpoint.edu (дата обращения: 08.10.2020)
10. Todd South. What war with China could look like // Military Times. 2020. September, 1 [Электронный ресурс]. URL: https://www.militarytimes.com (дата обращения: 08.10.2020)

 

REFERENCES:

 

1. Ptichkin S. Weaponry is rising in price // Rossiyskaya Gazeta. 2018. March, 28 [Electronic resource]. URL: https://rg.ru (Access date: 08.10.2020)
2. An Overview of Chinese Forces. Boot Camp & Military Forces Institute, 2019 [Electronic resource]. URL: https://bootcampmilitaryfitnessinstitute.com/ (Access date: 08.10.2020)
3. Army Combat Fitness Test. United States Military Academy West Point, 2020 [Electronic resource]. URL: https://www.westpoint.edu (Access date: 08.10.2020)
4. Endurance & Mobility. United States Military Academy West Point, 2020 [Electronic resource]. URL: https://www.westpoint.edu (Access date: 08.10.2020)
5. Fitness Assessment. United States Military Academy West Point, 2020 [Electronic resource]. URL: https://www.westpoint.edu (Access date: 08.10.2020)
6. Guo Yuandan. China hosts cadets from military academies around the world, boosting ties and mutual understanding // Global Times. 2018. November, 28. [Electronic resource]. URL: https://www.globaltimes.cn (Access date: 08.10.2020)
7. Military and Security Developments Involving the People’s Republic of China 2020. Department of Defense, 2020 [Electronic resource]. URL: https://media.defense.gov (Access date: 08.10.2020)
8. Physical Requirements. United States Military Academy West Point, 2020 [Electronic resource]. URL: https://www.westpoint.edu (Access date: 08.10.2020)
9. Survival Swimming. United States Military Academy West Point, 2020 [Electronic resource]. URL: https://www.westpoint.edu (Access date: 08.10.2020)
10. Todd South. What war with China could look like // Military Times. 2020. September, 1 [Electronic resource]. URL: https://www.militarytimes.com (Access date: 08.10.2020)

 

 

Лямзин Евгений Николаевич
соискатель ученой степени кандидата педагогических наук
преподаватель кафедры физической подготовки
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б.Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Lyamzin Evgeniy Nikolaevich
Candidate for a degree in Pedagogical Sciences
Lecturer at the Department of Physical Training
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ