ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА В ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL SELECTION DEVELOPMENT AMONG THE TROOPS OF THE RUSSIAN NATIONAL GUARD


УДК 37.013

 

КРАСНОВ Иван Васильевич

 

 

KRASNOV Ivan Vasilievich

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам истории педагогического развития профессионального психологического отбора при комплектовании войск национальной гвардии. Рассмотрены этапы становления профессионального психологического отбора. В результате исторического анализа автор показывает, что профессиональный психологический отбор является методом предупреждения психотравматизации военнослужащих, профилактики их деморализации, сохранения высокого морального духа и обеспечения эффективных действий при выполнении служебно-боевых задач.   Abstract. The article is devoted to the history of the pedagogical development of professional psychological selection in the manning of the National Guard. The stages of the formation of professional psychological selection are considered. As a result of historical analysis, the author shows that professional psychological selection is a method of preventing psychological trauma to military personnel, preventing their demoralization, maintaining high morale and ensuring effective action in combat conditions.

Ключевые слова: профессиональный психологический отбор; внутренняя стража; комплектование; войска национальной гвардии.

  Keywords: professional psychological selection; internal guard; manning; National Guard troops.

 

 

 

Становление профессионального психологического отбора находится в тесной взаимосвязи с историей возникновения и развития психологии труда, занимает ключевую роль в исследованиях и открытиях практической психологии с начала XX века по настоящее время.

В интересах комплексного исследования проблематики профессионального психологического отбора в войсках национальной гвардии автором был выполнен дополнительный историко-педагогический анализ, предполагающий конкретизацию значимых направлений в развитии профотбора, характеризующий зарождение и развитие изучаемых в данной статье процессов на определённых этапах. Основополагающими этапами анализа, проводимого в данной работе, являются:

I этап. Зарождение (1811-1916 гг.).

II этап. Становление (1917-1937 гг.).

III этап. Упадок (1938-1955 гг.).

IV этап. Возрождение и развитие (1956-1996 гг.).

V этап. Расцвет (1997-2012 гг.).

VI этап. Стагнация (с 2013 г. по н.в.).


При определении выбранных этапов автором принят за основу результат развития основных методов психодиагностики и профессионального отбора.


I этап. Зарождение (1811-1916 гг.).


В начале ХIX в., в период социально-экономических, внутриполитических проблем, нарастания угрозы против Российской империи со стороны французской армии резко возросла необходимость преобразования её вооружённых сил, усовершенствования управления ими, увеличения их численного состава. В XVII в. был принят сравнительно широкий ряд законов, которые регулировали комплектовку вооружённых сил, руководство ими, а также порядок прохождения военной службы личным составом и т.д. Инициатива разработки программы создания специального воинского формирования, исполняющего функции полиции, принадлежит талантливому политическому деятелю М.М. Сперанскому. Разработанный им план реформирования стал теоретической основой создания специального военно-полицейского учреждения. К зиме 1810-1811 гг. проект реформы по созданию внутренней стражи был разработан и стал одним из первых нормативных правовых актов, возвещавший о формировании нового правоохранительного органа. Положения, озвученные в данном нормативном правовом акте, отражали показной теоретический и размытый характер, юридические основания устройства новой госструктуры были изложены в общих чертах без конкретных разъяснений, реальное формирование новой структуры с ясно изложенной нормативной базой, регулирующей деятельность этих войск, оставались вопросом времени [15].


Основой отбора в русскую армию к началу XIX в. стала рекрутская повинность, введённая при Петре I в 1705 году – на тот момент требовались эффективные вооружённые силы для решения имеющихся государственных проблем. Первоначально рекрутская повинность была пожизненной, и ей подлежали все слои населения. Однако для дворян повинность была личная и поголовная, для податочных же – общинная. Община сама определяла, кто и на каком основании должен быть отдан в рекруты. Здесь в расчёт бралось лишь мужское население, состоявшие в «подушном окладе» в возрасте от 15 до 35 лет, как правило, бесполезные для общины. Время набора рекрутов, порядок их раскладки, размер рекрутской повинности устанавливались по-разному перед каждым набором. В системе набора рекрутов допускалась замена, отдавали вместо себя в рекруты купленных людей, и это разрешалось даже крепостным лицам. Одной из популярной возможностью замены стал наём добровольцев. Рекруты составляли основной костяк действующей армии, а не имеющие возможность продолжать (в основном по состоянию здоровья) полевую службу в русской армии направлялись в гарнизонные войска, а также инвалидные и штатные команды. Позднее условия и порядок рекрутской повинности изменились [11].


В период зарождения и развития внутренней стражи, 2 февраля 1813 года выходит указ Александра I о распределении в корпуса внутренней стражи военнослужащих, «сделавшихся неспособными к продолжению полевой службы в действующих войсках по болезням и увечьям от неприятеля полученных». Изначально замысел создания внутренней стражи состоял не только в обеспечении порядка и безопасности конституционного строя Российской империи, но и в социальной поддержке военнослужащих, получивших увечье, освобождении их от тягот полевой службы. В связи с этим комплектование корпуса внутренней стражи имело второстепенный характер и по-прежнему обеспечивалось в последнюю очередь из остаточных человеческих ресурсов. Так, 6 февраля 1831 года выходит в свет очередной указ Александра I, предписывающий восполнять батальоны внутренней стражи военными низших чинов «в случаи их дурного поведения или проступка», откомандировывая их «в батальоны тех губерний, где каждый из них имеет жительство для службы». Корпус внутренней стражи превращается в место изгнания «неблагонадёжных нижних чинов» разнообразных военных ведомств.


Составляющим звеном подразделений корпуса внутренней стражи стала также такая категория, как военнослужащие исправительных учреждений. В начале ХХ века наблюдается увеличение количества административных ссыльных и арестантов. Послужил этому активный революционный рост и объявление в ряде губерний чрезвычайного положения. На службу конвоирования требовалось выделять дополнительные наряды из войск. Численность же подразделений конвойной стражи из-за серьёзных финансовых затруднений оказалось невозможно увеличить, что стало основной причиной постоянных изменений в организационной структуре.


В то же время происходит процесс усиления и укрепление подразделений конвойной стражи путём повышения требований к качеству комплектования солдатами.


II этап. Становление (1917-1937 гг.).


После окончания Октябрьской революции 1917 года в конвойной страже произошла реорганизация. Она сохранила свою военную структуру и перешла в двойное подчинение: по строевой и хозяйственной части подчинялась Наркомату по военным делам, а по службе – Главному управлению местами заключения при Наркомате юстиции.


Первые отряды и его органы при Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем были созданы в конце 1917 – начале 1918 года. Отбор кандидатов на службу в войска ВЧК являлся одним из значимых условий выполнения служебных задач. Они комплектовались из добровольцев-красногвардейцев, революционных солдат и матросов, передовых рабочих, которые были рекомендованы партийными и профорганизациями, а также исполкомами советов. Кандидату на службу необходимо было предоставить рекомендацию первичной партийной организации или одного из членов партии. От бойцов требовалась расписка с обязательством не менее полугода непреклонно верой и правдой защищать Советскую власть, строго соблюдать революционную и воинскую дисциплину. 22 мая 1919 года выходит постановление Совета Рабоче-Крестьянской Обороны [1], согласно которому войска ВЧК структурно вошли в состав войск ВОХР, а 1 сентября 1920 года включены в состав войск ВНУС, также штаб войск ВЧК переименован в штаб войск ВОХР. Наряду с этим батальоны ВЧК, включённые в штатный состав войск ВОХР, сумели сохранить свою самостоятельность [8, С. 110-111].


В апреле 1920 года войска ВОХР сделали резервом действующих армий, за исключением частей, которые обслуживали ВЧК, и провели реорганизацию в соответствии со штатной структурой Красной Армии. Главным образом, комплектование войск осуществлялось Народным комиссариатом по военным делам согласно плану, который разрабатывался начальником войск ВОХР, а утверждался Советом Труда и Обороны [5].


Менее чем через полтора года войска ВЧК, в связи с постановлением Совета Труда и Обороны [2], заново выводятся в самостоятельную структуру. В их составе, кроме транспортных и особых отделов, войск территориального аппарата, начинают функционировать железнодорожные, воднотранспортные и пограничные структуры.


В первые годы советской власти не существовало отдельной системы отбора кандидатов на военную службу для внутренних войск. Комплектование кадров для органов ВЧК осуществлялось на одном основании с частями Красной Армии. На командные должности рассматривались первоочерёдно кандидаты из числа членов коммунистической партии, уже прошедшие славный боевой путь в частях Красной армии, верный Советской власти младший офицерский состав царской армии, революционные солдаты и матросы. Работы по профессиональному психологическому отбору впервые стали проводиться в нашей стране в двадцатых годах. В этом периоде интересны исследования Ф.Р. Дунаевского, М.Я. Басова, К.Х. Кекчеева и С.Г. Геллерштейна. Они считали, что приоритетным критерием в отборе кадров является такое качество индивида, как лидерство. Также сюда можно отнести научные разработки В.М. Бехтерева и Н.А. Бернштейна по изучению практических вопросов психологии труда, профориентации и профотбора. Изучением данной проблемы занимались и другие учёные-психологи. Так, в 30-х годах А.Р. Лурия, П.М. Рубенштейн, И.П. Шпильрейн, Г.И. Левигурович, Е.С. Браиловский, В.М. Новиков проводят исследования, связанные с отбором кадров на ряд профессий [16, 17].


Вдобавок проблемам профотбора уделяли внимание и психологи-психотехники. На кафедре психотехники Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена разрабатывается комплекс профессиональных требований к специальному предмету «профиль психотехники», который подразумевает распределение и продвижение специалистов согласно полученным результатам профдиагностики, профориентации и отбора. Учеными Д.М. Гвишианином и С.И. Энштейном изучается главным образом такой человеческий фактор, как эффективное управление. С.М. Меликовым была предпринята практическая попытка применения данной методики на ряде предприятий страны для оценки качеств руководителей [13, С. 32].


По идеологическим и политическим причинам того времени разработки фундаментальной научной системы психологического отбора долгое время находилась в тени. Но, несмотря на это, за относительно короткое время была определена односторонняя система профотбора, которая еще длительное время не нашла своего применения из-за особенностей того времени.


В 1928 году образуются Центральная комиссия и Психофизиологическая лаборатория Военно-санитарного управления Рабоче-крестьянской Красной Армии. Профессиональными личностными качествами, подлежащими выявлению у бойцов РККА, значились: классовое сознание, уравновешенность, контроль за своим поведением, наличие логического суждения, сообразительность, скорость реакции, организованность, развитые моторные навыки, глазомер, техническая смекалка, смелость, выносливость, сила воли, ловкость, развитые физические данные. При проведении психологического обследования применялись как бланковые, так и аппаратурные методики. Для определения пригодности к службе специалистами лаборатории, кроме результатов психологических методик, учитывались результаты наблюдения за поведением и реакциями кандидатов.


Проблематикой отбора 30-х годов стало активное, повсеместное, бесконтрольное применение зарубежных психологических методов исследования и их различных модификаций. Абсолютизирование результатов применяемых методик и анкет повлекло наложение запрета на них. В области психологического отбора сокращается число проводимых научно-методических исследований. Как следствие, в 1936 году выходит постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» [3]. При проведении мероприятий по профотбору стали оцениваться лишь состояние психического здоровья кандидата. Психологические качества индивида, с точки зрения профпригодности, фактически не рассматривались.


Во второй половине тридцатых годов из-за гонения на психотехнику и педологию психологические исследования проблем профессионально-психологического отбора специалистов были прекращены.


Отбор курсантов для поступления в военные заведения войск ОГПУ производился предпочтительно из числа красноармейцев и младших командиров сверхсрочной и срочной службы, который осуществлялся в округах при непосредственном участии политических отделов и партийных организаций несмотря на то, что последние занимались этим сугубо формально. В связи с этим повышенное внимание было направлено на качественное улучшение отбора военных кадров. В январе 1932 года выходит постановление ЦК ВКП(б), определяющее порядок дополнительного укомплектования военных заведений РККА мобилизованными коммунистами, что в значительной мере способствовало увеличению партийной прослойки среди личного состава военно-учебных заведений.


Так, среди курсантов и слушателей первой и второй пограничных школах рабочие составляли 35,6%, служащие – 32%, крестьяне – 20,6%, коммунисты – 9,4%, комсомольцы – 2,4% [9, С. 129].


Первоочерёдное право поступления в военные заведения предоставлялось выходцам из рабоче-крестьянских семей, членам и кандидатам коммунистической партии. В военно-учебные заведения планировалось принимать лиц, имеющих начальное семилетнее образование и на добровольных началах.


Во время приёмных испытаний, а также в процессе обучения досконально проводился анализ биографических данных курсантов. Сокрытие и искажение анкетных данных приравнивалось к политическому преступлению.


III этап. Упадок (1938-1955 гг.).


В 1938 году приказом Народного комиссариата внутренних дел СССР вводится совершенно секретная инструкция по отбору кандидатов на службу в органы НКВД. Инструкция носила рекомендательное значение и определяла основные критерии при отборе кадров в органы НКВД. Основными из них являлись: негативные категории граждан (досконально исследовалась семейная жизнь кандидата, условия его проживания, из какой семьи жена, обращалось пристальное внимание на круг общения как кандидата, так и его жены и т.д.); видимые признаки дегенерации (проявляющееся в виде судорог лица или нервного тика, хронические мигрени, речевые дефекты и дефекты глаз, такие как косоглазие и прочее, лошадиные зубы и иные признаки, указывающие на уродство лица, родимые пятна «печать дьявола», наличие еврейской крови (до пятого колена интересовала принадлежность близких родственников к евреям), склонность к суицидам в семье; признаки вырождения и дегенерации, выявляемые по системе тела и органов (пропорции тела, малый рост, многопалость и другие «лишние конечности», ненормальная пигментация кожи, ненормальная волосатость тела и лица, большое количество родимых пятен, реверсивные признаки, такие как сросшиеся пальцы и т.п., размеры и форма головы и т.д.); физиологические признаки вырождения и дегенерации (односторонняя потливость, ненормальная возбудимость вазомоторных аппаратов в центре или периферии, недержание мочи, идиосинкразия, бесплодный брак и т.п.); психические признаки вырождения и дегенерации (сюда относятся различные душевные качества, феминизм, инфантилизм и прочее, мимика и физиогномика, различные половые аномалии, различные фобии, демонические черты лица) [14].


Из вышеуказанного можно сделать вывод, что основным критерием оценки профессиональной пригодности являлся всесторонний порядок изучения личности кандидата на службу в войска НКВД, основанный на анализе внешних и наследственных дегенеративных, атавистических признаков. Ясно проглядывается потребность к поиску кандидатов, отвечающих требованию безупречности, что находило своё отражение в идее эвристической теории.


В 50-х годах всё ещё сохранялся запрет на применение психологических тестов. Тем не менее, в этот период понемногу входят в практическое использование при отборе специалистов экспериментально-психологические методики. Последующие периоды становления отечественной психологической науки и практического её применения неразрывно связаны с такими учёными как В.М. Блейхер, Ю.М. Забродин, Л.Н. Собчик, Л.Ф. Бурлачук, Е.М. Борисова, В.И. Лубовский, В.А. Бодров, Ф.Б. Березин, В.Д. Небылицын, Е.А. Климов, К.М. Гуревич, Б.Д. Карвасарский, А.Е. Личко, Е.Т. Соколов, Б.В. Кулагин, К.К. Платонов. Вышеперечисленные учёные дали более ясное описание соответствия зависимости методов психодиагностики и психологического отбора. Данный факт явился началом формирования профессиональной психодиагностики, подразумевающей под собой психологическое исследование свойств личности, оценку профессиональной ориентации индивида, целесообразное применение кандидатов по специальностям, усовершенствование профессиональной подготовки, решение ряда практических вопросов по развитию профессиональной деятельности [10, С. 216].


IV этап. Возрождение и развитие (1956-1996 гг.).


В 1956 году вновь получают своё развитие исследования практического применения методик профессионального психологического отбора. Благодаря трудам советских учёных Б.Г. Ананьева, Н.Д. Левитанова, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.М. Теплова научно-теоретические разработки по вопросам профессионально-психологического отбора стали активно использоваться не только в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, но и во многих других областях жизни советского общества.


Существенный вклад в активно развивающуюся теорию профессионально-психологического отбора в нашей стране внесли такие учёные-психологи как А.Д. Глоточкин, Б.Г. Ананьев, В.П. Зинченко, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Рубахин, И.М. Медведев, Е.М. Климов, Б.Ф. Ломов, Г.М. Зараковский, В.А. Бодров, Б.Л. Покровский, Т.Т. Джамгаров, Ю.М. Забродин и многие другие.


Первые шаги в изучение вопросов профессиологии, с целью описания возможностей развития личности в профессиональной деятельности, сделала в 60-х гг. Лаборатория экономико-математических исследований Новосибирского государственного университета под руководством А.Г. Аганбегяна. Следом за ней в Институте социальных исследований АН СССР аналогичные разработки вели Т.Т. Джамгаров и С.Г. Геллерштейн.


В этот же период советский психолог Б.Г. Ананьев разрабатывает концепцию, в которой человек представляется единством биологического и социального – как индивид, как личность и как субъект. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определённых свойств личности, которые соответствуют предмету и средствам его деятельности. Он полагал, что при описании психологических особенностей человека целесообразно давать психологическую характеристику не только человека как индивида, но и как личности, как субъекта деятельности, учитывать его индивидуальность. Тем самым Б.Г. Ананьев положил начало личностного подхода в определении профпригодности. Работы в данном направлении также вели Ю.М. Забродин, А.Д. Глоточкин, К.К. Платонов, В.П. Зинченко, А.Ф. Шикун.


С этого периода теоретико-психологическая модель профессионально-психологического отбора начинает обретать некоторую конкретность. Для апробации этой модели наиболее благоприятная среда сложилась в области военной деятельности. На практике положительных результатов в этом направлении удалось достичь учёным-медикам К.К. Платонову, И.М. Медведеву и В.К. Зараковскому. Методики для оценки профессиональной направленности личности по запросам войск в большинстве случаев разрабатывали и предлагали психофизиологи. Разработанные ими методики выявляли психофизиологические признаки индивида, отражающие лишь его функциональные особенности – распределение внимания, объём памяти, скорость реакции. Как признавался сам А.Д. Глоточкин в одной из научной публикации 1977 года, длительный промежуток времени по ряду методик, применяемых для оценки профессиональной направленности по рекомендациям научно-исследовательских лабораторий, отбор специалистов был направлен сугубо на изучение функционально-психологических и психофизиологических параметров индивида. Социально-психологические характеристики личности – взгляд на выбранную профессию, отношение к ней, понимание и осознание всей степени ответственности в профессиональной деятельности, умение самостоятельно принимать решения, здраво оценивать сложившуюся ситуацию, высокое самообладание в стрессовых и экстремальных ситуациях и т.п. – при подборе кандидатов, чья деятельность носила выраженную социально-значимую специфику, абсолютно не принимались в расчёт ввиду использования методов формализации и количественного выражения. В определённой степени это суждение имело отношение и к профессионально-психологическому подбору кандидатов для прохождения службы в войсках [7].


V этап. Расцвет (1997-2012 гг.).


Согласно Директиве Министерства Внутренних дел Российской Федерации в 1997 году во внутренних войсках формируется социально-психологическая служба [4]. Её деятельность регламентировалась временным нормативным правовым актом, вступившим в силу 24 декабря 1997 года – приказом № 407 Главнокомандующего внутренних войск МВД России «Об утверждении Временного положения о социально-психологической службе внутренних войск и внесении изменений в организационно-штатную структуру органов по работе с личным составом внутренних войск МВД России». После этого в войсках начинают формироваться психологические подразделения.


В июле 1997 года на основании приказа МВД России в научно-исследовательских и редакционно-издательских отделах высших военных заведений внутренних войск вводятся лаборатории профессионального психологического отбора со штатом 4 человека. В марте 2011 года данные подразделения передаются в структуры по работе с личным составом.


Задачами, стоящими перед лабораториями, являлись: военная профориентация граждан и военнослужащих; оценка военно-профессиональной направленности и индивидуальных психологических качеств кандидатов, психологическое сопровождение курсантов в период их обучения.


12 августа 1998 года, ввиду организационно-штатных мероприятий, произошедших в Санкт-Петербургском военном институте при Северо-Западном округе, был сформирован отдел для проведения исследований социально-психологических проблем внутренних войск МВД России. Данный отдел возглавил полковник С.В. Шершнев. В последствии в конце 2001 года в штатную структуру СПб ВИ ВВ был введен научно-исследовательский отдел по исследованию социально-психологических проблем со штатом 12 человек.


Помимо проведения плановых исследований офицеры отдела оказывали практическую помощь офицерам Главного управления по работе с личным составом внутренних войск в изучении причин суицидальных происшествий в воинских частях, «вспышек» массовых правонарушений военнослужащих и др., а также выработке рекомендаций по профилактике негативных явлений среди личного состава войск.


15 сентября 2011 года на базе Санкт-Петербургского военного института состоялось торжественное открытие Учебного центра психологической помощи и реабилитации, ставшего учебно-методической базой обучения курсантов факультета морально-психологического обеспечения и повышения профессиональной квалификации специалистов социально-психологической службы войск.


В этот период дальнейшее развитие получило учебно-методическое направление деятельности подразделения. Разработана и активно внедряется в повседневную деятельность войск система профессионального отбора кандидатов для прохождения военной службы по контракту на должностях солдат и сержантов, кандидатов на обучение в ВООВО внутренних войск МВД России. В штатную структуру отдела вводится учебно-методическая группа психодиагностических исследований профессионально-психологического отбора. Разработана и введена в действие программа курсов повышения профессиональной квалификации офицеров социально-психологической службы, организованы курсы подготовки ответственных исполнителей профессионального психологического отбора. В ходе служебных командировок и учебно-методических сборов офицерами отдела непрерывно проводятся занятия по организации социально-психологического сопровождения служебно-боевой деятельности войск с различными категориями должностных лиц.


VI этап. Стагнация (с 2013 г. по н.в.).


В 2013 году в соответствии с Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации внедряется Инструкция по организации и проведению профессионально-психологического отбора во внутренних войсках [6], определяющая организацию и порядок проведения мероприятий по профессионально-психологическому отбору граждан и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, поступающих на военную службу по контракту и на обучение в образовательные организации высшего образования внутренних войск. Согласно инструкции, руководство профессионально-психологическим отбором организуют командующие войсками региональных командований, командиры соединений и воинских частей, начальники военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск.


Комплекс мероприятий по психологическому отбору возлагается на психологов и специалистов по профессионально-психологическому отбору. В группах по работе с личным составом вводится должность «ответственный исполнитель (по профотбору)».


В апреле 2016 года произошла реорганизация внутренних войск – на их основе была сформирована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, призванная защищать конституционный строй страны и её граждан. Начинается отсчёт очередного этапа развития профессионального психологического отбора в войсках национальной гвардии.


На данный момент профессионально-психологический отбор нашёл своё широкое применение во всех силовых структурах нашей страны. Под профессионально-психологическим отбором в военных организациях подразумевают комплекс мероприятий по допуску кандидатов к овладению определенным видами военных специальностей на основании психодиагностических исследований об уровне развития психофизиологических и личностных особенностей, профессионально-важных качеств, необходимых для овладения профессиональными навыками в соответствии с выбранной военной специальностью [12, С. 62].


Профессиональный психологический отбор прошёл долгий и нелёгкий путь развития и совершенствования. Формирование целостной системы поиска и подбора кадров имеет продолжительную и непростую историю. Издревле применялись различные приёмы отбора людей для выполнения различной работы. Только в начале ХХ века профессиональный психологический отбор появился как научное прикладное направление. На практике развитие профотбора обеспечивало качественный подбор наиболее подходящих для выполнения конкретной трудовой деятельности сотрудников. На современном же этапе профессионально-психологический отбор является комплексом мероприятий по изучению и оценке профессионально важных качеств военнослужащих по военно-учётным специальностям.


В настоящее время в войсках национальной гвардии разработаны десятки тестовых батарей, современных автоматизированных компьютерных программ и аппаратных средств для качественного, углубленного проведения профессионально-психологического отбора, выстроена своеобразная вертикаль должностных лиц, позволяющая осуществлять отбор кандидатов для воинских частей и военно-образовательных учреждений. Профессионально-психологический отбор является надежным и проверенным методом профилактики деморализации военнослужащих войск национальной гвардии, предупреждения психотравматизации и сохранения высокого морально-патриотического духа для эффективного выполнения поставленных перед ними служебно-боевых задач.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Постановление Совета Рабоче-Крестьянской Обороны от 22 мая 1919 г. «О призыве в Красную армию граждан 1900 г. рождения».
2. Постановление Совета Труда и Обороны от 19 января 1921 г. «О передаче войск ВНУС, за исключением войск Чрезвычайных комиссий, железнодорожной и водной милиции, в ведение военного ведомства».
3. Постановление ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса».
4. Директива МВД России № 1 от 19 июня 1996 г. «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».
5. Приказ чрезвычайного уполномоченного совета Рабоче-Крестьянской Обороны по снабжению Красной Армии и Красного Флота № 382 от 15 марта 1920 г. «О реорганизации органов снабжения войск ВОХР».
6. Приказ МВД России № 267 от 16 мая 2013 г. «Об утверждении Инструкции по организации и проведению профессионального психологического отбора во внутренних войсках МВД России».
7. Глоточкин А.Д. К вопросу о военно-профессиональном отборе // Военная мысль. № 3. 1978.
8. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энц. М., 1983.
9. История строительства внутренних войск. 1917-1975 (Краткий очерк). Ч.I.
10. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.
11. Кулешов С.А. Военные формирования охранительной системы Российской империи в XIXв.: дисс. … канд. ист. наук. Н., 2000.
12. Марицук В.Л., Афанасьев Ю.В., Кукса И.И., Михайлов Г.П. Вопросы организации и методики профессионального отбора в высшее военно-учебное заведение. Л., 1972.
13. Мельников Л.И. Деловая оценка работников в сфере управления. М., 1974. С.
14. Мягких Н.И. Профессиональный психологический отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (концепция, принципы, критерии, технологии): дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2004.
15. Полное собрание законов – I. Т. IV. № 2306.
16. Профотбор и его социальный смысл / Дунаевский Ф.Р. Харьков, 1923.
17. Психология труда. Личность и профессия / Басов М.Я. М., 1926.

 

REFERENCES:

 

1. Resolution of the Council of Workers And Peasants Defense of May 22, 1919 «On conscription of citizens born in 1900 into the Red Army».
2. Resolution of the Council of Labor and Defense of January 19, 1921 «On the transfer of the VNUS troops, with the exception of the troops of the Emergency commissions, railway and water police, to the jurisdiction of the Military Department».
3. Resolution of the Central Committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks of July 4, 1936 «On Pedological Perversions in the System of the Peoples Commissariat of Education».
4. Directive of the Ministry of Internal Affairs of Russia № 1 dated June 19, 1996 «On Immediate Measures to Fundamentally Improve Work with Personnel in the System of the Ministry of the Interior of the Russian Federation».
5. The order of the Emergency Authorized Council of the Workers and Peasants Defense to supply the Red Army and Red Fleet № 382, dated March 15, 1920 «On the reorganization of the supply agencies of the troops VOKhR».
6. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia №. 267 dated May 16, 2013 «On approval of the Instructions for the organization and conduct of professional psychological selection in the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia».
7. Glotochkin A.D. On the issue of military professional selection // Military Thought. №. 3. 1978.
8. Civil war and military intervention in the Soviet Socialist Republic. Enc. M., 1983.
9. The history of the construction of internal troops. 1917-1975 (Short Review). Part I.
10. Kulagin B.V. Fundamentals of professional psychodiagnostics. L., 1984.
11. Kuleshov S.A. Military units of the security system of the Russian Empire in the 19th century: diss. … kand. ist. nauk. N., 2000.
12. Maritsuk V.L., Afanasyev Yu.V., Kuksa I.I., Mikhailov G.P. Issues of organization and methods of professional selection in a higher military educational institution. L., 1972.
13. Melnikov L.I. Business assessment of employees in the field of management. M., 1974.
14. Myagkih N.I. Professional psychological selection of candidates for service in the internal affairs bodies of the Russian Federation (concept, principles, criteria, technologies): diss. ... kand. psych. nauk. SPb., 2004.
15. The complete collection of laws - I. T. IV. № 2306.
16. Professional selection and its social meaning / Dunaevsky F.R. Kharkov, 1923.
17. The psychology of labor. Personality and profession / Basov M.Ya. M., 1926.

 

 

Краснов Иван Васильевич
адъюнкт кафедры педагогики
начальник отделения профессионального психологического отбора (для ГУРЛС Росгвардии)
ГЦОД войск национальной гвардии
111250, г. Москва, Красноказарменная ул., д.9А.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Krasnov Ivan Vasilievich
Adjunct at the Department of Pedagogics
Head of the Department of Professional Psychological Selection (for GURLS Rosgvardiya)
GСOD troops of the National Guard
Krasnokazarmennaya ul., d.9A, Moscow, Russia, 111250



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ