ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ: 7 ЛЕТ НА СТРАЖЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА


MILITARY POLICE: 7 YEARS ON GUARD OF LAW AND ORDER


УДК 342.951

 

МИНТЯГОВ Станислав Андреевич

 

 

MINTYAGOV Stanislav Andreyevich

 

Аннотация. Статья посвящена седьмой годовщине со дня создания в Вооруженных Силах Российской Федерации военной полиции. В статье рассмотрены основные исторические этапы создания и функционирования военно-полицейских органов в России и сформулированы закономерности данных этапов. Также рассмотрены содержание её правоохранительной и правозащитной деятельности. Отмечена важность решаемых ею задач, и место военной полиции в системе военных правоохранительных органов. Обоснована важная роль военной полиции в поддержании международного мира и безопасности. Кроме этого, в статье освещены вопросы подготовки кадров для военной полиции и её взаимодействие по данным вопросам с военно-учебными заведениями.   Abstract. The article is devoted to the 7th anniversary of the Military Police of the Russian Armed Forces. The article deals with the main historical stages of the creation and functioning of the Military Police in Russia and the formulation of the laws of these stages. The content of its law enforcement and human rights activities is also considered. The importance of its tasks and the place of the Military Police in the system of military law enforcement agencies is shown. The important role of the Military Police in the maintenance of international peace and security is justified. In addition, the article highlights the issues of military police training and its interaction on these issues with military schools.

Ключевые слова: военная полиция, история, правоохранительная деятельность, профессиональная подготовка.

  Keywords: Military Police, history, law enforcement, training.

 

 

 

1 декабря 2011 года в России в составе Вооруженных Сил Российской Федерации появилась военная полиция. Именно с этой даты началась точка отсчета в истории, связанная с официальным созданием военной полиции в России. Несмотря на то, что дата не «круглая», да и возраст «юный», однако именно эти два фактора напрямую определяют выводы о деятельности военной полиции.


По традиции обратимся к истории создания военно-полицейских органов в нашей стране. Анализ историко-правовых основ законодательства, регламентирующих создание и функционирование военно-полицейских органов России, позволяет прийти к выводу о том, что военная полиция в России имеет давние исторические корни и на протяжении всей истории своего существования играет существенную роль в укреплении правопорядка и борьбе с правонарушениями в войсках.


На своем историческом пути военная полиция прошла несколько основных этапов своего становления [5]:


I этап: начало ХVIII в. (1702 г.) – начало ХIX в. (1815 г.) – связан с созданием и деятельностью подразделений гевальдигеров, на которые возлагались военно-полицейские функции;


II этап: начало ХIX в. (1815 г.) – начало ХX в. (1917 г.) – связан с образованием в Российской империи военно-полевой жандармерии и её деятельностью на основе Положения о состоящих при войсках жандармских частях, утвержденного приказом по военному ведомству 1876 г. № 410;


III этап: начало ХX в. (1917 г.) – середина ХX в. (1975 г.) – связан с отсутствием военно-полицейских органов. Однако попытки создания воинских специализированных структур не прекращались. Функции по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины делили между собой сразу несколько органов, в числе которых органы военной прокуратуры, милиции и другие;


IV этап: середина ХX в. (июль 1975 г.) – начало ХXI в. (декабрь 2011 г.) – связан с деятельностью военных комендатур, работа которых осуществлялась на основе Устава гарнизонной и караульной служб СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации;


V этап: ХXI в. (1 декабря 2011 г. по 3 февраля 2014 г.) – характеризуется официальным созданием военной полиции и её деятельностью на основе ведомственных нормативных правовых актах;


VI этап: ХXI в. (3 февраля 2014 г. по настоящее время) – характеризуется деятельностью военной полиции, основанной на высших законных и подзаконных нормативных правовых актах.


Исследование данных исторических этапов становления и развития в России военно-полицейских органов позволяет выявить некоторые закономерности.


Во-первых, еще в начале ХVIII в., в условиях, когда российская армия становилась все более профессиональной в плане организации своей деятельности, уже пришли к выводу, что армии требуется отдельный орган, отвечающий за правопорядок в ней.


Во-вторых, деятельность данного специализированного военного правоохранительного органа должна основываться на законодательном уровне.


В-третьих, в период отсутствия специализированных военных органов правопорядка их функции, так или иначе, были разделены между другими органами и армейскими должностными лицами, что в свою очередь не способствовало повышению эффективности их работы. В итоге на всех уровнях власти, включая сами вооруженные силы, пришли к обоснованному выводу, что законность и правопорядок в армии должны осуществляться на профессиональном уровне специализированной структурой.


Военная полиция – это действующая в составе вооруженных сил некоторых государств система специальных воинских частей и подразделений, выполняющих правоохранительную функцию и предназначенных для обеспечения законности и правопорядка в соединениях, воинских частях и местах их дислокации [3].


Законность в армии вместе с военной полиции осуществляют военные суды, военные прокуратуры и военные следственные органы [4]. Однако военная полиция обладает своими самостоятельными компетенциями. К числу наиболее важных можно отнести: поддержание правопорядка и воинской дисциплины; обеспечение безопасности дорожного движения; защиту жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих. Это выделяет её среди остальных военных правоохранительных органов.


Основным содержанием деятельности военной полиции является правоохранительная деятельность в Вооруженных Силах и других войсках, а цель этой деятельности составляет обеспечение правопорядка в системе военной организации государства (воинского правопорядка).


Однако именно правозащитная деятельность военной полиции должна быть на первом месте. Реализация данной деятельности происходит путем применения военной полицией административно-правовых средств, таких как проверка сообщений о преступлении, производство по делам об административных правонарушениях, проведение разбирательств по дисциплинарным проступкам.


Особое место и роль военной полиции определяется содержанием её правоохранительной деятельности. С одной стороны, военная полиция охраняет права и свободы военнослужащих, с другой выполняет полицейские функции по поддержанию законности и правопорядка.


К задачам военной полиции, которые выполняются за пределами территории Российской Федерации, можно отнести: обеспечение правопорядка и воинской дисциплины среди личного состава группировки войск, находящейся за границей; организация безопасности дорожного движения; работа по обеспечению пропускного режима и охраны объектов на территории базы; выполнение задач по поддержанию международного мира и безопасности, включая обеспечение правопорядка в зонах деэскалации вооруженного конфликта и выполнение нового вида миротворческих функций.


Деятельность военной полиции при выполнении специальных задач за пределами территории России является особенно важной. Она показала, что, с возрастанием роли Российской Федерации в урегулировании межнациональных вооруженных конфликтов, возрастает роль военной полиции как непосредственного участника миротворческой миссии. Военная полиция выполняет важнейшие функции по обеспечению безопасности населения и соблюдению прав человека, роль которых трудно переоценить.


Миротворческая функция военной полиции имеет свои особенности, отличающие их от традиционного миротворчества Организации Объединенных Наций. Военная полиция выполняет функции по поддержанию мира и безопасности населения, охрану прав и свобод человека. С учетом этого, данную деятельность следует считать новым видом миротворческой деятельности.


Военная полиция с момента своего создания представляет собой важнейший элемент системы обеспечения национальной безопасности. Причем на разных этапах ее развития и наделения специальными полномочиями ее роль в этой системе только возрастает [6].


Отдельного внимания заслуживают вопросы подготовки кадров для военной полиции. Совершенствование организации и правового регулирования профессиональной подготовки военнослужащих и других специалистов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации остается весьма важной задачей на этапе организационно-правового совершенствования её деятельности в целом.


Как указывает А.И. Ботов: «Государственная организация профессиональной подготовки кадров, как элемент исторически сложившейся системы образования, оказывает определяющее влияние на формирование основополагающих начал общества, государства и самого человека» [7].


В этой связи, проецируя зарубежный опыт подготовки военных полицейских в российскую систему подготовки кадров для военной полиции, представляется правильным осуществлять подготовку военных полицейских в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, применяя при этом как военную подготовку, так и специальную полицейскую, присущую правоохранительной деятельности.


Традиционно подготовка кадров для нужд Министерства обороны Российской Федерации связана с деятельностью военно-учебных заведений. И хотя уровень профессиональной подготовки военных полицейских растет (это, в том числе, связано и с увеличением доли лиц с юридическим образованием), вопросы повышения уровня профессиональной подготовки военнослужащих военной полиции остаются актуальным и сегодня.


Военный полицейский – это новая специальность для Вооруженных Сил Российской Федерации. До определенного времени целенаправленной их подготовки в вузах Министерства обороны, к сожалению, не велось [2].


В настоящее время система профессиональной подготовки военных полицейских включает в себя обучение как по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, так и по программам специалитета. Дополнительную профессиональную подготовку военные полицейские проходят в Общевойсковой академии ВС РФ, в Военном университете МО РФ и в Омском автобронетанковом инженерном институте. В системе ДПО курсы повышения квалификации и переподготовку успешно прошли уже более 700 (719) специалистов военной полиции.


С декабря 2016 года в окружных военных учебных центрах проводится переподготовка инспекторов военных комендатур гарнизонов по программе специального курса подготовки военнослужащих органов и подразделений военной полиции. Уже более 2 тысяч военнослужащих по контракту успешно завершили курс.


Система подготовки кадров для военной полиции включает также и систему подготовки военнослужащих, назначаемых на должности в военной полиции. Данные лица из числа граждан, пребывающих в запасе, в течение испытательного срока проходят курс интенсивной общевойсковой подготовки.


Увеличение характера и объема задач, возлагаемых на органы военной полиции, в том числе за пределами Российской Федерации, потребовало более качественной организации профессиональной подготовки, а также постоянного совершенствования профессионального мастерства и выучки военнослужащих военной полиции.


На сегодняшний день потребность в обучении составляет 3290 человек в год, что, в свою очередь, вызвало необходимость создания учебного центра военной полиции. Коллегией Министерства обороны Российской Федерации 21 апреля 2017 года было принято решение о формировании Учебного центра военной полиции в г. Владикавказ. С учетом использования имеющейся учебно-материальной базы 19 отдельной мотострелковой бригады, полигонов «Шалхи» и «Тарское», учебный центр позволит проводить всестороннюю подготовку военнослужащих. В данном учебном центре военнослужащие проходят тактико-специальную, физическую, правовую и огневую подготовку, а также вождение и другие предметы.


Впервые за 7 лет существования военной полиции спланированы и проведены специальные учения, основой которых являлось выполнение задач в военное время. На учения привлекались органы и подразделения военной полиции Западного военного округа, а также должностные лица территориальных, региональных органов военной полиции военных округов и Северного флота общей численностью более 450 человек и 100 единиц автомобильной техники.


Действия обучаемых были направлены на практическое принятие решений и управление подчинёнными подразделениями в период нарастания угрозы и непосредственной агрессии. В ходе учения апробировано совместное применение территориальных и войсковых подразделений военной полиции при выполнении следующих задач: организация пропускного режима на территорию, в которой введено военное положение; поддержание комендантского часа, правопорядка и воинской дисциплины на пунктах приема личного состава и техники при развёртывании войск территориальной обороны в период мобилизации Вооруженных Сил; охрана пунктов управления штабов объединённого стратегического командования, объединения, соединения и военных объектов, а также участие в мероприятиях территориальной обороны, в том числе уничтожение диверсионных групп противника, розыск военных преступников, регулирование потоков беженцев, обеспечение передвижения войск по дорогам оборонного значения; физическая защита должностных лиц, организация регистрации автомобильной техники, прибывающей для воинских частей территориальной обороны из экономического комплекса страны; применение подразделений военной полиции в постконфликтном урегулировании.


В июле 2017 г., в рамках АРМИ-2017, проведены международные конкурсы, в которых приняли участие команды из республик Казахстан и Узбекистан. Команды военной полиции России уверенно, с большим отрывом заняли первые места в обоих международных конкурсах.


В 2017 году в Московском высшем военном командном училище создан факультет военной полиции, на котором обучаются 50 курсантов. Выпускники факультета будут направлены для дальнейшего прохождения службы в военные комендатуры на должности командиров взводов и начальников гауптвахт.

 


Особого внимания заслуживают вопросы взаимодействия в области организации образовательного процесса между Главным управлением военной полиции и Военным университетом Министерства обороны Российской Федерации. Потребность военной полиции в военно-юридических кадрах очевидна, поскольку специфика военной службы в военной полиции предусматривает юридическое образование. Военный университет является кузницей военно-гуманитарных кадров для вооруженных сил, в том числе и юридического профиля.


С 1 сентября 2018 г. в Военном университете на прокурорско-следственном факультете проходят обучение курсанты группы «военная полиция» по военно-учетной специальности «Следственная работа». Выпускники данного направления подготовки планируются для назначения в подразделения дознания военной полиции. В данном направлении преподавательским составом кафедры военной администрации, административного и финансового права, с непосредственным участием автора настоящей статьи, ведется разработка учебной программы по дисциплине «Организация деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации», а также её методическое обеспечение (разработка лекций, пособий и др.).


Кроме того, на базе Военного университета по программам профессиональной переподготовки и повышении квалификации «Начальники и дознаватели подразделений дознания органов военной полиции» проходят обучение специалисты в сфере уголовного судопроизводства. Программа переподготовки осуществляется по следующим дисциплинам: административное право и административное расследование; основы прохождения военной службы и противодействия коррупции в ВС РФ; криминологическая характеристика преступлений военнослужащих и правовые основы их профилактики; правовые основы исполнения наказаний в отношении военнослужащих; теоретико-правовые основы квалификации преступлений в ВС РФ; процессуальные документы дознавателя (следователя); тактические особенности производства отдельных следственных действий в ВС РФ; методика расследования групп и видов преступлений, совершаемых военнослужащими.


Учебные программы по вышеуказанным дисциплинам постоянно совершенствуются преподавательским составом с учетом специфики выполняемых военной полицией задач. Так, в настоящее время на кафедре военной администрации, административного и финансового права, также с непосредственным участием автора статьи, ведется переработка учебной программы (а по сути – введение новой дисциплины) «Административная деятельность военной полиции».


Данная программа предусматривает занятия, в том числе и практические, по организации и осуществлению военной полицией полномочий при проведении административных расследований, разбирательств по дисциплинарным проступкам, служебных расследований по фактам разглашения секретных сведений, проведении проверок по сообщениям о правонарушениях, а также новому виду деятельности военной полиции – производству по делам об административных правонарушениях.


На сегодняшний день объем существующей нормативно-правовой базы, с учетом многогранности и сложности выполняемых военной полицией задач, представляется недостаточным. Прежде всего, речь идет о нормативных и правовых основах боевого применения органов и подразделений военной полиции, а также выполнение ею задач боевой службы. В целях решения данного вопроса Главным управлением военной полиции совместно с Военным университетом был подготовлен проект Боевого устава военной полиции, а преподаватели кафедры военной администрации, административного и финансового права (а также автор настоящей статьи) вошли в состав рабочей группы по разработке проекта вышеназванного документа.


Повышение эффективности деятельности военной полиции во многом зависит от совершенствования её правового регулирования, а также научного подхода к решению данного вопроса. В этих целях в Военном университете в отделе организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров капитаном Минтяговым С.А. ведется комплексное научное исследование в области правового регулирования деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме этого, повышение эффективности деятельности в сфере укрепления законности и правопорядка обуславливает в том числе необходимость повышения эффективности подготовки кадров для военной полиции.


1 декабря 2018 года военные полицейские отмечают свой профессиональный праздник. Несмотря на относительно небольшой возраст (7 лет) данной правоохранительной структуры, военная полиция зарекомендовала себя как эффективный инструмент в обеспечении законности и поддержании правопорядка в Вооруженных Силах. Военная полиция заняла достойное место среди военных правоохранительных органов страны и обладает своей самостоятельной компетенцией.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Ботов А.И. Организация и правовое регулирование профессиональной подготовки кадров в системе МВД России: дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2001. С. 13.
2. Интервью заместителя начальника Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации В.И. Ковалева. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ucheba.ru/article/882 (дата обращения: 30.11.2017).
3. Корякин В.М. Настольная книга военнослужащего военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации: науч.-практ. пособие. М.: За права военнослужащих, 2015. С. 38.
4. Минтягов С.А. Военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации в системе военный правоохранительных органов // Военное право. 2017. № 1.
5. Минтягов С.А. Историко-правовые основы формирования и деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации // Военное право. 2018. № 11.
6. Минтягов С.А. Роль военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности // III Межвузовская научно-практическая конференция (на английском языке) «Защита отечества – конституционный долг гражданина России». 14 марта 2018 г.
7. Минтягов С.А. Профессиональная подготовка военнослужащих военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации: социологическое исследование // Вестник адъюнкта [Электронный ресурс]. URL: http://www.вестник-адъюнкта.рф/soderzhanie-zhurnala/arkhiv-vypuskov/16-novyj-vypusk/43-professionalnaya-podgotovka-voennosluzhashchikh-voennoj-politsii-vooruzhennykh-sil-rossijskoj-federatsii-sotsiologicheskoe-issledovanie (дата обращения: 30.11.2018).

 

REFERENCES:

 

1. Botov A.I. Organization and legal regulation of professional training in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: diss. … kand. yurid. nauk. Moscow, 2001. P.13.
2. Interview with Deputy Chief of the Military Police of the Ministry of Defense of the Russian Federation V.I. Kovalev. [Electronic source]. URL: https://www.ucheba.ru/article/882 (date of access: 30.11.2017).
3. Koryakin V. M. Handbook of the Military Police of the Armed Forces of the Russian Federation: tutorial. M.: Za prava voennosluzhashih, 2015. P. 38.
4. Mintyagov S.A. Military Police of the Armed forces of the Russian Federation in the military law enforcement system / Voennoe pravo. 2017. № 1.
5. Mintyagov S.A. Historical and legal foundations of formation and activities of the military police of the Armed Forces of the Russian Federation // Voennoe pravo. 2018. № 11.
6. Mintyagov S.A. the Role of the Military Police of the Armed Forces of the Russian Federation in ensuring national security // III Interuniversity scientific and practical conference (in English) "Protection of the Fatherland - the constitutional duty of a citizen of Russia". March 14, 2018.
7. Mintyagov S.A. Professional training of the Military Police servicemen of the Russian Armed Forces: Sociological research // Vestnik adyunkta [Electronic source]. URL: http://www.вестник-адъюнкта.рф/soderzhanie-zhurnala/arkhiv-vypuskov/16-novyj-vypusk/43-professionalnaya-podgotovka-voennosluzhashchikh-voennoj-politsii-vooruzhennykh-sil-rossijskoj-federatsii-sotsiologicheskoe-issledovanie (date of access: 30.11.2018).

 

 

Минтягов Станислав Андреевич
адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Mintyagov Stanislav Andreyevich
Adjunct at the Department of Military Administration, Administrative and Financial Law
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ