ПРИСУТСТВИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ США ЗА ПРЕДЕЛАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ КАК ПОПЫТКА ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА БЕЗОПАСНОСТЬ И СУВЕРЕНИТЕТ ПРИНИМАЮЩИХ ГОСУДАРСТВ


THE PRESENCE OF THE U.S. ARMED FORCES OUTSIDE THE NATIONAL TERRITORY AS AN INFRINGEMENT ON THE SECURITY AND SOVEREIGNTY OF RECEIVING STATES


УДК 341.3

 

БОГДАНОВ Сергей Леонидович

 

 

BOGDANOV Sergey Leonidovich

 

Аннотация. Повышенный интерес к вопросам суверенитета и соблюдения закона возникает у государств в случаях размещении на их территории иностранных войск. Однако анализ сложившейся в мире ситуации показал, что для государств, на территории которых присутствуют именно войска США, данный вопрос становится наиболее актуальным и даже острым. В статье проводится анализ различных негативных примеров действий военнослужащих и подразделений Вооружённых Сил США и оценки таких действий представителями власти данного государства. Для анализа взяты ситуации, возникшие при военном присутствии США за пределами национальной территории.   Abstract. States show heightened interest in issues of sovereignty and compliance with the law in cases of the foreign troops deployment on their territory. However, the analysis of the current situation in the world shows that those issues become the most urgent or even acute for states hosting US troops. The article presents analysis of various negative examples of US servicemen and units actions and how such actions are evaluated by the authorities of those states. Author analyses situations emerged from the US military presence outside its national territory.

Ключевые слова: военнослужащие, армия США, военная база, безопасность, суверенитет, ООН.

  Keywords: military personnel; U.S. Armed Forces; military base; security; sovereignty; UN.

 

 

 

На протяжении довольно длительного времени США размещали на территории Афганистана свои военные базы, проводя на территории данного суверенного государства свои военные операции под эгидой миссии ООН по содействию Афганистану.


Растущее беспокойство в Афганистане в связи с гибелью гражданского населения вынудили МООНСА (Миссия ООН по содействию Афганистану – С.Б.) и Силы США в Афганистане начать более пристально отслеживать смертельные случаи среди гражданского населения.


Это частично было обусловлено растущим осознанием командования контингента вооруженных сил США, размещенных на территории Афганистана, того, что подобные жертвы снижают уровень поддержки местным населением международных вооруженных сил.


В этой связи в 2012 году, Афганские национальные силы безопасности и международные вооруженные силы под общим командованием США предприняли меры, направленные на сокращение числа жертв среди гражданского населения. В результате МООНСА отметила значительное сокращение смертей и ранений среди гражданского населения, вызванных военными операциями вооруженных сил США и их партнеров на территории Афганистана, при проведении авиационных и наземных операций, по сравнению с предыдущим годом. И это несмотря на то, что среднее число ежемесячных атак, направленных против проправительственных сил, осталось на том же уровне, а активность международных сил снизилась лишь на 13% (по расчетам Института Брукингса в Афганистане в 2013 году). Тем не менее проправительственные силы под командованием США несут ответственность за 587 жертв среди гражданского населения (316 смертей и 271 ранение), что составляет 8% всех жертв среди гражданского населения в афганском конфликте в 2012 году [2].


Воздушные удары со стороны проправительственных сил продолжали оставаться причиной большого процента смертей среди гражданского населения. Эти факты оставляют открытым вопрос о прозрачности, подотчетности и законности действий со стороны США. Афганцы со своей стороны потребовали расследовать все факты гибели гражданского населения и полученных ими ранений, а также обязать произвести выплаты пострадавшим и семьям погибших компенсации со стороны международных вооруженных сил под командованием США.


В вооруженных конфликтах между проправительственными и оппозиционными силами гражданское лица особенно уязвимы, при том что их доступ к получению помощи и основным гуманитарным услугам крайне ограничен. Как сообщает пресс-релиз МООНСА, «сочетание страха и возмущения, связанное с широко распространенным запугиванием и большим числом смертей, которых можно избежать, процветающее насилие и беззаконие еще больше снижают уровень уважения к основным нормам демократии» [1]. Возможно, более опасными были не боевые, а инциденты, оскорбляющие афганских мусульман, в том числе такие, когда солдаты США сжигали Коран или мочились на него.


МООНСА настоятельно призывала все заинтересованные стороны (а в первую очередь – вооруженные силы США) проанализировать рост числа жертв среди гражданского населения и предпринять шаги по смягчению последствий конфликта для гражданских лиц. В ответ на это требование международные вооруженные силы выработали несколько мер. Они включали в себя упорядочение командных структур со всеми силами, находящимися теперь под командованием объединенных сил США.


Также вооруженные силы США больше не могли игнорировать требования о соблюдении законности при проведении боевых операций. Усиление ответственности в случаях массовых убийств и смертельных ранений среди гражданского населения во время боевых действий на территории Афганистана в сочетании с технологическими улучшениями в области высокоточного оружия побудили военных планировщиков США придерживаться стратегий, минимизирующих жертвы среди гражданского населения в областях проведения оперативно-боевых операций [3].


Но значило ли это, что такой сдвиг был обусловлен нормами справедливой войны, акцентом на повышение эффективности боя или требованиями населения принимающей страны? Полагаем, что для значительного снижения смертности среди гражданского населения принимаемые США меры должны иметь долгосрочную перспективу, которая, на наш взгляд, даже на сегодняшний день так и не прослеживается.


К примеру, во время Второй мировой войны США намеренно и целенаправленно нанесли сокрушительный удар по гражданскому населению в надежде быстро прекратить войну (использование США ядерного оружия в Хиросиме и Нагасаки, которое привело к гибели 900 000 гражданских лиц). Ковровые бомбардировки США во время Корейской войны также привели к гибели сотен тысяч мирных жителей.


Во Вьетнаме США больше не акцентировали внимания на поражение гражданских объектов в рамках своей стратегии, но тем не менее лидеры США с 1965 по 1968 годы разрешали ковровую бомбардировку Северного Вьетнама, приводящую к десяткам тысяч смертей.


Однако уже к моменту войны в Персидском заливе США больше намеренно не атаковали гражданских лиц. С улучшением технологий американские специалисты по планированию воздушных операций сосредоточились на стратегиях точечного уничтожения целей, ориентированных на руководство Ирака. В этом более долгосрочном контексте в последних войнах в Ираке и Афганистане США предприняли попытки для сокращения числа погибших из числа гражданского населения.


Переход к более широкой защите гражданского населения также отражен в последнем издании Наставления по руководству армии по борьбе с повстанцами, в котором особое внимание уделяется защите местного населения [4].


В странах, в которых уже длительное время размещены военные силы США, также начали возникать требования о соблюдении законности при пребывании на базах размещения в мирное время.


Япония и Южная Корея – это, в частности, две страны, которые испытали волны так называемых «антибазных» протестов, вызванных частыми авариями, преступлениями или земельными спорами, вытекающими из военного присутствия США. Конечно, даже в годы начала холодной войны протесты против военного присутствия США были в таких местах, как Япония, Германия или Филиппины. Однако частота и интенсивность протестов в эпоху «холодной войны» в целом были меньше по сравнению с современным этапом.

 


По меньшей мере три фактора объясняют рост требований со стороны принимающих стран к соблюдению законности.


Во-первых, конец холодной войны означал, что американские и принимающие правительственные элиты, поддерживающие военное присутствие США, больше не могли использовать советскую угрозу для подавления протестов против размещения баз на суверенной территории принимающих стран.


Во-вторых, начало демократизации в таких государствах, как Южная Корея и Филиппины и рост активного гражданского общества открыли каналы для мобилизации граждан на борьбу за свои права.


В-третьих, широкое распространение информации через СМИ и Интернет позволило гражданам, пострадавшим от вооруженных сил США, обратиться к широкой общественности.


Некоторые государства, принимающие на своей территории контингенты вооруженных сил США, предоставляли США исключительную уголовную юрисдикцию по отношению к военнослужащим и персоналу американских военных баз за совершаемые ими преступления на территории таких государств.


Число примеров, когда население принимающих государств также выражало недовольство по поводу присутствия сил США, можно дополнить в полной мере Италией, Эквадором, Южной Кореей и некоторыми другими государствами.


Но очень часто такие «нарушения» со стороны США покрываются принимающими государствами взамен получаемой ими безопасности или экономической выгоды.


Кроме того, было бы ошибкой предположить, что сегодня принимающие страны больше озабочены проблемой соблюдения их суверенитета, чем в более ранние периоды истории.


Сложившаяся ситуация, при условии снижения уровня требовательности к США со стороны международных организаций, в том числе со стороны ООН, а также безнаказанность преступников – все это может способствовать увеличению уровня бесконтрольности действий со стороны западных «партнёров», повышению степени их уверенности в своей «исключительности».


Таким образом, указанные факты свидетельствуют о том, что мировому сообществу и международным организациям необходимо проявить активность в целях решения указанной проблемы для достижения соблюдения прав граждан и суверенитета государств, на территории которых дислоцируются военные базы США. Только при активном участии ООН и других международных организаций, с повышением ответственности за различные нарушения, можно будет достичь положительного сдвига в данном направлении.


ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES):

 

1. Protection of Civilians in Armed Conflict. Kabul, Afghanistan: United Nations Assistance Mission to Afghanistan. 2008.
2. United Nations Mission in Afghanistan (UNAMA). “Afghanistan: Annual Report on Protection of Civilians in Armed Conflict”. Kabul, Afghanistan: United Nations Assistance Mission to Afghanistan. 2010.
3. United Nations Mission in Afghanistan (UNAMA). “Afghanistan: Annual Report on Protection of Civilians in Armed Conflict”. Kabul, Afghanistan: United Nations Assistance Mission to Afghanistan. 2013.
4. United States Department of Army. “Counterinsurgency”. FM 3-24. 2006.
5. Wafa Abdul Waheed. “Afghans Protest After Coalition Raid Kills 6 People”. New York Times. April 30, 2007.
6. Walsh Nick. “U.S., Afghanistan sign key 'night raids' deal”. CNN.com. April 8, 2012. URL: http://www.cnn.com/2012/04/08/world/asia/afghanistan-night-raids.

 

 

Богданов Сергей Леонидович
адъюнкт кафедры конституционного (государственного) и международного права
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Bogdanov Sergey Leonidovich
Adjunct at the Department of Constitutional (State) and International Law
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ