ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
ESTIMATION OF THE CONDITION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF MILITARY UNIVERSITY CADETS
УДК 159.9
СУЗАНСКИЙ Андрей Сергеевич
|
|
SUZANSKIY Andrey Sergeevich
|
Аннотация. В данной статье представлены результаты проведенного исследования с курсантами выпускного курса по вопросу профессионального самоопределения. | Abstract. This article presents the results of a study with graduate students on professional self-determination. | |
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, курсанты. |
Keywords: professional self-determination, cadets. |
Профессиональное самоопределение тесно и неразрывно связано с самореализацией человека в основных сферах жизнедеятельности. Сущность профессионального самоопределения сосредоточена в самостоятельном и осознанном поиске смысла осуществляемой деятельности в конкретной сложившейся социально-экономической и культурно-исторической ситуации [1].
Основными элементами этого процесса являются:
1. Основой профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом их личностных характеристик и способностей, требований профессиональной деятельности и сложившихся социально-экономических условий.
2. Профессиональное самоопределение личности активируется различными видами событий, такими как закрытие общеобразовательного учреждения, повышение профессиональной квалификации, смена места жительства, сертификация, увольнение с работы и т.д.
3. Профессиональное самоопределение является одной из важных характеристик социально-психологической зрелости личности, его потребности в самореализации.
4. Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение человека к миру профессий в целом и к определенной избранной профессии.
5. Профессиональное самоопределение происходит на протяжении всей профессиональной жизни: человек постоянно проводит самоанализ, переосмысливает свое профессиональное существо и утверждает себя в профессии.
В целях оценки состояния профессионального самоопределения курсантов военного вуза проводилось анонимное анкетирование выпускных курсов, обучающихся в военном институте войск национальной гвардии.
Объем выборочной совокупности составил 96 человек (48 курсантов факультета МПО, 48 курсантов командного факультета).
Результаты исследования:
1. Оценка желания стать офицером ВНГ РФ по сравнению с периодом поступления в военный институт:
У большинства опрошенных – 53 человек (55%) желание стать офицером не изменилось, у 26 человек (27%) желание окрепло, у 17 человек (18%) желание наоборот – ослабло. Ни один из выпускников не ответил, что у него нет желания становиться офицером (см. Гистограмма 1).
Гистограмма 1.
Курсанты, которые выбирали в опросе вариант ответа «желание окрепло», свой выбор объясняли следующим образом:
многому научился; поменялось мировоззрение; считаю себя нужным войскам; приобрел новые знания и опыт; узнал более расширенно о предстоящей деятельности; горжусь тем, что стану офицером; осознал важную роль в системе безопасности РФ; стал более осмысленно подходить к своему призванию; лучше познакомился со спецификой войск, укрепился интерес к военной службе; появился интерес к работе с личным составом, появилось осознание всех преимуществ военной службы.
На выбор варианта «желание ослабло» повлияло следующее:
реальность не оправдала ожиданий; отсутствует мотивация; предвидит негативную перспективу службы; 5 лет обучения в казарменных условиях.
2. Самоанализ подготовленности выпускников к работе в войсках представлен следующим образом (см. Гистограмма 2):
Гистограмма 2.
Преобладающее большинство (92%) ответило, что к работе в войсках подготовлены хорошо. Свой ответ курсанты аргументировали следующим образом:
достойная подготовка; отличная работа преподавательского состава; на протяжении 5 лет готовился к службе в ВНГ; институт дал все знания для достойного продолжения службы в качестве офицера; обладает достаточным уровнем знаний; высокий уровень военно-профессиональной подготовки в течении 5 лет обучения в военном институте; получил большую практику по прохождению войсковой стажировки в воинских частях ВНГ; отличная подготовка к предстоящим действиям в войсках, отлично подобраны кадры профессорско-преподавательского состава (имеют системное понятие о своеобразии работы по различным сферам); строгие командиры.
Курсанты, выбравшие вариант «недостаточно», свой выбор поясняют тем, что:
постоянно выходят новые приказы, трудно уследить за нормативной базой; поздно осознал значимость того, чему нас обучают; слишком много информации, напрямую не относящейся к предстоящей профессиональной деятельности; мало примеров от офицеров по конкретным примерам действий по прибытию в воинскую часть, на что обратить внимание в первую очередь, порядок действий.
3. Рейтинг желания проходить дальнейшую службу в конкретной должности сложился следующим образом (в качестве ответа можно было выбирать до 3 вариантов ответа):
Ранг |
Должность |
Количество выборов |
1 ранг |
Заместителем командира роты по РЛС |
43 выбора |
2 ранг |
Командиром взвода разведки (спецназа) |
37 выборов |
3 ранг |
Психологом в/ч |
27 выборов |
4 ранг |
Офицером СОБР |
27 выборов |
5 ранг |
Офицером ОМОН |
20 выборов |
6 ранг |
Командиром взвода ЧОН |
18 выборов |
7 ранг |
Помощник по правовой работе |
17 выборов |
8 ранг |
Командиром взвода СМВЧ |
13 выборов |
9 ранг |
Командиром артиллерийского подразделения (авиа, морское) |
13 выборов |
10 ранг |
Командиром взвода учебного подразделения |
8 выборов |
11 ранг |
Командиром взвода частей по ОВГО |
5 выборов |
Представления о перспективах прохождения службы в конкретной должности формируются у курсантов после прохождения войсковых стажировок и обмену опытом со старшим поколением.
4. Самооценка перспектив своей дальнейшей службы в войсках представлена следующим образом (см. Гистограмму 3):
Гистограмма 3.
До предельного возраста служить планирует 51% от числа опрошенных (49 человек), свой выбор объясняя следующим:
есть желание служить; уважаю данные войска, всегда мечтал в них служить; детская мечта – стать генералом; не вижу себя в другой профессии; желаю добиться высших должностей; хочу служить; есть цель; служба в войсках национальной гвардии РФ является престижной работой и обеспечением; чтобы в полной мере реализовать себя.
До права на пенсию – 21 человек (22%), комментируя:
хочу достойную пенсию; имею желание служить; есть перспектива, ничего не мешает служить; потому что хочу связать жизнь с ВНГ; хочу в дальнейшем попробовать себя в других областях жизнедеятельности.
До решения жилищного вопроса – 3 человека (3%), свой выбор никак не комментируя.
До истечения срока первого контакта планируют служить – 5 человек (5%), объясняя свой выбор:
возможны перемены в обществе; планирую прожить жизнь куда-более ярко.
Уволиться при первой возможности планирует 2 человека (2%). В качестве ответа, почему так один из опрошенных пояснил: «Зачем находиться там, где ты не хочешь и делать то, что ты не хочешь, когда есть возможность заниматься своим любимым делом?».
Перевестись и служить в другой силовой структуре хотели бы 16 человек (13,3%). На вопрос: «Почему так?», отвечая:
больше перспектив; более высокий уровень жизни; больше возможностей реализовать свой потенциал.
5. Выпускники отметили, что для них служило основными помехами в учебе (можно было выбрать несколько вариантов ответов). Ранжируя данные, мы получим, что основными помехами явились малое количество практики (55 выборов), частые проверки (36 выборов) и нехватка времени (30 выборов) (см. Гистограмма 4).
Гистограмма 4.
6. В качестве завершения курсанты указали качества, какими должен обладать офицер-выпускник, чтобы успешно справляться с должностными обязанностями в период профессионального становления (качества указываются в порядке убывания):
Ранг |
Качество |
Сумма баллов |
1 |
Ответственность |
128 |
2 |
Целеустремленность |
87 |
3 |
Честность |
48 |
4 |
Дисциплинированность |
47 |
5 |
Справедливость |
38 |
6 |
Решительность |
37 |
7 |
Терпение |
30 |
8 |
Требовательность |
30 |
9 |
Знания |
28 |
10 |
Трудолюбие |
27 |
11 |
Уверенность |
26 |
12 |
Усердие |
21 |
13 |
Мужественность |
17 |
14 |
Пунктуальность |
17 |
15 |
Смелость |
17 |
16 |
Компетентность |
15 |
Профессиональное самоопределение личности в мире профессий и на профессиональном жизненном пути является важным личностным аспектом развития профессионала. Профессиональное самоопределение происходит через построение личного профессионального плана, воспитание внутренней готовности к сознательному и самостоятельному представлению, коррекцию и реализацию перспектив его развития, готовность считать себя субъектом профессиональной деятельности, который развивается во времени, самостоятельно может найти лично значимые элементы в конкретной профессиональной деятельности. Самоопределившийся человек – это субъект, который осознал, чего он хочет (его цели, жизненные планы, идеалы), что он из себя представляет (свои личные и физические характеристики), что он может (свои способности, склонности), что исходит от него в ожидании рабочего коллектива, общества (социальные ожидания).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 400 с.
2. Юдин И.В. Компоненты служебной самостоятельности офицеров подразделений внутренних войск МВД России / А.В. Деникин, И.В. Юдин // Мир образования - образование в мире. 2016. № 2. С. 201-203.
REFERENCES:
1. Pryazhnikov N.S. Methods of enhancing professional and personal self-determination. M.: MPSI; Voronezh: MODEK, 2003. 400 p.
2. Yudin I.V. Components of service independence of officers of divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia / A.V. Denikin, I.V. Yudin // World of education - education in the world. 2016. № 2. Pp. 201-203.
Сузанский Андрей Сергеевич |
|
Suzanskiy Andrey Sergeevich |