ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ВОЕННОГО ВРАЧА


FEATURES OF THE CONTENT AND FORMATION OF THE WORLDVIEW OF A MILITARY DOCTOR


УДК 140.8

 

ГУБЕНКО Максим Сергеевич
кандидат философских наук
ХЛЕБНИКОВ Алексей Юрьевич

 

 

GUBENKO Maksim Sergeevich
Candidate of Philosophy
KHLEBNIKOV Alexey Yurievich

 

Аннотация. В статье рассматриваются структура и содержание мировоззрения военного врача, а также особенности его формирования. Мировоззрение рассматривается как социально-философская категория. Авторы анализируют совокупность необходимых качеств личности военного врача, а также формы и методы их формирования.   Abstract. The article deals with the structure and content of the worldview of a military doctor, as well as the features of its formation. Worldview is considered as a socio-philosophical category. The authors analyze the set of necessary qualities of a military doctor's personality, as well as the forms and methods of their formation.

Ключевые слова: мировоззрение, картина мира, качества личности военного врача, жизненные позиции, идеалы, ценностные ориентации.

  Keywords: worldview, picture of the world, personality qualities of a military doctor, life positions, ideals, value orientations.

 

 

 

В подготовке военного врача мировоззрение является фундаментом представлений о мире и месте человека в нем, правильности выбранных методов диагностики и лечения. Мировоззрение врача – это основа клинического мышления [11, С. 74].


По мнению В.И. Александрова, философия является исторической формой мировоззрения [2, С. 138]. Вопросы структуры и содержания мировоззрения, его формирования начали изучаться еще в древности Аристотелем, Гомером, Платоном. Данные вопросы нашли отражение и в работах русских философов. Проблемы мировоззрения изучались психологами, педагогами, социологами, историками, этнографами. Вопросы исследования мировоззрения присутствуют и в медицинской сфере научной деятельности. Следует выделить работы, посвященные медицинским и этическим аспектам формирования мировоззрения врача, социально-философским аспектам здоровья.


Наиболее полно и системно вопросы структуры и содержания мировоззрения военного врача, его формирования исследованы М.И. Боровковым [5], а также В.В. Коноваловой [9].


В энциклопедическом словаре под термином «мировоззрение» понимается система взглядов на мир и место человека, общества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации [13, С. 499].


Учитывая специфику будущей профессиональной деятельности, мы считаем необходимым остановиться на социально-философской концепции мировоззрения военного врача, предложенной и обоснованной М.И. Боровковым.


Структура мировоззрения, по мнению ученого, представляет собой целостную и многократно переосмысливаемую систему знаний о мире. Объектом мировоззрения врача выступает вся объективная и субъективная реальность, а субъектом – личность самого врача. Предмет мировоззрения включает все важные характеристики, связанные с ценностными ориентирами врача.


Важное значение в понимании структуры и содержания мировоззрения имеет его типологизация. М.И. Боровков под типом мировоззрения понимает «устойчивую систему знаний, идеалов, норм и принципов жизни, убеждений и верований, функционирование которой определяется каким-либо одним внутренним элементом» [6, С. 34]. Определяющее значение ученым отводится таким элементам как естественнонаучный и гуманитарный (рис. 1).



Рис. 1. Характеристика элементов мировоззрения личности


Содержание мировоззрения выражается в присущих ему формах. Выделяют три основные формы мировоззрения: обыденное, религиозное и научное. Основными структурными компонентами мировоззрения, определяющими его содержание, являются мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В своей совокупности формы и структура мировоззрения формируют картину мира врача. Под картиной мира понимается вся совокупность систематизированных представлений, знаний и мнений о мире и мироздании, смысле жизни.


В содержании мировоззрения врача особое место занимает взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарно-психологического компонентов. Естественнонаучное и гуманитарное знание выступают взаимодополняющими компонентами в построении целостной картины мира, мировоззрения врача.


Естественнонаучный аспект включает физические концепции естествознания, фундаментальные концепции описания природы, концепции эволюционной химии, биологические концепции естествознания и другие. Естественнонаучное знание для врача выступает средством социализации и условием эффективной врачебной практики.


Гуманитарный компонент представлен науками об обществе и человеке, которые дают будущему врачу палитру примеров поведения в жизненных ситуациях. Через гуманитарные знания врач воспринимает социальную действительность.


Рассматривая мировоззрение военного врача через призму его личности, следует выделить наиболее значимые качества, присущие врачу. Это сознательность, личное достоинство, готовность отстаивать свои убеждения и нести ответственность за свои поступки [8]. К важнейшим качествам личности врача можно отнести образование, психологическую совместимость, воспитанность, внешний облик, бескорыстие, гуманизм, патриотизм [12]. Также к приоритетным качествам врача следует отнести сострадание, трудолюбие, наблюдательность, мужество, решительность [7].


Все перечисленные качества составляют гуманизм. Гуманизм (лат. humanus – человечный) – это мировоззрение, проникнутое любовью к людям. Именно в медицине наиболее полно выражается сущность гуманизма. Гуманизм врача выражается в любви и сострадании. Он проявляется в самопожертвовании в экстремальных условиях и будничном героизме, непринятии антигуманных норм морали в медицине, научном новаторстве. Гуманизм военного врача проявляется и в его социальных взглядах, в отношениях к проблемам войны и мира, защиты не только здоровья личного состава, но и окружающей среды.


Образцами проявления гуманизма можно назвать выполнение военными медиками своего профессионального долга в годы Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, Чеченской Республике. Примером гуманизма, несомненно, стала работа военных медиков в Сирийской Арабской Республике – выезды в населенные пункты, где царствуют разруха, голод и болезни. Российские медики работали, даже когда шли бои. Каждый раз, рискуя своими жизнями, врачи и медсестры продолжали лечить больных и раненых. К сожалению, не обошлось без потерь в рядах военных медиков.


Вместе с тем, есть факты участия врачей в проведении преступных экспериментов на людях. Широко известен факт, что в годы Второй Мировой войны именно врачи-нацисты руководили убийствами заключенных в Освенциме. По рекомендации врача-психиатра Вернера Хайде отправляли на смерть в газовые камеры душевно больных.


Важно отметить качества, характеризующие личность врача как военнослужащего. Это верность Конституции Российской Федерации, уважение к войсковым традициям военно-медицинского сообщества, строгое соблюдение норм международного гуманитарного права, способность организовать лечебно-профилактические мероприятия в мирное время, а также медицинское обеспечение боевых действий, морально-психологическая и физическая устойчивость в экстремальных условиях.


Как мы видим, мировоззрение военного врача включает в себя как общегражданский, так и военно-профессиональный элементы. Основу мировоззрения военного врача как гражданина составляют общечеловеческие нормы, принципы, идеалы и ценности. Специфику мировоззрения военного врача, прежде всего, определяет его статус военнослужащего.


Мировоззрение военного врача формируется в период его обучения в вузе, развивается на всем протяжении военной службы, а также врачебной деятельности после увольнения в запас. Несомненно, основы мировоззрения военного врача закладываются в военно-медицинском вузе. Этому способствует построение всего образовательного процесса, организации воспитательной работы с курсантами.


Особенности гуманитарного аспекта мировоззрения врача включены в блок таких дисциплин, как философия, история, социология, психология, педагогика, культурология, правоведение, политология, иностранный язык. Особое место в гуманитарном знании занимает психологический элемент мировоззрения, который изучается в психологии и педагогике, медицинской психологии. Данные дисциплины направлены на формирование у обучающихся психолого-педагогических компетенций.


Базу мировоззрения врача, конечно же, составляют естественнонаучные знания. Они тесным образом переплетены с гуманитарным знанием. Примером такого синтеза в мировоззрении военного врача является военно-медицинская антропология. Знания, полученные в ходе изучения данной дисциплины, используются в военной патологии, физиологии и психологии. Опираясь на знания в области военно-медицинской антропологии, врачу удается профессионально решать задачи медицинского обеспечения учебно-боевой, повседневной деятельности войск.


Особое место в формировании мировоззрения военного врача занимает экологический аспект, который основывается на базе философских, биологических и общих экологических знаний. Экологический аспект мировоззрения формируется в ходе изучения социологии, экономики, правоведения, культурологии.


Отличительной особенностью в содержании мировоззрения военного врача являются военно-профессиональные, тактические (тактико-специальные), военно-технические и общевоенные дисциплины. Они обеспечивают требуемый уровень военно-профессиональной подготовки военного врача, а также помогают процессу его социализации в воинском коллективе, пониманию особенностей социальных процессов в армейской среде.


Рассматривая мировоззрение в контексте образовательного процесса, следует выделить группы методов, применяемые для его формирования. Это словесные методы, которые реализуются в ходе лекций, семинаров, индивидуальных собеседований, деловых игр. Наглядные методы предполагают проведение научных экспериментов, опытов, мастер-классов. Практические методы характерны для практических занятий, групповых занятий и групповых упражнений, самостоятельной подготовки.


Кроме того, в вузе мировоззрение курсанта формируется под влиянием авторитета преподавателей, ярких представителей медицины. Командиры и начальники, проводя воспитательную работу, реализуя дисциплинарную практику, также оказывают непосредственное влияние на формирование мировоззрения будущего врача.


Ключевую роль в формировании мировоззрения играет практическая деятельность. И здесь крайне важна роль практик и стажировок. Именно практика формирует клиническое мышление врача.


Как мы видим естественнонаучный и гуманитарно-психологический элементы в мировоззрении врача находятся в их органическом синтезе и определяют специфику представлений о мире, человеке и его месте в мире.


Первостепенное значение имеют вопросы развития мировоззрения военного врача. Окончание обучения в вузе не означает завершенность процесса формирования мировоззрения. Наоборот, практическая деятельность врача, сопровождающаяся успехами и неудачами, ошибками, придает еще большую динамику данному процессу. Профессиональная среда наполняет, а порой и вытесняет знания, ценностные установки, ориентиры, которые были приобретены и сформированы в вузе.


Мировоззрение врача от мировоззрения курсанта отличается, прежде всего, уровнем знаний и объемом практического опыта. Однако знание не всегда сводится к усвоению только одной информации. Врач должен уметь анализировать, иметь собственное отношение к научным фактам. Опыт показывает, что, обучаясь в вузе, будущий врач основное внимание уделяет приобретению знаний. По-иному обстоит дело у врача. Опытный врач, прежде чем примет новую идею, стратегию поведения, всегда все осмыслит и соотнесет со своим личным опытом. Врач-практик сомневается, он все познает на своем опыте [1, С. 654].


Важным этапом в формировании мировоззрения врача является обучение в системе дополнительного профессионального образования. Врач, вновь оказавшись в роли обучающегося, впитывает современные знания, заново познает свою профессиональную деятельность. Только, в отличие от курсанта, он соотносит новое с имеющимся образовательным багажом и профессиональным опытом.


Рассмотрев структуру и содержание мировоззрения, особенности его функционирования, необходимо отметить, что принципиально важными составляющими мировоззрения врача являются гуманитарный и естественнонаучный компоненты, которые являются взаимодополняющими компонентами. Мировоззрение военного врача закладывается в ходе обучения в военно-медицинском вузе. Мировоззренческая направленность изучаемых дисциплин заключается в синтезе их теоретического и практического содержания, формировании системы смыслообразующих и смыслозначимых знаний, воспитании качеств гражданина, военнослужащего и военного врача. На формирование мировоззрения врача наряду с обучением существенное влияние оказывает воспитание. Специфика мировоззрения военного врача проявляется в его практической деятельности. Содержание мировоззрения не может быть статичным. Одно должно быть неизменно – его гуманистическая направленность в сочетании с высоким профессионализмом.

 

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Абдулгалимов Р.М., Кафаров Т.Э. Модель профессионального мировоззрения специалиста медицинского профиля: основные контуры // Фундаментальные исследования. 2013. №10 (3). С. 653-658.
2. Александров В.И. Миросозерцание и миропонимание в структуре мировоззрения // Философия и общество. 2011. №2. С. 138-154.
3. Андронов В.П. Профессиональное мышление врача и возможности его формирования // Психологическая наука и образование. 1999. №2. С. 33-45.
4. Банных С.В., Евтушенко А.Я. Биоэтические аспекты становления личности врача-исследователя в системе высшего медицинского образования // Фундаментальные исследования. 2006. №6. С. 63-64.
5. Боровков М.И. Мировоззрение военного врача: Формирование, развитие и объективация. Социально-философский анализ: Диссертация ... доктора философских наук: 09.00.11. М., 2000. 410 с.
6. Боровков М.И. Социально-философская концепция мировоззрения современного военного врача. СПб: ВМедА, 2000. 245 с.
7. Вагнер Е.А., Росновский А.А. О самовоспитании врача. Пермь, 1976.
8. Гобозов И.А. Введение в философию истории. М.: Из-во «Теис», 1993.
9. Коновалова В.В. Формирование мировоззрения современного врача. Социально-философский анализ: Диссертация … кандидата философских наук: 09.00.11. Уфа, 2015. 208 с.
10. Лемешев А.Ф., Кузнецова Н.Ю., Гринько Ю.В. Мировоззрение врача: Сборник научных трудов. Минск: Белорусский государственный медицинский университет, 2008. С. 146-149.
11. Новикова Т.В. Проблема формирования системного мировоззрения врача // Бюллетень сибирской медицины. 2014. Том 13. № 4. С. 73-80.
12. Сук И.С. Врач как личность. М.: Медицина, 1984.
13. Философия: Энциклопедический словарь / Под редакцией А.А. Ивина. М.: 2004.

 

REFERENCES:

 

1. Abdulgalimov R.M., Kafarov T.E. The model of the professional worldview of a medical specialist: basic contours // Fundamental Studies. 2013. №10 (3). Pp. 653-658.
2. Alexandrov V.I. Worldview and outlook in the structure of worldview // Philosophy and Society. 2011. №2. Pp. 138-154.
3. Andronov V.P. Professional thinking of a doctor and the possibilities of its formation // Psychological Science and Education. 1999. №2. Pp. 33-45.
4. Bannykh S.V., Yevtushenko A.Ya. Bioethical aspects of the formation of the personality of a doctor-researcher in the system of higher medical education // Fundamental Research. 2006. №6. Pp. 63-64.
5. Borovkov M.I. Worldview of a military doctor: Formation, development and objectification. Socio-philosophical analysis: dissertation ... Doctor of Philosophy: 09.00.11. M., 2000. 410 p.
6. Borovkov M.I. Socio-philosophical concept of the worldview of a modern military doctor. SPb: MMedA, 2000. 245 p.
7. Vagner E.A., Rosnovsky A.A. About the self-education of the doctor. Perm, 1976.
8. Gobozov I.A. Introduction to the philosophy of history. M.: Teis, 1993.
9. Konovalova V.V. The formation of the worldview of a modern doctor. Socio-philosophical analysis: dissertation ... Candidate of Philosophy: 09.00.11. Ufa, 2015. 208 p.
10. Lemeshev A.F., Kuznetsova N.Yu., Grinko Yu.V. Physician's worldview: Collection of scientific papers. Minsk: Belarusian State Medical University, 2008. Pp. 146-149.
11. Novikova T.V. The problem of forming a doctor’s systemic worldview // Bulletin of Siberian medicine. 2014. Vol. 13. № 4. Pp. 73-80.
12. Sook I.S. The doctor as a person. M.: Medicine, 1984.
13. Philosophy: Encyclopedic Dictionary / Ed. by A.A. Ivina. M.: 2004.

 

Губенко Максим Сергеевич
кандидат философских наук
преподаватель кафедры военно-политической работы
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Gubenko Maksim Sergeevich
Candidate of Philosophy
Lecturer at the Department of Military-Political Work
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Хлебников Алексей Юрьевич
курсант факультета подготовки врачей
Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова Министерства обороны Российской Федерации
194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Khlebnikov Alexey Yurievich
Cadet of the faculty of training doctors
Military Medical Academy named by S.M. Kirov of the Ministry of Defence of the Russian Federation
Academic Lebedev ul., d.6, Saint-Petersburg, Russia, 194044



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ