ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СОВЕТСКОЙ АРМИИ


PROFESSIONAL AND ETHICAL UPBRINGING OF MILITARY PERSONS IN SOVIET ARMY


УДК 378

 

ЕРМОЛОВ Михаил Вячеславович

 

 

ERMOLOV Mikhail Vyacheslavovich

 

Аннотация. Статья представляет собой историко-педагогический анализ процесса профессионально-этического воспитания военнослужащих Советской Армии. Автором выделены конкретные исторические периоды, в каждом из которых выявлены особенности, значимые события и основные тенденции развития профессионально-этического воспитания.   Abstract. This article contains historical and pedagogical analysis of the professional and ethical education in the Soviet Army. The author divides this process into several periods. Each period has special features, important events and trends of ethical and professional education development.

Ключевые слова: профессиональная этика, профессионально-этическое воспитание, профессионально-этические качества, воспитание, этика, воинский этикет, служебный этикет, профессиональная этика военнослужащего.

  Keywords: professional ethics, professional and ethical education, professional and ethical qualities, education, ethics, military etiquette, service etiquette, professional ethics of military.

 

 

 

Становление и развитие процесса профессионально-этической подготовки военнослужащих, как одного из направлений теории воспитания в военной педагогике, началось задолго до Великой Октябрьская социалистическая революции 1917 года. Однако, несмотря на достижения военной педагогики в XVIII-XIX вв., к началу XX века в военной школе процесс становления эффективной системы профессионально-этического подготовки военнослужащих не был завершен [12].


Несмотря на условность любой периодизации, история становления и развития профессионально-этического воспитания военнослужащих Советской Армии может быть представлена следующими периодами:


1-й период (1917-1941 гг.). События Великой Октябрьской революции повлияли на все стороны жизни российского общества того времени. Многие изменения произошли и в военной сфере, и таком ее аспекте как подготовка военных кадров. Так для развития профессионально-этического воспитания военнослужащих Советской Армии в обществе и в армии произошли такие важные изменения, как: отрицание и искоренение религии; переход на новые этические ценности, ориентированные на классовую структуру общества.


Изменения, происходившие в обществе данного периода, требовали создания в армии структуры, которая проводила бы политическую, партийную и культурно-досуговую работу. Такой структурой стали политические органы, созданные в армии в соответствии с Постановлением ЦК РКП(б) от 25 октября 1918 г.


Еще одной особенностью данного периода был тот факт, что процесс становления системы воспитания в армии в общем и профессионально-этического воспитания в частности на новые рельсы классовой этики происходил в условиях организации новых нравственных отношений в обществе и реализации новой государственной коммунистической политики [11].


В ходе становления советской системы профессионально-этического воспитания возникал ряд сложностей, основной среди которых являлось то, что данный процесс происходил в условиях Гражданской войны, что оставило свой отпечаток на моральном облике советского воина.


Представляется, что зарождению советской военно-этической теории способствовали следующие предпосылки:


- в первую очередь зарождению профессионально-этического воспитания в Советской Армии способствовала непосредственно работа партии, и продвигаемые ей постулаты марксистко-ленинской этики;


- включение военно-этической теории в качестве одного из направлений марксистко-ленинской этики, что особенно способствовало развитию профессионально-этического воспитания в Советской Армии;


- особое значение для становления и развития профессионально-этического воспитания в армии имел сохранившийся, несмотря на многие попытки его искоренения, отчасти переходящие в этический нигилизм, богатый опыт русской армии.


Несмотря на все вышеперечисленные благоприятные условия для развития военно-этической теории, профессионально-этическое воспитание в советский период проходило трудный и длительный период становления.


Значимым событием в процессе становления профессионально-этического воспитания в Советской Армии стало утверждение 22 апреля 1918 года первой военной присяги. В тексте присяги были определен круг воинских, моральных и классовых обязанностей, за выполнение которых брал на себя ответственность военнослужащий [5].


В 1918 году Высшей военной инспекцией была разработана и утверждена «Книжка красноармейца». Имея небольшой формат и объем (не более 100 страниц) «Книжка красноармейца» содержала текст Конституции РСФСР, «Заповеди красноармейца», «Формулу торжественного обещания красноармейца». Все ее содержание было направленно на привитие воинам Красной армии высоких нравственных, профессионально-этических качеств, на формирование у них осознания высокого значения звания воина-красноармейца. Поэтому данный документ можно назвать первым кодексом профессиональной этики советского воина.


В 1920 годах ЦК РКП(б) вел разработку основных нравственных критериев облика и поведения коммунистического человека. Результатом его работы стали «Тезисы о партийной этике», в которых был разработан образец и эталон безупречного нравственно-этического облика коммуниста, к которому должен стремиться каждый коммунист, крестьянин, рабочий, военнослужащий [6].


В своих выступлениях М.В. Фрунзе, М.И. Калинин, С.М. Киров, А.С. Бубнов, Е.М. Ярославский, В.К. Блюхер часто уделяли внимание проблеме профессионально-этической подготовки военнослужащих.


Также развитию теории профессионально-этического воспитания способствовал рост интереса к данной проблематики, чему свидетельствуют различные статьи в таких журнала, как: «Война и революция», «Политработник», «Военный вестник», «Выстрел», посвященные проблемам военной этики [13, С. 154-155].


Немалое внимание проблемам профессионально-этического воспитания воинов Красной армии уделялось и на высоком партийном уровне, Так, в ходе XVII (с 26 января по 10 февраля 1934 года) и XVIII (с 10 по 21 марта 1939 года) съездов ВКП (б) была разработана и утверждена система профессионально-этических качеств красноармейца. Согласно резолюциям и постановлениям указанных съездов ВКП(б) к важным профессионально-этическим качествам, которыми должен обладать красноармеец, относились: отвага, искренность, героизм, честность, дисциплинированность, высокая культура и организованность.


Большое внимание теоретическим проблемам профессионально-этической подготовки уделял М.И. Калинин. Особенно его интересовали проблемы высокой нравственной ответственности, советского патриотизма, верности воинскому и общественному долгу. Выступая в сентябре 1940 года в Академии имени В.И. Ленина, он озвучил проект программы этического воспитания воинов Советской Армии.


В 1930-е годы наиболее глубоко были исследованы вопросы о морально-политическом единстве народа и армии, конкретизированы категории ответственности и воинского долга. Вместе с тем данные вопросы не имели опоры на научные исследования в области военно-этической теории воспитания.


В целом период 1917-1941 гг. в развитии профессионально-этического воспитания военнослужащих Советской Армии характеризовался следующими тенденциями: несмотря на борьбу со старой моралью и, в некоторой степени, этический нигилизм, становление советской профессионально-этической теории происходило на основе опыта русской армии в данной области; происходили первые попытки документального закрепления элементов профессиональной этики военнослужащего («Формула торжественного обещания красноармейца», «Книжка красноармейца»); возрос научный интерес к проблеме профессионально-этического воспитания среди военных ученых; были разработаны категории воинского долга, ответственности, бдительности.


Среди отрицательных тенденций моно выделить отсутствие научного обоснования профессионально-этической теории, а также отсутствие научно-социологических исследований в данной области.


2-й период (1941-1945 гг.). В годы Великой Отечественной войны теоретические положения и выводы военной профессионально-этической теории прошли серьезную проверку. В эту трудную пору была проведена конкретизация, углубление важнейших принципов и категорий военной профессиональной этики. С первых дней войны, основываясь на анализе боев и операций, командование и политические органы пересматривают и совершенствуют методы повышения моральной стойкости войск. Военно-этические вопросы, а также новые методы подготовки военнослужащих к ведению боевых действий в различных условиях нашли отражение в переработанных уставах, наставлениях, директивах и инструкциях военного времени.


Во время Великой Отечественной войны ЦК ВКП (б) было принято решение опубликовать серии брошюр, большинство из которых были посвящены профессионально-этической проблематике: «Священная ненависть», «Долг воина», «Героические традиции русского народа», «Честь солдата», и многие другие [8].


Особо развивались и конкретизировались военно-этические категории патриотизма, воинской чести, отваги и мужества, самоотверженности, героизма и другие.


Рассмотрение вопросов профессионально-этической теории в военное время, в основном, было направлено на обеспечение боевой деятельности. Этот период характеризовался отсутствием глубокого теоретического анализа и тщательной проработки, что компенсировалось богатством практического материала, эмоциональной силой, разработкой рекомендаций и выводов практического характера, описанием боевого опыта [9, С. 52].


В ходе военного периода развития профессионально-этической теории в Советской Армии военная педагогическая наука строилась с учетом потребностей действующей армии. Основной упор делался на сокращение сроков обучения и практическую подготовку воинов, а процесс ее развития характеризовался такими тенденциями, как: практическое обоснование ранее разработанных категорий и элементов профессионально-этического воспитания; основной упор на практическое применение профессиональной этики с целью подъема морального духа воинов; продолжение развития профессионально-этической теории воспитания несмотря на военное время.


3-й период (1945-1991 гг.). В первые послевоенные годы педагогическая мысль Советской Армии имела такие направления, как: обобщение и анализ нравственных аспектов прошедшей войны; теоретическое осмысление и систематизация накопленного опыта.


В дальнейшем общественные науки получили довольно интенсивное развитие. Это способствовало активному развитию теории профессионально-этического воспитания советских военнослужащих. В свет вышли фундаментальные исследования, играющие значимую роль в развитии воспитания советского человека (М.П. Баскин, И.С. Каменоградский, А.И. Люблинский, Л.Е. Раскин).


Рост интереса к этическим проблемам, повышение значимости и уровня исследований по этике имели особое влияние на развитие военной профессионально-этической теории. В свет стало выходить большое количество научных работ, среди авторов которых: М.Г. Жураков о проблемах морального облика советского воина; А.Г. Дрягин, А.А. Сваченко о проблемах нравственного воспитания в суворовских училищах; Н.И. Алпатов о нравственном воспитании в кадетских корпусах; Ф.И. Царев, В.Ф. Боев о воспитании советских воинов на боевых традициях, и многие другие [14].


С появлением Морального кодекса строителя коммунизма в 1961 году этические основы жизни общества и взаимоотношений граждан СССР определялись основными правилами коммунистической морали:


- преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма;
- добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;
- забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;
- высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;
- коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного;
- гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку – друг, товарищ и брат;
- честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;
- взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;
- непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;
- дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;
- непримиримость к врагам коммунизма, делу мира и свободы народов;
- братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами [7, С. 168-169].


КПСС на XXII съезде (с 17 по 31 октября 1961 года) приняла программу, которая провозгласила курс на создание нового облика советского человека, «гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство» [10, С. 169].


Профессионально-этическое воспитание военнослужащих Советской Армии и в последующем основывалось на теоретических положениях о необходимости формирования у воинов нравственных убеждений коммунистического человека, высоких этических чувств и качеств, а также о необходимости привития им соответствующих привычек.


В условиях воинской службы профессионально-этическое воспитание осуществлялось на основе системы принципов морального воспитания. Основополагающими среди которых, по мнению советских ученых, были:


- коммунистическая целеустремленность в воспитании воинов, подчинение всех формирующих воздействий на человека главной задаче – превращению принципов морального кодекса в личные убеждения;
- воспитание в процессе воинского труда, позволяющего закреплять усвоенные сознанием моральные требования общества в конкретных качествах, чертах, привычках поведения;
- сочетание нравственного воспитания с самовоспитанием, выражающим диалектическое единство внешнего воспитательного воздействия с внутренними целеустремленными усилиями личности;
- органическое единство нравственного воспитания воинов с воспитанием политическим, правовым, эстетическим, физическим, обеспечивающим всестороннее и гармоническое развитие личности;
- широкое использование нравственных средств в воинском воспитании, которое отражает специфическую сторону коммунистического воспитания, связанную с идеей подготовки людей к готовности вооруженной защиты социалистического Отечества [1].


Советские ученные предложили условно сгруппировать все этические качества, подлежащие формированию у воинов Советской Армии, следующим образом:


- качества морально-политические: патриотизм, интернационализм, идейная убежденность, принципиальность, непримиримость, к врагам и др.
- качества морально-трудовые: трудолюбие, хозяйственность, усердие, деловитость, бережливость, щедрость и т.п.
- качества собственно моральные: гуманизм, честность, скромность, простота, благородство, вежливость, великодушие, верность и т.п.
- качества морально-боевые, необходимые воину для осуществления своих функций в мирное и военное время: дисциплинированность, мужество, решительность, смелость, выдержка, готовность к самопожертвованию, героизм, боевое товарищество и т.д. [4].


Особый вклад в развитие профессионально-этического воспитания в Советской Армии внес военный ученый и педагог В.И. Вдовюк. В своей докторской диссертации «Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки советских офицеров» В.И. Вдовюк обращает особое внимание на профессионально-этический аспект военной педагогики и необходимость формирования определенных профессионально-этических качеств офицеров Советской Армии как военных педагогов [2]. А в своем труде «Профессионально-этическое воспитание офицера-политработника и пути его совершенствования в свете решений XXVII съезда КПСС» он разрабатывает определение профессионально-этического воспитания и обосновывает его основные пути совершенствования [3].


Таким образом процесс развития профессионально-этического воспитания в Советской Армии условно делился на три этапа, перечисленные выше, которые характеризовались своими особенностями и тенденциями развития. Несмотря на резкие перемены, произошедшие после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, и дальнейшее развитие военной этики и профессионально-этического воспитания военнослужащих Советской Армии по пути классовости, заложенной в марксистско-ленинской философии, в целом оно охарактеризовать положительными тенденциями, ростом научного интереса к данной проблематике, постепенным документальным закреплением профессионально-этического воспитания в общей военно-педагогической теории, что привело к тому, что теория профессионально-этического воспитания сохранилась в тяжелые годы перестройки и продолжает сохранять положительную тенденцию развития и роста научного интереса и сегодня.

 

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Алехин И.А. Эволюция подготовки военных кадров // Военная мысль. 2016. № 4. С. 59-66.
2. Вдовюк В.И. Военно-политическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки советских офицеров: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01: М., 1983. 430 c.
3. Вдовюк В.И. Профессионально-этическое воспитание офицера- политработника и пути его совершенствования в свете решений XXVII съезда КПСС. М., 1987. 67 с.
4. Военная культура: учебник / под общ. ред. Б.В. Воробьева. М.: Военный университет, 2015. 460 с.
5. Герасимов В.Н. Обоснование структурной модели процесса профессионального воспитания курантов военно-инженерных вузов // Мир образования – образование в мире. 2013. № 4. С. 126-132.
6. Иванов М.Г. Теоретические основы воспитания эстетической культуры военнослужащих по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации // Вестник адъюнкта. 2018. №1. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-adyunkta.ru (дата обращения: 12.07.2019).
7. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК. М.: Политиздат, 1986.
8. Культурология: учебник. В двух томах. Том I / Под общ. ред. Б.В. Воробьева. М.: Военный университет, 2015. 414 с.
9. Ломакин М.И. Информатизация военно-гуманитарного образования // Военная мысль. 1996. № 3. С. 52.
10. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Издание 5. Том 41. Май - ноябрь 1920.
11. Партийно-политическая работа в Красной Армии (апрель 1918 - февраль 1919): документы. М., 1961.
12. Профессиональная этика и служебный этикет: учебное пособие. М.: ВУ, 2014. 160 с.
13. Психология и педагогика высшей военной школы. М.: Воениздат, 1989.
14. Трофимчук А.Г. Нравственное воспитание курсантов военных училищ на основе общечеловеческих ценностей: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.06. Ростов-на-Дону, 1999. 195 с.

 

REFERENCES:

 

1. Alekhin I.A. Evolution of military personnel preparation // Military Idea. 2016. № 4. Pp. 59-66.
2. Vdovuk V.I. Military and political ethics and improvement of professional and ethical preparation of soviet officers: dissertation ... Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.01: Moscow, 1983. 430 p.
3. Vdovuk V.I Professional and ethical upbringing of officers-political workers and the ways of its improvement in light of the decisions of the XXVII CPSU. Moscow, 1987. 67 p.
4. Military culture: textbook / Ed. by B.V. Vorobyov. Moscow: Military University, 2015. 460 p.
5. Gerasimov V.N. Justification of the structural model of professional upbringing of the cadets of the military engineering high schools // World of education – education in the World. 2013. № 4. Pp. 126-132.
6. Ivanov M.G. Theoretical bases of education of aesthetic culture of contract servicemen in Armed Forces of the Russian Federation // Adjunkt’s Bulletin. 2018. №1. [Electronic resource]. URL: http://vestnik-adyunkta.ru (Access date: 12.07.2019).
7. CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenary meetings of the Central Committee. Moscow: Politizdat, 1986.
8. Culturology: textbook. In two volumes. Vol. I / Ed. by B.V. Vorobyov. Moscow: Military University, 2015. 414 p.
9. Lomakin M.I. Informatization of the military humanitarian education // Military Idea. 1996. № 3. P. 52.
10. Lenin V.I. Full collection of essays. Edition 5. Vol. 41. May - November 1920.
11. Party political work in the Red Army (April 1918 –February 1919): documents. Moscow, 1961.
12. Professional ethics and service etiquette: textbook. Moscow: MU, 2014. 160 p.
13. Phycology and pedagogy of High Military School. Moscow: Voenizdat, 1989.
14. Trofimtchuk A.G. Moral upbringing of military colleges cadets on the basis of human values: dissertation. Rostov-on-Don, 1999. 195 p.

 

 

Ермолов Михаил Вячеславович
адъюнкт кафедры социально-культурной деятельности
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Ermolov Mikhail Vyacheslavovich
Adjunct at the Department of Social and Cultural Activities
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ