ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


PROBLEMS OF LEGAL TRAINING IN THE MILITARY PARTS OF THE AEROSPACE FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION


УДК 358.431

 

ИВАНОВ Константин Валерьевич

 

 

IVANOV Konstantin Valerievich

 

Аннотация. Рассмотрена ситуация с правовым обучением в Воздушно-космических силах Российской Федерации. Изучены основные причины низкого уровня правового обучения в Воздушно-космических силах Российской Федерации. Представлены авторские предложения для повышения уровня правового обучения военнослужащих Воздушно-космических сил Российской Федерации.   Abstract. The situation with legal training in the Aerospace Forces of the Russian Federation is considered. The main reasons for the low level of legal education in the Aerospace Forces of the Russian Federation are studied. The author offers to increase the level of legal training of the servicemen of the Aerospace Forces of the Russian Federation.

Ключевые слова: правовое просвещение, правовая подготовка, правовое обучение, законодательство, Вооруженные Силы Российской Федерации, Воздушно-космические силы.

  Keywords: legal education, legal training, legislation, Armed Forces of the Russian Federation, Aerospace Forces.

 

 

 

Основной руководящий документ – приказ Министра обороны Российской Федерации от 07 декабря 2013 г. №878 «О правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации», регламентирующий деятельность органов военного управления в области правового обучения – определяет правовое обучение как систему мероприятий по правовой подготовке и воспитанию военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Основная же цель правового обучения – усвоение военнослужащими и лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации правового минимума, норм международного гуманитарного права в целях осуществления повседневной служебной деятельности, соблюдения законности, повышения уровня правовой культуры и правового воспитания [1].


Для должностных лиц юридической службы и военно-политических органов очевидно, что данное определение и цели были практически без изменений взяты из действовавшей ранее Инструкции о правовом обучении [3], что говорит о продолжительной, верной и конкретной работе руководства Министерства обороны по наращиванию уровня правосознания военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.


В условиях правового регулирования как жизни общества в целом, так и Вооруженных Сил как неотъемлемой части современного общества, довольно остро стоит вопрос повышения правосознания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и, в частности, личного состава Воздушно-космических сил.


Данный вопрос нашел свое отражение в приказе главнокомандующего Воздушно-космическими силами Российской Федерации от 2 октября 2019 г. № 467 «Об организации и проведении правового часа в объединениях, соединениях и воинских частях (организациях), непосредственно подчиненных главнокомандующему Воздушно-космическими силами».


Своим приказом главнокомандующий Воздушно-космическими силами прямо указывает на тот факт, что деятельность органов военного управления по реализации требований приказа № 878 [1] недостаточна эффективна, положения приказа реализуются не в полной мере: «До военнослужащих Воздушно-космических сил своевременно и в полном объеме не доводятся требования законодательства, нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, направленных на укрепление правопорядка и воинской дисциплины». В результате не прекращается рост происшествий и преступлений (в том числе связанных с гибелью военнослужащих и лиц гражданского персонала по вине военнослужащих).


Одной из причин, негативно влияющих на состояние правопорядка и воинской дисциплины, является недостаточный уровень правовой подготовки, правосознания и правовой культуры военнослужащих» [2, С. 1]. Из данного документа явственно следует указание на некоторые недоработки в работе военно-политических органов, на которые в настоящее время возложена задача по ликвидации правовой безграмотности военнослужащих и повышение их правосознания. Причиной же подобного является тот факт, что специалисты военно-политических органов в большинстве своем не являются специалистами в области права, что в значительной мере снижает эффективность правового обучения военнослужащих. Данные обстоятельства в некоторой степени могут быть компенсированы приглашением для участия в мероприятиях «правового часа» представителей военной прокуратуры, военно-следственных органов, военных судов, военной полиции и военной автоинспекции гарнизонов, работников местных отделений регионального управления жилищного обеспечения, региональных финансово-экономических управлений и банковских структур, сотрудников муниципальных органов МВД России, представителей традиционных религиозных объединений и общественных организаций, ведущих гражданских специалистов в области права, психологии, медицины и т.д. [2, С. 2], что также отмечается в приказе главнокомандующего Воздушно-космическими силами.


Проблема большого количества преступлений и происшествий в Воздушно-космических силах возникает не только по причине низкой правовой грамотности военнослужащих, но и в связи с низким уровнем правовой работы «на гражданке». Основные субъекты таких преступлений и происшествий – это военнослужащие, проходящие службу по контракту, из числа рядового и сержантского состава. До поступления на военную службу они получают правовые знания в основном только из средств массовой информации – работа правоохранительных органов в школах практически не проводится. Командиры и начальники же, получая таких солдат из военкоматов, относятся к ним как к вполне взрослым и грамотным специалистам, не проверяя в полном объеме их уровень правовых знаний, что в дальнейшем является предпосылкой к совершению происшествий и преступлений. Кроме того, при отборе кандидатов на военную службу по контракту многие военкоматы стараются «победить числом», что приводит к отбору кандидатов с низким уровнем правосознания.


Еще одним серьезным последствием низкой правовой грамотности личного состава Воздушно-космических сил, не нашедшим своего отражения в приказе главнокомандующего, но от этого не ставшим менее серьезным, является большое количество увольнений из Вооруженных Сил офицерского состава, причем как военнослужащих, имеющих выслугу лет для назначения пенсии, так и молодых лейтенантов, недавно закончивших обучение в ВВУЗах и пришедших «в войска». Причиной увольнения военнослужащих, имеющих выслугу лет, является страх перед возможной «пенсионной реформой армии», что говорит о том, что командование и должностные лица не доводят до личного состава и не разъясняют официальную позицию органов государственной власти в данном направлении. Офицеры абсолютно необоснованно боятся остаться без пенсии. Причем это мнение формируется на основе одних лишь слухов. Молодые же лейтенанты, получив качественное высшее образование (а в ВВУЗах Воздушно-космических сил оно приравнивается, а то и превышает по качеству образование ведущих российских ВУЗов), не хотят в дальнейшем посвящать себя службе Родине, а хотят заниматься «бизнесом» опять таки в связи с низкой правовой грамотностью по вине командиров и наставников, не будучи посвященными во все социальные гарантии, льготы и преимущества военной службы.


Главнокомандующий Воздушно-космическими силами своим приказом определяет порядок действий должностных лиц, непосредственно осуществляющих проведение «правового часа», а именно: доводить уголовные статьи и разъяснять требования основных документов, регламентирующих поведение в различных сферах жизнедеятельности военнослужащих [2, С. 2]. Данные мероприятия не могут в полной мере обеспечить рост правовой грамотности военнослужащих, поскольку зачастую не происходит усвоения полученных знаний. Усвоение же является одним из элементов обучения.


Снижение качества правового обучения военнослужащих также стало следствием ликвидации института помощников по правовой работе (военных юристов) в ходе проведения первого этапа реформы Вооруженных Сил Российской Федерации 2008-2020 годов. Стоит отметить, что отсутствие военных юристов в штате воинских частей оказывает негативное влияние на уровень правовой грамотности военнослужащих Вооруженных Сил и, в том числе, Воздушно-космических сил. Гражданские юристы, заменившие военных специалистов, не могут в полном объеме обеспечить высокий уровень правосознания военнослужащих, поскольку не являются носителями специфических знаний в области военного и международного гуманитарного права. Замена военных юристов представителями органов военной прокуратуры, военно-следственных органов, военной полиции и т.д. для правового обучения военнослужащих является лишь полумерой, так как обучение – это не только система военно-педагогических мероприятий, но и постоянная передача имеющихся у специалиста знаний, помощь в их усвоении в ходе ежедневной жизни и деятельности войск. Так, приглашенные специалисты доносят до военнослужащих правовую информацию разово, только во время проведения «правового часа», а юристы воинских частей осуществляют это в ходе повседневной деятельности войск, проводя правовую экспертизу приказов и иных документов, поступающих на рассмотрение командирам (начальникам), при этом указывая на отдельные моменты исполнителям, при проведении консультаций военнослужащих по правовым вопросам, тем самым передавая им имеющиеся специальные знания. Это также является одним из способов повышения правовой грамотности военнослужащих, причем более эффективным чем простое прочтение лекций, поскольку непосредственно связано с исполнением ими своих служебных обязанностей.


Также стоит обратить внимание на недостаточный уровень правовой подготовки в ходе обучения будущих офицеров. В среднем уровень преподавания права в военных учебных заведениях, не занимающихся подготовкой специалистов по финансам и праву, колеблется от 30 часов (допустимый минимум) до 90 часов за весь период обучения (руководству ВВУЗов дается право самостоятельно определять количество часов, выделяемых для изучения некоторых предметов, но не ниже установленного минимума). При этом преподавание права ведется в основном в первый год обучения, что, несомненно, сказывается на уровне правового просвещения молодых офицеров, выпускаемых из ВВУЗов и направляемых для дальнейшего прохождения службы в воинские части и организации Министерства обороны. Знания, полученные в первые годы обучения, в большинстве своем довольно быстро забываются. Безусловно, большее количество времени на изучение профильных предметов будущими офицерами хорошо сказывается на их профессиональных знаниях, однако одной из главных задач правового обучения является обеспечение законности при исполнении обязанностей военной службы. Незнание основных законов, регламентирующих деятельность военнослужащего, может привести и, к сожалению, довольно часто приводит к их неосознанному нарушению и, как следствие, совершению правонарушений и преступлений. «Незнание закона не освобождает от ответственности».


В своей докторской диссертации Сливин Т.С. [4] еще в 2008 году раскрыл способы повышения правовой грамотности будущих офицеров, однако на протяжении уже более 10 лет данные предложения не реализуются в должной мере, что и приводит к возникновению подобных приказов главнокомандующих видами Вооруженных Сил.


Возможными путями по улучшению ситуации по совершенствованию системы правового обучения в Воздушно-космических силах в частности и в Вооруженных Силах в целом могут стать:

- увеличение количества часов правовых предметов в непрофильных ВВУЗах и равномерное распределение их на весь период обучения;

- восстановление института помощников командиров по правовой работе за счет студентов гражданских юридических ВУЗов, подготовленных на базе военных учебных центров;

- изменение программы правового обучения всех категорий военнослужащих в ходе повседневной жизнедеятельности войск;

- обучение должностных лиц, ответственных за правовое обучение, актуальным и эффективным формам и методам правового обучения военнослужащих;

- повышение уровня информирования военнослужащих о требованиях законодательства России путем разъяснения порядка его применения на примерах судебной практики;

- улучшение допризывной работы по повышению уровня правосознания в школах и ВУЗах;

- повышение требований к кандидатам для прохождение военной службы по контракту.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 07 декабря 2013 г. № 878 «О правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации».
2. Приказ главнокомандующего Воздушно-космическими силами Российской Федерации от 02 октября 2019 г. № 467 «Об организации и проведении правового часа в объединениях, соединениях и воинских частях (организациях), непосредственно подчиненных главнокомандующему Воздушно-космическими силами».
3. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 29 мая 1999 г. № 333 «О правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации» (утратил силу на основании приказа Минобороны России от 07 декабря 2013г. №878).
4. Сливин Т.С. Педагогическая концепция правовой подготовки курсантов и слушателей в высших военно-учебных заведениях Вооруженных Сил Российской Федерации: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. М., 2008. 572 с.

 

REFERENCES:

 

1. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of December 7, 2013 No. 878 “On legal training in the Armed Forces of the Russian Federation”.
2. Order of the Commander-in-Chief of the Aerospace Forces of the Russian Federation of October 2, 2019 No. 467 “On the organization and conduct of the legal hour in associations, formations and military units (organizations) directly subordinate to the Commander-in-Chief of the Aerospace Forces”.
3. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of May 29, 1999 No. 333 “On legal training in the Armed Forces of the Russian Federation” (canceled by order of the Ministry of Defense of Russia of December 7, 2013 No. 878).
4. Slivin T.S. The pedagogical concept of legal educational of cadets and students of higher military educational institutions of the Armed Forces of the Russian Federation: dis. ... doc. ped. sciences: 13.00.08. M., 2008. 572 p.

 

 

Иванов Константин Валерьевич
адъюнкт кафедрs педагогики
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Ivanov Konstantin Valerevich
Adjunct at the Department of Pedagogics
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ