МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ТРАНСГРАНИЧНОМУ ПЕРЕМЕЩЕНИЮ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ И ТОВАРОВ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ


INTERNATIONAL LEGAL MEANS TO COUNTER THE ILLEGAL CROSS-BORDER MOVEMENT OF WEAPONS OF MASS DESTRUCTION AND DUAL-USE GOODS


УДК 341.1

 

БОБРОВА Ольга Геннадьевна
кандидат юридических наук
БАГДАСАРЯН Ирина Артёмовна
кандидат юридических наук, доцент

 

 

BOBROVA Olga Gennadievna
Candidate of Juridical Sciences
BAGDASARIAN Irina Artemovna
Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor

 

Аннотация. В статье приведен анализ международно-правовых инструментов противодействия незаконному трансграничному перемещению оружия массового поражения и товаров двойного назначения, среди которых авторами выделена роль двух международных организаций – Организации по запрещению химического оружия и Всемирной таможенной организации. Представлены результаты анализа Меморандума о взаимопонимании между ОЗХО и ВТамО, сформулировано его значение в системе обеспечения международного мира и безопасности в части недопущения попадания ядовитых, отравляющих веществ террористическими организациями.   Abstract. The article presents the results of the analysis of the international legal instruments for countering the illegal cross-border movement of weapons of mass destruction and dual-use goods. Authors highlight the role of two international organizations – the Organization for the Prohibition of Chemical Weapons and the World Customs Organization. The results of the analysis of the Memorandum of Understanding between the OPCW and the WCO are presented, and its significance in the system of ensuring international peace and security in terms of preventing the ingress of toxic substances by terrorist organizations is formulated.

Ключевые слова: химическое оружие; международный терроризм; международный договор; меморандум о взаимопонимании; Организация по запрещению химического оружия; Всемирная таможенная организация.

  Keywords: chemical weapons; international terrorism; international Treaty; Memorandum of Understanding; Organization for the Prohibition of Chemical Weapons; World Customs Organization.

 

 

 

Проблема противодействия незаконному распространению ядерного, химического и биологического оружия не утрачивает своей актуальности на протяжении многих десятилетий. Одними из самых эффективных остаются международно-правовые средства противодействия указанной проблеме, носящей глобальный характер.


Как отмечает С.М. Пунжин, только согласованные действия всех членов международного сообщества «могу поставить преграду на пути к неконтролируемому распространению различных видов вооружения» [4, C. 5]. Ученые и эксперты регулярно говорят о необходимости поддержания «режима нераспространения химического оружия в мире и проведения оперативных расследований по фактам применения отравляющих веществ и токсичных химикатов» [2, C. 24]. Особенную обеспокоенность вызывает «риск применения оружия массового поражения в военных конфликтах и террористических актах» [5, C. 77].


Правовую основу противодействия незаконному перемещению ядовитых и отравляющих веществ составляют несколько универсальных международных актов, среди которых:

1. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (далее - КЗХО), которая была открыта к подписанию Генеральным секретарем ООН в Париже 13 января 1993 г. и вступила в силу 29 апреля 1997 г.[3];

2. Резолюция №1540 Совета Безопасности ООН, которой был учрежден Комитет 1540 по предотвращению распространения ядерного, химического или биологического оружия и средств его доставки (20 апреля 2011 г. было продлено действие документа до 2021 г.) [12]. Резолюция содержит положение об установлении «надлежащего национального контроля в целях предотвращения незаконного оборота материалов, которые могут быть использованы для производства ОМП (ядерного, химического и биологического оружия)» [1, C. 80]. Среди сфер, подлежащих контролю, одной из важнейших является его трансграничное перемещение.


Международным сообществом и его специализированными органами (международными организациями) разработан комплекс организационно-правовых мер, направленных на противодействие указанной угрозе. Ведущую роль в противодействии незаконному трансграничному перемещению указанных видов вооружения играет Организация по запрещению химического оружия (далее – ОЗХО) и Всемирная таможенная организация (далее – ВТамО). В 2017 г. ОЗХО и ВТамО был подписан меморандум о взаимопонимании, анализ положений которого будет представлен ниже.


Рассмотрим подробнее вклад каждой из международных организаций в борьбу с незаконным трансграничным перемещением ядовитых, отравляющих веществ и товаров двойного назначения, которые могут быть использованы для изготовления оружия массового поражения в террористических целях.


В учредительных документах ОЗХО одной из функций организации установлено предотвращение незаконного трансграничного перемещения указанных веществ [6], которая воспринимается как угроза международного масштаба.


Генеральный секретарь ОЗХО многократно отмечал в своих выступлениях, что неукоснительное соблюдение Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КЗХО) само по себе является значительным вкладом в международную борьбу с терроризмом. В данном случае речь идет о нормах Конвенции, посвященных контролю доступа к отравляющим и ядовитым веществам и материалам двойного назначения ограниченного круга субъектов.


Выполнение установленных КЗХО обязательств предполагает обеспечение соблюдения требований режима контроля в отношении включенных в перечень химических веществ. Однако позиция ОЗХО заключается в том, чтобы подписанты осуществляли контроль и за веществами, не включенными в список, но используемыми для незаконного изготовления химического оружия.


Как отмечено в документах ОЗХО, ключевым в противодействии «химического» терроризма является комплекс организационно-правовых мер, обеспечивающих невозможность доступа членов террористических организаций к запрещенным веществам. Нормы КЗХО требуют от государств-подписантов принять необходимые меры для обеспечения использования ядовитых, отравляющих веществ и их прекурсоров только уполномоченными субъектами и только в разрешенных целях (например, для утилизации). Выполнение норм конвенции предполагает установление многоступенчатого режима допуска к указанным веществам и товарам двойного назначения, которые могут быть использованы для изготовления оружия массового поражения. Примером такого вещества является хлорин. Он широко применяется в промышленных целях по всему миру, но в последнее время были отмечены случаи использования его в качестве химического оружия [7].


Подобные меры, принятые в развитие положений КЗХО и направленные на недопущение незаконного трансграничного перемещения химических веществ, могут включать:

1) политику обеспечения безопасности;

2) предотвращение хищения ядовитых и отравляющих веществ, химических веществ и прекурсоров;

3) требования к декларированию и отчетности,

4) кодифицированные и некодифицированные нормативные правовые акты;

5) экспортный контроль;

6) правоприменительную практику контролирующих органов, включая органы государственной безопасности и обороны, правоохранительные органы.


ОЗХО обеспечивает институциональное развитие в направлении противодействия незаконной торговле названными веществами, выступая в качестве площадки для обмена информацией и передовой практикой.


Таким образом, можно сформулировать следующие выводы относительно роли ОЗХО в противодействии незаконному трансграничному перемещению ядовитых, отравляющих веществ:

1. Неукоснительное соблюдение Конвенции «автоматически» обеспечивает невозможность хищения или незаконной покупки ядовитых и отравляющих веществ представителями террористических организаций;

2. Государства-подписанты обязаны обеспечить многоступенчатую систему доступа к указанным веществам для того, чтобы исключить несанкционированное их использование;

3. Организация берет на себя роль площадки для международного сотрудничества, обмена информацией и передовым опытом борьбы с распространением химического оружия.


Вопросами противодействия незаконному трансграничному перемещению ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ и вооружений, товаров двойного назначения занимается и Всемирная таможенная организация. Необходимо отметить, что ВТамО на протяжении всего своего существования уделяет значительное внимание разработке правовых актов, технических инструментов и организационных решений, которые призваны помощь государствам-членам организации в повышении эффективности экспортного контроля товаров двойного назначения, обучении сотрудников государственных контролирующих органов на границе и выработке мер по противодействию контрабанде вооружений и военной техники, отравляющих, ядовитых веществ, которые могут быть использованы для производства оружия массового поражения, например, для организации террористических актов.


Как отмечено в Резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций от 20 ноября 2015 года, Заявлении группы государств G20 от 16 ноября 2015 года о борьбе с терроризмом теракты в Тунисе, Турции, Ливане, Франции, Мали и других странах, и теракт на борту российского авиалайнера в небе над Египтом, были организованы экстремистскими группировками, которые являются угрозой безопасности людей во всем мире, а также наносят существенный ущерб развитию мировой экономики в целом, укреплению политической стабильности и социальной сплоченности всех стран мира. ООН призвала государства-члены принять все необходимые меры в соответствии с международным правом, чтобы удвоить координацию своих усилий по предотвращению и пресечению террористических актов.


В развитие положений Резолюции ООН Всемирной таможенной организацией были приняты два основополагающих акта, регламентирующих обеспечение безопасности:

1) Пунта-Канийская резолюция Политической комиссии (декабрь 2015 года) [11];

2) Контртеррористическая стратегия (июль 2016 года), направленная на расширение возможностей таможенных администраций по противостоянию угрозам безопасности;

3) Рекомендация ВТамО по использованию предварительной информации о пассажирах (англ. - API) и записи имени пассажира (англ. - PNR) для эффективного контроля (июнь 2015 года) [13].


Проведем краткий анализ упомянутых международно-правовых актов ВТамО. В Контртеррористической стратегии основное внимание уделяется шести областям: контроль пассажиров; борьба незаконным трансграничным перемещением химических веществ, которые могут быть использованы при производстве самодельных взрывных устройств; контроль торговли товарами двойного назначения; борьба с международной торговлей стрелковым оружием и легкими вооружениями; ликвидация каналов финансирования терроризма; совершенствование безопасности пассажирских перевозок посредством использования технологий API / PNR [8].


В Контртеррористической стратегии ВТамО рассматривает нарушения законодательства при перемещении товаров двойного назначения в качестве угрозы безопасности людей во всем мире, источника существенного ущерба развитию мировой экономики в целом, укреплению политической стабильности и социальной сплоченности всех стран мира. Таможенные администрации во всем мире играют ключевую роль в борьбе с трансграничной финансовой поддержкой терроризма и прямым его финансированием.


Обмен оперативной информацией и тесное сотрудничество пограничных органов, органов государственной безопасности, таможенных администраций и других правоохранительных органов для достижения общих целей в контексте обеспечения безопасности границ и транспортных коридоров, является ключевым элементом успешного достижения данных целей и эффективного противостояния угрозе международного терроризма.


Помимо упомянутых ранее актов, принятых в развитие положений Резолюции Совета безопасности ООН №1540, ВТамО были разработаны:

1) Рекомендация Совета таможенного сотрудничества в отношении протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей, компонентов и боеприпасов к нему, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (29 июня 2002 года);

2) Рекомендация Совета таможенного сотрудничества о необходимости развития и укрепления роли таможенных администраций в борьбе с отмыванием денег и в выявления доходов, нажитых вследствие преступных действий (25 июня 2005 года) [8].


Помимо системной работы по обеспечению безопасности и выявлению лиц, незаконно перемещающих товары, которые могу быть использованы для производства оружия массового уничтожения в террористических целях, в рамках контроля пассажиров ВТамО проводит международные спецоперации [9]. Так, в ходе одной из них, получившей название «Early Bird», приняли участие представители 18 стран Европейского союза, включая Германию, Швецию, Данию. Было задержано 23 незаконно перемещаемых товара, которые могли быть использованы для изготовления химического оружия.


Еще одним примером подобных правоохранительных методов борьбы с незаконным трансграничным перемещением служит международная спецоперация «Космо 1» (2014 г.) и «Космо 2» (2018 г.), в которой приняли участие представители правоохранительных органов из 114 стран мира. В течение двух недель был проведен контроль 30000 грузов, в ходе которого было выявлено 18 случаев незаконного перемещения боевых отравляющих веществ.


Взаимодействие правоохранительных органов во время спецоперации происходит на закрытой платформе ВТамО CEN (Customs Enforcement Network – Таможенная правоохранительная сеть) по защищенным каналам связи. Указанный технический инструмент позволяет не только оперативно обмениваться информацией, но и координировать действия. Кроме того, CEN включает базу данных о физических лицах, транспортных средствах, способах сокрытия ядовитых, отравляющих, взрывчатых веществ и вооружения.


Таким образом, и ОЗХО, и ВтамО целями своей деятельности видят обеспечение международной безопасности посредством контроля за нераспространением (в том числе незаконным трансграничным перемещением) ядовитых, отравляющих, иных веществ, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения. Следовательно, заключение меморандума между двумя этими организациями было последовательным, логичным шагом на пути к противодействию со стороны мирового сообщества угрозам международной безопасности, исходящим от неконтролируемого распространения оружия массового поражения и возможности его создания и использования террористическими группировками.


Новым этапом международного противодействия незаконному распространению ядовитых и отравляющих веществ как компонентов химического оружия стало подписание Меморандума о сотрудничестве между ОЗХО и Всемирной таможенной организацией. Меморандум был заключен 13 января 2017 г. [10]. Одной из предпосылок заключения соглашения стала необходимость контроля за перемещением отравляющих, ядовитых веществ и товаров, которые могут быть использованы для изготовления оружия массового поражения.


Меморандум (лат. memorandum − то, что нужно помнить) представляет собой одну из правовых форм закрепления обязательств по международному сотрудничеству в различных сферах. В целях выявления особенностей меморандума как специфического международно-правового акта необходимо отметить, что эта форма внешнего выражения норм права часто используется международными организациями. Меморандум позволяет юридически закрепить как первоначальные намерения о сотрудничестве, так и установить формы и виды взаимодействия заинтересованных сторон, как произошло это при подписании меморандума между ОЗХО и ВТамО.


Меморандум состоит из 6 статей. Правовой основой сотрудничества двух международных организаций стала Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.


Подписанты конвенции отмечают, что основным средством противодействия проблеме незаконного трансграничного перемещения является строгий международный контроль. Элементом такого контроля служит экспортный контроль в отношении товаров двойного назначения, которые могут быть использованы для незаконного изготовления оружия массового поражения. При этом в преамбуле Меморандума отмечается важность обучения и обеспечения безопасности сотрудников контролирующих органов на границе, которые в ходе осуществления проверочных процедур могут соприкасаться с отравляющими, ядовитыми веществами. Это положение получило развитие в статье 1 Меморандума «Взаимные консультации».


Меморандум устанавливает несколько видов сотрудничества, среди которых:

1) обмен информацией и документами;

2) техническое и финансовое сотрудничество;

3) обмен опытом и подготовка кадров.


Рассмотрим каждый из этих видов, установим его значение в борьбе с незаконным трансграничным перемещением ядовитых и отравляющих веществ, которые могут быть использованы для изготовления оружия массового поражения (ст. 2 Меморандума):

1. Для налаживания информационного обмена договаривающиеся стороны назначают официальных представителей и выбирают контактных лиц;

2. Информационное взаимодействие касается вопросов незаконного перемежения ядовитых и отравляющих веществ, попадающих под действие КЗХО. При этом полученная, проанализированная и обобщённая информация по указанной проблематике подлежит распространению среди заинтересованных субъектов, публичному обнародованию;

3. Одним из инструментов обмена информацией выступают встречи экспертов ОЗХО и ВТамО.


Статья 3 Меморандума раскрывает особенности технического и финансового сотрудничества:

1. ОЗХО и ВТамО могут привлекать сотрудников своих организаций в качестве экспертов для нужд друг друга. Указанная процедура осуществляется посредством направления специальных писем на имя генеральных секретарей договаривающихся сторон;

2. Стороны будут разрабатывать национальные, региональные и международные программы технической помощи для своих государств-членов. Для этого ВТамО и ОЗХО объединят свой кадровый потенциал и финансовые ресурсы;

3. Договаривающиеся стороны из своего состава выбирают экспертов и консультантов, которые будут вести подготовку совместных программ, осуществлять техническую поддержку иных субъектов, заинтересованных в противодействии распространению незаконного перемещения химического оружия.


Меморандумом (ст. 4) предусмотрено направление технических миссий и проведение технических встреч для выявления особенностей, способов незаконного трансграничного перемещения указанных ранее веществ. Для помощи государственным контролирующим органам, в задачи которых входит выявление, предотвращение или пресечение незаконного перемещения ядовитых и отравляющих веществ (пограничные и таможенные органы, органы государственной безопасности) стороны готовы проводить соответствующее обучение.


Таким образом, проведенный краткий анализ содержания Меморандума о взаимопонимании между ОЗХО и ВТамО позволил сформулировать следующие выводы:

1. Международный договор устанавливает институциональные основы взаимодействия двух авторитетных международных организаций, в чьи задачи входит противодействие незаконному трансграничному перемещению ядовитых и отравляющих веществ;

2. Рамочно закреплено три вида сотрудничества: информационный обмен; финансовое взаимодействие, техническая помощь;

3. Важное значение для международных усилий по противодействию незаконному перемещению указанных веществ имеет институт экспертов и специалистов, которые готовы осуществлять свою деятельность не только в интересах ОЗХО и ВтамО, но и других заинтересованных сторон.


Для России значение указанного Меморандума велико, поскольку наша страна является членом и ОЗХО, и ВТамО, и подписантом указанных ранее международных конвенций о нераспространении химического оружия. Следовательно, активное участие российских экспертов в деятельности указанных международных организаций на основании Меморандума позволит защитить внешнеполитические и военные интересы России в части предупреждения, выявления, пресечения незаконного перемещения ядовитых, отравляющих веществ, товаров двойного назначения, которые могут быть использованы для изготовления оружия массового поражения.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Абен Даурен, Блащаница А.В., Бужинский Е.П., Ковчегин Д.А., Орлов В.А., Чебан А. Перспективы международного сотрудничества в области нераспространения ОМУ и физической ядерной безопасности // Индекс безопасности. 2013. №3. С. 79-88.
2. Игнатьев В.А., Корнеев Д.О., Родионов А.А., Фатеенков В.Н. Новые подходы организации по запрещению химического оружия в области лабораторного обеспечения контроля за нераспространением химического оружия // Вестник войск РХБ защиты. 2017. №4. С. 24-34.
3. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении [Convention on the Prohibition of the Development, Production, Stockpiling and Use of Chemical Weapons and on Their Destruction]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/chemweapons.shtml (дата обращения: 21.05.2020).
4. Пунжин С.М. Химическое оружие и международное право: монография. М.: ВолтерсКлувер, 2009. 492 с.
5. Смирнов И.В.,Завриев С.К. Химическое оружие: современное состояние и контроль за выполнением международных соглашений // Мировая экономика и международные отношения. 2018. №1. С. 76-84.
6. Controlling International Transfers of Chemicals. Официальный сайт ОЗХО. [Электронный ресурс]. URL: https://www.opcw.org/our-work/preventing-re-emergence-chemical-weapons (дата обращения: 11.06.2020).
7. Dealing with the Threat of Terrorism. Официальный сайт Всемирной таможенной организации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.opcw.org/our-work/preventing-re-emergence-chemical-weapons (дата обращения: 21.05.2020).
8. Instruments and Tools of the World Customs Organization. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/key-issues/cep/instruments-and-tools.aspx (дата обращения: 21.05.2020).
9. Operation “Early Bird” targets nuclear, chemical and biological weapons. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wcoomd.org/en/media/newsroom/ 2009/december/operation-early-bird-targets-nuclear-chemical-and-biological-weapons.aspx (дата обращения: 24.05.2020).
10. OPCW and World Customs Organization Expand Cooperation to Prevent Misuse of Toxic Chemicals. [Электронный ресурс]. URL: https://www.opcw.org/media-centre/news/2017/01/opcw-and-world-customs-organization-expand-cooperation-prevent-misuse (дата обращения: 11.06.2020).
11. Punta Cana Resolution of the Policy Commission of the World Customs Organization on the Role of Customs in the Security Context (Punta Cana, December 2015). [Электронный ресурс]. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/about-us/legal-instruments/resolutions/ resolution-of-the-wco-policy-commission-on-the-role-of-customs-in-the-security-context.pdf?la=en (дата обращения: 21.05.2020).
12. Resolution 1540 (2004) of the United Nations Security Council. Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/sc/1540/about 1540-committee/general-information. shtml (дата обращения: 21.05.2020).
13. WCO Issues the Punta Cana Resolution. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wcoomd.org/en/media/newsroom/2015/december/wco-issues-the-puntacana-resolution.aspx (дата обращения: 11.06.2020).

 

REFERENCES:

 

1. Aben Dauren, Blashchanitsa A.V., Buzhinsky E.P., Kovchegin D.A., Orlov V.A., Cheban A. Prospects for international cooperation in the field of WMD nonproliferation and nuclear security // Security index. 2013. №3. Pp. 79-88.
2. Ignatiev V.A., Korneev D.O., Rodionov A.A., Fateenkov V.N. New approaches of the organization for the prohibition of chemical weapons in the field of laboratory control of non-proliferation of chemical weapons // Bulletin of the Nuclear, Biological and Chemical Protection Forces. 2017. №4. Pp. 24-34.
3. Convention on the prohibition of the development, production, stockpiling and use of chemical weapons and on their destruction [Electronic resource]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/chemweapons.shtml (Access date: 21.05.2020).
4. Punzhin S.M. Chemical weapons and international law: monograph. M.: Wolterskluwer, 2009. 492 p.
5. Smirnov I.V., Zavriev S.K. Chemical weapons: the current state and control over the implementation of international agreements // World economy and international relations. 2018. №1. Pp. 76-84.
6. Controlling International Transfers of Chemicals [Electronic resource]. URL: https://www.opcw.org/our-work/preventing-re-emergence-chemical-weapons (Access date: 11.06.2020).
7. Dealing with the Threat of Terrorism [Electronic resource]. URL: https://www.opcw.org/our-work/preventing-re-emergence-chemical-weapons (Access date: 21.05.2020).
8. Instruments and Tools of the World Customs Organization [Electronic resource]. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/key-issues/cep/instruments-and-tools.aspx (Access date: 21.05.2020).
9. Operation “Early Bird” targets nuclear, chemical and biological weapons [Electronic resource]. URL: http://www.wcoomd.org/en/media/newsroom/ 2009/december/operation-early-bird-targets-nuclear-chemical-and-biological-weapons.aspx (Access date: 24.05.2020).
10. OPCW and World Customs Organization Expand Cooperation to Prevent Misuse of Toxic Chemicals [Electronic resource]. URL: https://www.opcw.org/media-centre/news/2017/01/opcw-and-world-customs-organization-expand-cooperation-prevent-misuse (Access date: 11.06.2020).
11. Punta Cana Resolution of the Policy Commission of the World Customs Organization on the Role of Customs in the Security Context (Punta Cana, December 2015) [Electronic resource]. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/about-us/legal-instruments/resolutions/resolution-of-the-wco-policy-commission-on-the-role-of-customs-in-the-security-context.pdf?la=en (Access date: 21.05.2020).
12. Resolution 1540 (2004) of the United Nations Security Council [Electronic resource]. URL: http://www.un.org/ru/sc/1540/about 1540-committee/general-information. shtml (Access date: 21.05.2020).
13. WCO Issues the Punta Cana Resolution [Electronic resource]. URL: http://www.wcoomd.org/en/media/newsroom/2015/december/wco-issues-the-puntacana-resolution.aspx (Access date: 11.06.2020).

 

 

Боброва Ольга Геннадьевна
кандидат юридических наук
доцент кафедры военного права
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Bobrova Olga Gennadievna
Candidate of Juridical Sciences
Associate Professor at the Department of Military Law
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Багдасарян Ирина Артёмовна
кандидат юридических наук, доцент
заведующая кафедрой военного права
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Bagdasayan Irina Artemovna
Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor
Head of the Department of Military Law
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ