ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ


OVERVIEW OF MODERN PSYCHOLOGICAL APPROACHES TO UNDERSTANDING THE INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL IMPACT


УДК 159.9

 

МАКАРЕНКОВ Александр Александрович

 

 

MAKARENKOV Alexandr Alexandrovich

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию психологических подходов к пониманию феномена информационно-психологического воздействия. На основе анализа современных подходов к указанному феномену автор приходит к выводу, что под информационно-психологическим воздействием понимается воздействие различных видов информации на психику объекта воздействия. Результатом этого воздействия следует считать изменение состояния, поведения или мнения объекта воздействия относительно каких-то проблем, его отношение и смысл, который он придает полученной информации, а в конечном счете – изменение его индивидуальной картины мира.   Abstract. The article is devoted to the study of psychological approaches to understanding the phenomenon of information and psychological impact. Based on the analysis of modern approaches to that phenomenon, the author comes to the conclusion that information and psychological impact is a different impact using both information about someone or something and other types of information. The result of this impact should be considered as a change in the subjective emotional mood, the individual's opinion on a number of problems, his understanding of a particular situation and ultimately the adjustment of the individual picture of the world.

Ключевые слова: воздействие, информационно-психологическое воздействие, информационное воздействие, психологическое воздействие, цель информационно-психологического воздействия.

  Keywords: impact, information and psychological impact, information impact, psychological impact, the purpose of information and psychological impact.

 

 

 

Направление исследования, обозначенное в данной статье, выбрано не случайно. В современных условиях наиболее востребованным можно считать проведение научных исследований, которые направлены на создание перспективных информационных технологий. Важной проблемой, требующей решения, является недостаточное кадровое обеспечение в области информационной безопасности. Следующий аспект – это низкая осведомленность граждан в вопросах обеспечения личной информационной безопасности. При этом фокус на стратегическом уровне в области информационной безопасности государства направлен на нейтрализацию информационно-психологического воздействия, в том числе подрывающего исторические, этнические основы, патриотические традиции, связанные с защитой Отечества [3].


Данная проблематика безусловно носит междисциплинарный характер. Феномен информационно-психологического воздействия (далее ИПВ) активно интересует не только психологов, но также социологов – исследования, направленные на изучение информационно-психологического воздействия на избирателей в ходе предвыборной компании; педагогов – применение информационно-психологического воздействия в образовании; экономистов – использование ИПВ в экономической и финансовой сферах. Отдельно стоит отметить актуальность ИПВ в военной сфере. Над задачей успешной нейтрализации негативных воздействий трудятся не только исследователи гуманитарного профиля, но и технические специалисты. Исходя из этого, можем сделать вывод, что раз проблема носит комплексный характер, то и ее разрешение возможно только при комплексном подходе.


На наш взгляд, ключевую роль в осмысление данного феномена должны играть психологи. Это подтверждает само название данного вида воздействия. Тем удивительнее тот факт, что, проведя обзор диссертационных исследований с 2002 по 2017 гг., нами было обнаружено всего несколько исследований в психологической отрасли наук на указанную тему. В данной статье мы определим основные существующие психологические подходы к пониманию информационно-психологического воздействия.


Существует два основных направления при описании информационно-психологического воздействия. С одной стороны, ряд исследователей рассматривают информационно-психологическое воздействие как составляющую «информационного воздействия», с другой –«психологического воздействия».


Приверженцами того, что ИПВ относится к классу информационных воздействий, являются В.К. Новиков, В.В. Цыганов и его многочисленные ученики и соавторы, в том числе С.Н. Бухарин, В.И. Ковалев, Ю.Г. Бочкарева [1]. В их работах под информационным воздействием понимается направленный информационный контакт с целью управления поведением его объекта – личности. При этом информационное воздействие может быть прямое (делится на информационно-энергетическое и информационно-силовое) или информационно-психологическое [10].


Информационно-психологическое воздействие используется для воздействия на психику или поведение человека. Оно может быть направлено на его сознание и подсознание (различные сферы личности).


Целью ИПВ является формирование у личности отношения, установки, поведения, которое благоприятно для целей субъекта такого воздействия.


В таком подходе ИПВ включает действия по доведению до личности специально отобранной информации, которая изменяет эмоции, отношения, в конечном счете способно изменить поведение и даже мировоззрение объекта воздействия. Средствами воздействия могут быть адаптивные и фундаментальные архетипы, НЛП, гипноз, семантические и синтаксические психотехнологии, обман [11].


Второй подход представлен при рассмотрении понятия информационно-психологического воздействия как составляющей психологического воздействия. Ученые, которые разрабатывали этот подход – В.П. Шейнов, С.Г. Кара-Мурза, А.В. Манойло, С.А. Зелинский [4]. При этом следует отметить, что в научной литературе используют как термин «психологическое воздействие», так и «психологическое влияние». Некоторые авторы объединяют эти понятия и считают их синонимами, однако ряд авторов указывает на различие в вышеуказанных понятиях. Так, В.П. Шейнов отмечают, что термин «психологическое воздействие» – частный по отношению к «психологическому влиянию» [7].


Воздействие определяется как частный случай влияния при наличии соответствующей цели у субъекта влияния. В том случае, когда психологическое влияние рассматривается как целенаправленное действие, вполне корректно употреблять термин «психологическое воздействие».


Можно выделить несколько основных групп факторов влияния (средств влияния): первая группа – вербальные средства; вторая группа – невербальные средства; третья группа средств направлена на стимулирование разных модальностей; четвертая группа средств формирует воздействие через регулирование мотивационно-потребностной сферы; пятая – через привлечение к совместной деятельности [8].


По признаку используемых средств психологического воздействия выделяется такой его вид как информационно–психологическое воздействие – т.е. это такое психологическое воздействие, которое осуществляется посредством передачи (доведения, сообщения) объекту влияния определенной информации [2].


Необходимо определить формат ситуации, в которой происходит ИПВ. Нам представляется оправданным использовать социально-психологический термин «коммуникация». Под коммуникацией в социальной психологии принято считать передачу информации, сообщений, сведений. Существенно, что она может иметь односторонний характер. Еще более важным аспектом для нас является то, что при использовании термина коммуникация в парадигме «субъект-объект» в качестве субъекта может выступать не только человек, но и среда, в том числе информационная [12]. В дальнейших исследованиях при такой постановке вопроса аргументированно можно рассматривать ИПВ посредством интернет-коммуникации.


Зачастую она связана с опосредованным общением, т.е. с передачей информации при помощи технических устройств, в том числе средств массовой коммуникации – телевидения, радио, прессы, интернета и т.п. По своему содержанию коммуникационный процесс представляет собой в основном обмен вербальной и невербальной информацией между людьми.


Наиболее актуальным представляется изучение негативного информационно-психологического воздействия, при котором воздействие оказывается на сознание личности, группы, общества с целью изменения их поведения и (или) мировоззрения [5]. Специально организованные воздействия на психику человека могут быть по своей природе конструктивными или деструктивными. Под деструктивным информационно-психологическим воздействием понимается «вид психологического воздействия, осуществляемый посредством целенаправленного доведения объекту информации (коммуникации), препятствующей объекту в достижении его целей и решении актуальных задач» [6.]. Деструктивным для психического здоровья является манипулирование сознанием. В частности посредством интернет-коммуникаций можно оказывать ИПВ на неопределенно широкий круг лиц [9]. Более широким по отношению к деструктивному информационно-психологическому воздействию является понятие негативного информационно-психологического воздействия. Под негативным информационно-психологическим воздействием (на примере Вооруженных Сил) понимается «сознательно инициируемое влияние (внушение), провоцирующее личность на социальную напряжённость, снижение степени организованности, искажение нравственных критериев и норм, влекущее снижение морально-психологического состояния личного состояния, что ведёт к ухудшению результатов служебно-боевой деятельности войск, органов и организаций» [9].


В работах В.П. Шейнова, С.А. Зелинского, В.К. Новикова выделяются такие виды негативного информационно-психологического воздействия как информационно-пропагандистское или идеологическое, психогенное, психоаналитическое (психокоррекционное), нейролингвистическое, парапсихологическое, экстрасенсорное.


Проведя обзор различных научных подходов, можно обозначить, что под информационно-психологическим воздействием понимается воздействие различных видов информации на психику человека. Результатом этого воздействия следует считать изменение состояния поведения, или мнения объекта воздействия относительно каких-то проблем; отношение и смысл, который он придает полученной информации, а в конечном счете изменение индивидуальной картины мира. Оба подхода представляются нам целесообразными, так как позволяют лучше понять природу такого сложного явления как информационно-психологическое воздействие.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Бухарин С.Н., Цыганов В.В., Бочкарева Ю.Г. Концепция планирования информационной операции // Информационные войны. 2013. № 1 (25). С. 32-40.
2. Губенко М.С. Телевизионная коммуникация как фактор виртуализации массового сознания: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М.: Военный университет, 2009. 24 с.
3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html
4. Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды – как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс. СПб.: СКИФИЯ, 2008. 407 с.
5. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 544 с.
6. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. Монография. М.: МИФИ, 2003. 236 с.
7. Понятие и виды информационно-психологического воздействия [Электронный ресурс]. URL: http://labipt.com/Понятие-и-виды-информационно-психологического-воздействия
8. Психология влияния [Электронный ресурс]. URL: http://psy-navigator.ru/2012-01-22-20-53-30.html
9. Рыдченко К.Д. Информация, оказывающая деструктивное воздействие на здоровье человека, как современная правовая категория // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке: материалы II Международной научно-практической конференции, г. Уфа, 28-29 апреля 2010 года: в 7 ч. Ч. 7. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2010. С. 190-194.
10. Цыганов В.В. Информационное воздействие и динамика структуры личности // Информационные войны. 2009. № 3 (11). С. 11-23.
11. Цыганов В.В., Бухарин С.Н., Бочкарева Ю.Г. Технологии психонейрофизиологического воздействия в информационных войнах // Информационные войны. 2013. № 2 (26). С. 10-16.
12. Чиркова Е.И. Внимание, невербалика! Невербальные средства коммуникации при обучении иностранному языку. СПб.: КАРО, 2009. 272 с.

 

REFERENCES:

 

1. Bukharin S.N., Tsyganov V.V., Bochkareva Y.G. The concept of planning information operations // Information wars. 2013. No 1 (25). P. 32-40.
2. Gubenko M.S. TV communication as a factor of mass consciousness virtualization: avtoref. diss… PhD. M.: Military University, 2009.
3. The Doctrine of Information Security of the Russian Federation, Approved by Decree of the President of the Russian Federation of December 5, 2016 No 646. [Electronic resource]. URL: https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html
4. Zelinsky S.A. Information and psychological impact on the mass consciousness. The media of communication, information and propaganda - as a conductor of manipulative methods of influencing the subconscious and modeling the actions of the individual and the masses. SPb.: Skifiya, 2008. 407 p.
5. Kabachenko T.S. Methods of psychological impact: Textbook. M.: Pedagogical Society of Russia, 2000. 544 p.
6. Manoylo A.V. State information policy in special conditions. Monography. M.: MEPhI, 2003. 236 p.
7. The concept and types of information and psychological impact [Electronic resource]. URL: http://labipt.com/Concepts- types- information-psychological impact. (Access date: 03/10/2016).
8. Psychology of influence [Electronic resource]. URL: http://psy-navigator.ru/2012-01-22-20-53-30.html.
9. Rydchenko K.D. Information that has a destructive impact on human health as a modern legal category // Actual problems of law and the state in the 21st century: materials of the 2nd International Scientific Practical Conference, Ufa, April 28-29, 2010: In 7 p. P. 7. Ufa: ULI of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2010. P. 190-194.
10. Tsyganov V.V. Informational Impact and Dynamics of Personality Structure // Information Wars. 2009. No 3 (11). P. 11-23.
11. Tsyganov V.V., Bukharin S.N., Bochkareva Y.G. Technologies of psychoneurophysiological influence in information wars // Information wars. 2013. No 2 (26). P. 10-16.
12. Chirkova E.I. Attention, nonverbalic! Non-verbal means of communication in teaching a foreign language. SPb.: KARO, 2009. 272 p.

 

 

Макаренков Александр Александрович
адъюнкт кафедры психологии
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Makarenkov Alexandr Alexandrovich
Adjunct at the Department of Psychology
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ