ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ОФИЦЕРОВ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧ В СОСТАВЕ ДЕЖУРНЫХ БОЕВЫХ СМЕН


EXPERIENCE OF THE STRATEGIC ROCKET FORCES OFFICERS READINESS FORMATION TO IMPLEMENT TASKS DURING OPERATIONAL READINESS SHIFT


УДК 376

 

МАКСИМОВА Лидия Александровна

 

 

MAKSIMOVA Lidia Aleksandrovna

 

Аннотация. В статье рассматривается опыт подготовки личного состава Ракетных войск стратегического назначения на этапах зарождения, становления и развития нового вида Вооруженных Сил, выработки подходов к эксплуатации принципиально нового вооружения.   Abstract. The article deals with the experience of the strategic rocket forces personnel training in relation to the history and reality of the new armed service, developing approaches to the operating fundamentally new weapons.

Ключевые слова: готовность к деятельности, история, боевое дежурство, ракетное вооружение, знания.

  Keywords: readiness for activity, history, operational readiness, rocket armament, knowledge.

 

 

 

Вполне очевидным является тот факт, что важнейшим условием поддержания требуемой боевой готовности, гарантированного выполнения задач в ходе несения боевого дежурства является высокий уровень обученности личного состава частей и подразделений.


В настоящее время в основе эксплуатации ракетного вооружения, поддержании его в готовности к боевому применению лежат непрерывность процесса управления, высокий уровень организации всех видов работ, оперативность устранения возникающих неисправностей, строгое соблюдение требований безопасности и технологической дисциплины.


Все это лишь внешнее обличье повседневной деятельности РВСН, которая складывается из десятков, сотен действий и операций, ежедневно выполняемых офицерами-ракетчиками как при несении боевого дежурства, так и при проведении различных работ на ракетном вооружении в процессе его эксплуатации.


Офицеры РВСН на протяжении шестидесяти лет выполняют задачи по ядерному сдерживанию крупномасштабной агрессии. Основным видом деятельности по выполнению этой задачи является боевое дежурство. Сегодня это сложный непрерывный четко отлаженный процесс, требующий от военнослужащих высокого уровня профессиональных знаний, умений, навыков, позволяющих обеспечить высокую результативность, разумной инициативы, морально-деловых качеств, необходимых для выполнения боевых (учебно-боевых) задач.


Основы рассматриваемого процесса закладывались одновременно с проведением испытаний и постановкой на боевое дежурство первых ракетных комплексов. Так в период с 1946 по 1959 годы осуществлялась выработка типовых подходов к эксплуатации ракетной техники в ходе конструирования, испытания и постановки на боевое дежурство, а с 1959 по 1965 годы происходило становление и развитие подходов к подготовке личного состава, организации и постановке на боевое дежурство в РВСН первых образцов ракетной техники.


Научно-технический прогресс (интенсификации которого послужили последствия второй мировой войны в середине ХХ века), ознаменовавшийся покорением космоса, развитием промышленности, транспорта и последующим созданием компьютерных технологий, неизбежно привел к возрастанию связи между наукой и техникой, бурному развитию наук о человеке, его взаимодействии с окружающей средой и техникой. Последняя из года в год усложнялась и предъявляла все более высокие требования к обслуживающему персоналу.


Окончание второй мировой войны и последовавшая за ней гонка вооружений между СССР и США придали мощный толчок развитию военной техники и оборонной промышленности. Для достижения паритета возникла необходимость создания атомного оружия и в СССР. Отечественными учеными, конструкторами, сотрудниками оборонных предприятий был проделан колоссальный труд, в результате которого удалось соединить воедино средства доставки и ядерные заряды, сделать их управляемыми. Так появились первые образцы ракетной техники. С их созданием появилось еще больше вопросов о том, кто, как и в каких условиях будет их эксплуатировать. Этот период предшествовал созданию РВСН как вида Вооруженных Сил, но одновременно с этим также совершенствовалось вооружение авиации и военно-морского флота. А вследствие того, что оборонная промышленность всегда функционирует в тесной связи с предприятиями общепромышленного назначения и вносит в них многое из своих разработок, для данного периода характерно появление новых принципов работы различных выпускаемых систем и приборов для большинства отраслей. Так возникла необходимость тщательного изучения человеко-машинных систем, используемых не только в оборонных целях, но и в народном хозяйстве. Данный период характеризуется резким увеличением количества проводимых исследований в различных областях науки. В рамках проблематики данной статьи наибольший интерес представляют кибернетика, эргономика, психология труда и инженерная психология.


Начало «современной» кибернетики относится к 40-м годам ХХ века, когда ее стали воспринимать как область исследований, объединяющую системы управления, логическое моделирование, машиностроение и неврологию. Как научная дисциплина она основывалась на работах Норберта Винера, Мак-Каллока и др. В СССР она некоторое время считалась «реакционной лженаукой», но в 1955 году была реабилитирована. В структуре общей кибернетики выделяется военная кибернетика как часть, изучающая общие закономерности кибернетических систем военного назначения и вырабатывающая рекомендации по управлению войсками (силами) и боевыми средствами на основе единых для кибернетики понятий, методов и объектов исследования. Широкое распространение в военном деле кибернетика получила в послевоенный период. Это было вызвано потребностью преодоления противоречий между оценкой обстановки и необходимостью быстрого принятия решения, между необходимостью предвидеть действия противника и недостатком информации о нем, между необходимостью предоставлять инициативу подчиненным и обеспечить централизованное управление войсками; а также важностью поддержания точности и надежности как обязательных условий управления при использовании вновь создаваемого оружия [3, С. 244]. С созданием Ракетных войск стратегического назначения возникли сложные проблемы по обеспечению управления. Для их решения развернулись научные исследования по разработке принципов и способов управления, состава и структуры систем управления.


К 50-м годам XX века оформился в самостоятельную науку – эргономику – возникший в послевоенные годы системный подход к изучению трудовой деятельности человека. Главной задачей для эргономики стала разработка научных основ организации трудовой деятельности человека в существовавшем к тому времени производстве. Проблема взаимодействия человека и техники становилась все более актуальной, а повышение надежности человеко-машинных систем стала одной из основных научных тем. Система «человек-машина-среда» по-прежнему является главным объектом эргономических исследований [6, С. 3].


Изучение проблемы готовности к труду, к профессиональной деятельности приобрело форму научного исследования лишь в конце 50-х - начале 60-х гг. XX века, когда идеи научной организации труда считались ключом прогресса и основой повышения производительности. Происходит актуализация исследований в области психологии труда.


В начале 50-х необходимость изучения процессов восприятия, переработки информации, принятия решений при ограничении времени, причин ошибочных действий оператора привела к становлению инженерной психологии как отрасли психологического научного знания. Как научная дисциплина возникает военная инженерная психология, изучающая роль и функции человека в военно-технических системах. На первоначальном этапе своего развития она в основном выявляла закономерности операторской деятельности и накапливала данные об особенностях конструкции эксплуатируемых технических средств. Особое внимание, ввиду особенностей эксплуатации нового вооружения, привлекали проблемы коллективной деятельности операторов, способности быстрого и точного перехода к экстренным действиям из состояния пассивного ожидания [2, С. 18-22].


Результаты исследований, проводимых в рамках проблематики этих наук в последующем, нашли широкое применение как при разработке ракетного оружия, так и при организации его эксплуатации.


Период с 1946 по 1959 годы предшествовал созданию РВСН как вида Вооруженных Сил, предназначенного для применения нового оружия. Именно в эти сложные послевоенные годы создавалось ядерное оружие и первые образцы баллистических ракет, формировались соединения, способные решать поставленные задачи. Перед сформированным в августе 1946 года первым ракетным соединением под командованием генерал-майора артиллерии А.Ф. Тверецкого – бригадой особого назначения резерва Верховного Командования – стояли задачи по проведению экспериментальных пусков ракет совместно с испытательными подразделениями полигона; самостоятельное проведение пусков первых образцов управляемых баллистических ракет; разработка основных положений по боевому применению ракетных частей и подразделений; отработка эксплуатационной документации. Указанные задачи выполнялись в сложнейших условиях при отсутствии учебно-материальной базы, неустроенности быта военнослужащих. Подготовка и обучение личного состава осуществлялись наряду с выполнением строительных и хозяйственных работ [1, С. 447; 4, С. 51-52]. В этот период была проделана большая работа по улучшению эксплуатационно-боевых характеристик испытываемого ракетного оружия, разработке способов применения и организационно-штатной структуры, выработке системы и методов обучения.


Главным содержанием данного периода явилась первоначальная разработка первых образцов ракетного вооружения, нормативно-документальной базы, проведение научных технических и педагогических исследований.


Первоначально при эксплуатации ракетного вооружения и техники использовался фронтовой опыт офицеров и генералов артиллерии, назначенных в состав ракетных частей и соединений. В последующем широкое распространение получили принципы эксплуатации авиационной, танковой и военно-морской техники, что позволило в относительно короткие сроки выработать основы эксплуатации ракетных комплексов [1, С. 70].


Период становления и развития подходов к подготовке личного состава, организации и постановке на боевое дежурство в РВСН первых образцов ракетной техники (1959-1965 гг.) был наиболее сложным для РВСН в силу особенностей задач, состава и вооружения этих войск. На данном этапе не только отсутствовала сеть учебных заведений для подготовки кадров, но и отсутствовали требования к уровню их квалификации. В начале данного периода практически не проводилось специальных исследований по проблематике подготовки дежурных расчетов ввиду отсутствия разработанной системы несения боевого дежурства.


17 декабря 1959 года советское правительство приняло решение о создании нового вида Вооруженных Сил – ракетных войск стратегического назначения. Приказом министра обороны СССР от 31 декабря 1959 года учреждаются органы управления РВСН, в том числе управление боевой подготовки и военно-учебных заведений. Этим же приказом в состав РВСН были включены также военно-учебные заведения по подготовке кадров ракетчиков, научно-исследовательские испытательные учреждения по ракетной технике [4, С. 56].


В марте 1960 года в состав РВСН введена Военно-инженерная академия им. Ф.Э. Дзержинского (с 1997 года – Военная академия РВСН им. Петра Великого). Еще в 1945 году в академии был создан факультет реактивного вооружения и начала осуществляться подготовка инженеров-ракетчиков. Выпускники академии приняли активное участие в создании, испытаниях, эксплуатации ракетных комплексов всех поколений, в разработке оперативного искусства и тактики РВСН. В апреле 1960 года передана в состав РВСН Военно-воздушная академия им. А.Ф. Можайского (ныне – Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского). В академии сложилось свыше 30 научных школ, ориентированных на фундаментальные проблемы ракетно-космических исследований [1, С. 446-447].


Также в состав РВСН вошли: Ростовское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск имени главного маршала артиллерии М.И. Неделина; Пермское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск; Серпуховское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск; Рижское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск и др.


Подготовка специалистов по особо сложным специальностям с момента образования РВСН была организована в учебных центрах, центральных школах Ракетных войск и в военных школах младших специалистов дивизий. Для этого в Ракетные войска из других видов Вооруженных Сил были переданы ряд учебных частей и школ. Переподготовка военнослужащих на ракетные специальности проводилась в учебных центрах полигонов, на предприятиях промышленности и на курсах при военно-учебных заведениях, в последующем – инструкторскими группами в частях.


Характерным было и то, что в РВСН проходили службу специалисты разных родов войск, которым за короткий срок предстояло стать ракетчиками. Штатная структура РВСН значительно отличалась от современной, ракетчиками в большинстве своем были солдаты и сержанты по призыву, сказывалось отсутствие высшего инженерного образования. При этом в войсковом звене на первом этапе получили развитие технические средства обучения, наглядности для изучения эксплуатируемого вооружения (электрические схемы, плакаты с подсветкой и т.д.), что оказало определенное влияние на развитие военно-педагогической науки и образования. Подготовка подразделений осуществлялась в короткие сроки. Возникла необходимость разработки макетов, тренажеров, тематики учебных занятий, единой программы обучения по ракетной технике, нормативы подготовки классных специалистов (занятия по жидкостным ракетным двигателям, обнаружение неисправностей, порядок их поиска и устранения), началась разработка временных нормативов и технологических графиков по заправке имитаторами топлива, что потребовало проведения специальных диссертационных исследований в области военной педагогики и смежных отраслях науки. Особого подхода заслуживала и выработка требований безопасности при эксплуатации ракетной техники. При строительстве площадок и отдаленных объектов на первый план выступали и социально-бытовые проблемы, в свою очередь накладывая отпечаток на обучение и воспитание личного состава. Средства связи, управления и контроля за подготовкой ракеты к пуску находились на стадии разработки. Очень многие операции осуществлялись ракетчиками вручную и требовали от личного состава высокого уровня выучки как по основной, так и по смежным специальностям [7, С. 184]. Все это способствовало совершенствованию педагогических основ профессиональной подготовки воинов-ракетчиков.


Одна из наиболее важных проблем состояла в том, как в различных условиях обстановки обеспечить поддержание войск и ракетно-ядерного оружия в постоянной готовности к пуску ракет. Решение этой проблемы было достигнуто введением в Ракетных войсках боевого дежурства.


С постановкой на боевое дежурство ракетных соединений и частей, пунктов управления всех уровней Ракетные войска стратегического назначения превратились в войска постоянной боевой готовности, стали гарантированной силой сдерживания агрессора.


В 1960 году по указанию главнокомандующего РВСН главного маршала артиллерии М.И. Неделина Главным штабом РВ на основе опыта несения боевого дежурства в первых ракетных соединениях, в авиации, Военно-Морском Флоте и войсках ПВО страны был разработан и введен в действие один из первых нормативных документов по боевой готовности – Положение о боевом дежурстве частей и подразделений Ракетных войск. Оно сыграло важную роль в организации боевого дежурства, особенно в период развертывания и становления Ракетных войск. В нем определялись система допуска личного состава подразделений к боевому дежурству, правила его несения на командных пунктах и боевых стартовых позициях, порядок действий подразделений и частей с объявлением боевой тревоги и переводом их в высшие степени боевой готовности [5].


Состав дежурной смены части (подразделения) определялся в зависимости от типа ракетного комплекса, системы боевого управления и связи, штатной организации [4, С. 76-78].


В 60-х годах прошлого века в задачу дежурных смен входило поддержание постоянной готовности к проведению мероприятий по приведению ракет в более высокую степень боеготовности до прибытия на командный пункт командира части и офицеров боевых расчетов пуска. С 1962 года в Ракетных войсках внедрена система подготовки и допуска личного состава к боевому дежурству. К нему допускались только те, кто прошел обучение на полигонах, получил положительные оценки при подготовке и проведении учебно-боевых пусков [5].


Таким образом, в период с 1946 по 1965 годы была проделана большая работа не только по созданию нового сложного оружия – ракетных комплексов, но и создан новый вид Вооруженных Сил – Ракетные войска стратегического назначения, имеющие особую штатную структуру, выполняющие задачи особой государственной важности в ходе несения боевого дежурства и располагающие сетью учебных заведений и учебных центров, имеющих свою систему подготовки личного состава. В дальнейшем, по мере развития РВСН, смены поколений ракетных комплексов, уточнялись принципы их боевого применения, видоизменялась организационно-штатная структура войск, совершенствовались системы боевой готовности, боевого дежурства и управления, уточнялась организация подготовки личного состава.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Военный энциклопедический словарь ракетных войск стратегического назначения / Под ред. И.Д. Сергеева, В.Н. Яковлева, Н.Е. Соловцова. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. 632 с.
2. Инженерная психология в военном деле / Под ред. Б.Ф. Ломова, В.М. Ахутина, Г.М. Зараковского и др. М.: Воениздат, 1983. 224 с.
3. Методологические проблемы военной теории и практики. М.: Воениздат, 1966. 327 с.
4. Ракетные войска стратегического назначения: Военно-исторический труд. М.: РВСН, 1992. 186 с.
5. Хуторцев С.В. Боевые задачи особой важности // Красная звезда. 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://old.redstar.ru/2002/07/03_07/1_01.html (дата обращения: 01.04.2019).
6. Цибулевский И.Е. Ошибочные реакции человека-оператора. М.: Советское радио, 1979. 208 с.
7. Чевельча Н.С. Рядом с молниями. М.: ДОСААФ, 1984. 239 с.

 

REFERENCES:

 

1. Military Encyclopedic Dictionary of Strategic Rocket Forces / Ed. by I.D. Sergeev, V.N. Yakovlev, N.E. Solovtsov. M.: Great Russian Encyclopedia, 1999. 632 p.
2. Engineering psychology in military affairs / Ed. by B.F. Lomov, V.M. Akhutin, G.M. Zarakovsky and others. M.: Military Publishing, 1983. 224 p.
3. Methodological problems of military theory and practice. M.: Military Publishing, 1966. 327 p.
4. Strategic Rocket Forces: Military-historical work. M.: Strategic Rocket Forces, 1992. 186 p.
5. Khutortsev S.V. Combat missions of special importance // Red Star. 2002. [Electronic resource]. URL: http://old.redstar.ru/2002/07/03_07/1_01.html (Access date: 04.04.2019).
6. Tsibulevsky I.E. Erroneous reactions of the human operator. M.: Soviet Radio, 1979. 208 p.
7. Chevelcha N.S. Near the lightnings. M.: DOSAAF, 1984. 239 p.

 

 

Максимова Лидия Александровна
адъюнкт кафедры педагогики
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Maksimova Lidia Aleksandrovna
Adjunct at the Department of Pedagogics
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ