ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ


PROFESSIONAL TRAINING OF THE MILITARY POLICE SERVICEMEN OF THE RUSSIAN ARMED FORCES: SOCIOLOGICAL RESEARCH


УДК 316.354:355.1

 

МИНТЯГОВ Станислав Андреевич

 

 

MINTYAGOV Stanislav Andreyevich

 

Аннотация. В статье рассматриваются правовые аспекты профессиональной подготовки военнослужащих военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации. В целях определения отношения различных категорий военнослужащих к военнослужащим военной полиции, а также определения профессионально значимых качеств военнослужащих военной полиции автором проведено социологическое исследование. По результатам проведенного опроса сформулированы профессиональные качества, которыми должен обладать военный полицейский для эффективного выполнения своих профессиональных обязанностей.   Abstract. The article deals with the legal aspects of professional training of military police of the Armed Forces of the Russian Federation. In order to determine the relationship of various categories of military personnel to members of the military police, as well as the determination of professionally significant qualities of the soldiers of the military police, the author conducted a sociological study. According to the results of the survey professional qualities that military police officers should have for effective performing of their professional duties is formulated.

Ключевые слова: военная полиция, профессиональная подготовка, социологическое исследование.

  Keywords: military police, professional training, sociological research.

 

 

 

Совершенствование профессиональной подготовки военнослужащих военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации остается весьма важной задачей на этапе организационно-правового совершенствования её деятельности в целом.


Развитие профессионального образования на уровне государственной организации призвано, как провозглашено Всеобщей декларацией прав человека (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.), «путем просвещения и образования, ... национальных и международных прогрессивных мероприятий ... содействовать ... полному развитию человеческой личности и ...уважения к правам человека и основным свободам...» [3].


При осуществлении профессиональной деятельности в экстремальных условиях, когда психофизиологические факторы воздействия предъявляют особые требования к адаптивным ресурсам личности, субъект выполняет стоящие перед ним задачи на грани собственных возможностей. Служебные задачи, требующие максимальной физической выносливости и надежности психологических систем, решаются в условиях воздействия негативных стресс-факторов различного генеза, что приводит к нарушениям работоспособности, неадекватным эмоциональным реакциям, физиологическим изменениям [1, С. 7-12].


При исследовании вопроса профессиональной подготовки кадров для военной полиции актуальны слова Ю.М. Забродина: «Утратf ценности профессионального мастерства может привести к снижению общего уровня профессионализма и увеличению доли молодых людей, не стремящихся получить профессиональное образование» [2, С. 45].


Важным шагом на пути совершенствования подготовки военных полицейских является открытие учебного центра военной полиции в городе Владикавказе (РСО-Алания). Данный учебный центр впоследствии заменит работу окружных центров по подготовке военнослужащих военной полиции.


В указанном центре военнослужащие проходят различные виды подготовки (тактико-специальная, огневая, физическая, правовая), а также вождение и другие предметы (всего 184 учебных часа). Особенностью данной программы является то, что ее проходят все без исключения вновь прибывшие и поступившие на службу в военную полицию военнослужащие.


Подготовку инспекторов военной полиции следует считать особо важной, поскольку выполнение данных правоохранительных функций ранее не применялось, и, соответственно, целесообразно органам военной полиции иметь для этого свой учебный центр.


Кроме этого военнослужащие военной полиции выполняют функции по поддержанию мира, порядка и безопасности за пределами Российской Федерации, что, в свою очередь, предполагает прохождение специальной подготовки, которая также осуществляется на базе учебного центра во Владикавказе.


Не менее важная задача – научно обосновать и внедрить эффективную систему подготовки, повышения квалификации и переподготовки преподавателей для учебных центров, занимающихся подготовкой военных полицейских. Учебные центры по своему организационно-методическому уровню должны обеспечивать должное качество преподавания. А преподаватели учебных центров обладать определенной компетентностью, юридической грамотностью, психолого-педагогическими навыками.


На сегодняшний день объем профессиональной подготовки военнослужащих и специалистов военной полиции Вооруженных Сил, с учетом многогранности и сложности выполняемых ими задач, представляется недостаточным.


Кроме этого, в сознании военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации стало утверждаться негативное восприятие образа военного полицейского, а также аналогичное отношение ко всей деятельности военной полиции в целом.


Для того, чтобы выяснить отношение к военным полицейским и органам военной полиции в целом, автором было проведено социологическое исследование.


Гипотеза исследования заключалась в том, что в настоящее время наблюдается негативное отношение военнослужащих к военнослужащим военной полиции и деятельности органов военной полиции в целом. Данный факт никак не способствует дальнейшему повышению эффективности деятельности военной полиции и соответственно укреплению законности и поддержанию правопорядка в Вооруженных Силах.


Основной целью было выявить отношение различных категорий военнослужащих к деятельности органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и на этой основе сформулировать предложения по повышению эффективности деятельности военной полиции.


Опрос проводился посредством анкетирования. В опросе приняли участие военнослужащие по призыву, курсанты, военнослужащие по контракту, прапорщики, офицеры. В анкетировании приняли участие более 1000 военнослужащих. Проведенный социологический опрос показал, что 37% опрошенных военнослужащих не одобряют отдельные направления деятельности военной полиции.


Так, в частности на вопрос «Если Вы не одобряете деятельность военной полиции, то какие именно направления ее деятельности вызывают неодобрение?» опрошенные дали следующие ответы (Таб. 1).

 

Таблица 1.

Направление деятельности

Кол-во чел.

Проценты

Деятельностью военных патрулей

353

(35%)

Деятельностью по противодействию наркотикам

30

(3%)

Деятельностью военной автомобильной инспекции

46

(5%)

Деятельностью по конвоированию

22

(2%)

Деятельность по проверкам воинских частей

56

(6%)

В целом вся деятельность военной полиции

102

(10%)

Я одобряю деятельность военной полиции

374

(37%)

Свой вариант

24

(2%)


35% опрошенных не одобрят деятельность военных патрулей. На вопрос «Что на Ваш взгляд могло бы повысить эффективность деятельности военной полиции?» опрошенные отвечали, что необходим контроль за деятельностью военных патрулей. Кроме этого, опрошенные категории военнослужащих обращали внимание на некомпетентность военных патрулей, отсутствия у них вежливости, воспитания, нравственности и тактичности в поведении.


Анализ результатов социологических опросов с одной стороны может иметь субъективный характер, основанный на личном отношении каждого военнослужащего к деятельности военных патрулей, с другой стороны показывает, что деятельность военной полиции при организации патрульной службы нуждается в совершенствовании. В первую очередь это касается организации подготовки военных патрулей, в том числе их правовой, психологической и этической подготовки.


Компетентного специалиста отличает способность проявлять психологическую устойчивость и принимать грамотные решения в условиях неочевидности, своевременно использовать приемы психологической саморегуляции эмоционального состояния, применять из имеющегося арсенала именно те приемы общения, которые будут благоприятствовать установлению психологического контакта с гражданами и сослуживцами, предупреждать и положительно разрешать конфликты, возникающие в процессе решения его служебных задач.


Сформировать определенные навыки поведения военнослужащих и специалистов военной полиции, усвоить специфику их ролевого поведения, выработать уверенный стиль общения в различных ситуациях профессиональной деятельности может помочь специальная психологическая подготовка, с использованием личностно-ориентированных тренингов.


Важно, чтобы военный полицейский в самом начале профессионального становления, еще только приступая к самостоятельному исполнению служебных задач, был максимально подкован психологическими знаниями и умениями практически применять полученные знания. Это позволит ему своевременно предупредить эскалацию психической напряженности и дальнейшее развитие психосоматических последствий профессионального стресса.


Личностно-ориентированные тренинги создают необходимые условия для запуска механизма саморазвития личности и раскрытия психологического потенциала. Профессиональное самосознание формируется на начальных этапах профессионального самоопределения и в дальнейшем влияет на возможности его личностной и профессиональной самореализации [4, С. 20-23].


Данные методы морально-психологической подготовки успешно применяются в системе подготовки кадров для органов внутренних дел, что также можно было использовать при подготовке военных полицейских, поскольку деятельность последних во многом схожа с деятельность полиции, например в таких сферах, как организация обеспечения общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.


В соответствии с Уставом военной полиции, а также проектом Боевого устава военной полиции военная полиция участвует в охране общественного порядка при введенном военном и чрезвычайном положениях. Современные задачи охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью закономерно обусловливают потребность в последовательном обновлении профессиональных знаний, навыков и умений военнослужащих военной полиции, поскольку лишь на данной основе возможно успешное предупреждение и противодействие преступности и другим правонарушениям.


Профессиональная подготовка военных полицейских также предусматривает разработку различного рода учебной, учебно-практической, учебно-методической и научной литературы, содержащей основополагающие нормативные правовые акты, определяющие правовое положение, права и обязанности военной полиции, основные типовые тактические действия военнослужащих военной полиции в различных ситуациях.


В целях совершенствования отдельных направлений подготовки кадров и деятельности военной полиции в целом, а также с учетом специфики и характера функций военной полиции представляется необходимым введение новой военно-учетной специальности «Военно-полицейская работа».


При разработке учебных программ по данной специальности необходимо включить такие вопросы как:

- структура и организация деятельности органов, воинских частей и подразделений военной полиции;

- служебные документы военнослужащего военной полиции;

- административная и правовая работа;

- процессуальная деятельность;

- основы розыскной деятельности;

- организация охранной деятельности;

- основы организации общественной безопасности и личности;

- психологические и этические особенности военно-полицейской работы.


Проведенное социологическое исследования показало, что 28% военнослужащих считают, что военная полиция в армии не нужна, 37% не одобряют отдельные направления ее деятельности, 13% не одобряют деятельность в целом. Вместе с тем 61% опрошенных считают, что военная полиция в армии нужна, а 42% одобрят деятельность военной полиции. На вопрос «Нужна ли, по Вашему мнению, военная полиция в Вооруженных Силах?» опрошенные дали следующие ответы (Таб. 2).


Таблица 2.

Направление деятельности

Кол-во чел.

Проценты

Да. Военная полиция нужна

612

(61%)

Нет. Военная полиция в армии не нужна

288

(28%)

Никогда не слышал про военную полицию

30

(3%)

Затрудняюсь ответить

60

(6%)

Другое

17

(2%)


На вопрос «Одобряете ли Вы деятельность военной полиции?» опрошенные дали следующие ответы (Таб. 3).


Таблица 3.

Направление деятельности

Кол-во чел.

Проценты

Одобряю

423

(42%)

Не одобряю некоторые направления ее деятельности

376

(37%)

Не одобряю в целом

127

(13%)

Затрудняюсь ответить

81

(8%)


Полученные данные позволяют сделать вывод, что в настоящее время достаточно большое количество военнослужащих Вооруженных Сил считают, что военная полиция в армии не нужна, а также негативно оценивают отдельные направления ее деятельности. Кроме этого, на вопрос «Считаете ли Вы деятельность военной полиции эффективной?» опрошенные дали следующие варианты ответов (см. Таб. 4).


Таблица 4.

Направление деятельности

Кол-во чел.

Проценты

Да

467

(46%)

Нет

296

(29%)

Эффективность военной полиции нуждается в повышении

219

(22%)

Свой вариант

25

(3%)


В заключении хотелось бы отметить, что проведенный опрос военнослужащих всех категорий показал, что отдельные направления деятельности военной полиции нуждаются в совершенствовании (в частности – патрульная служба).


В целях совершенствования деятельности военных патрулей и деятельности военной полиции в целом представляется правильным включить новые виды профессиональной подготовки военнослужащих и специалистов военной полиции (такие как психологическая и этическая) в общую систему подготовки.


В общем числе нормотворческих задач по совершенствованию кадровой политики следует выделить необходимость разработки такого административно-правового акта, как «Положение о профессиональной подготовке в военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации», где могли бы найти отражение вопросы организации и проведения всех видов профессиональной подготовки для всех категорий военнослужащих и специалистов военной полиции.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Гончарова Н.А., Костылева И.В. Аксиологические основания надежности личности сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2015. – № 2 (61). – С. 7–12.
2. Забродин Ю.М., Бубнов М.В. Кадровый потенциал - ключевой вопрос развития российского рынка // Вестник МЦ при ГУК МВД России. 1996, № 3. С. 45.
3. Права человека. Основные международные документы. М., 1989.
4. Семенова Е.А. Тренинг как средство развития профессиональной «Я-концепции» // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2009. – № 1 (36). – С. 20–23.

 

REFERENCES:

 

1. Goncharova N.A., Kostyleva I.V. Axiological grounds of the reliability of the police officers’ personality // Psycho-pedagogics in law enforcement. - 2015. - № 2 (61). - P. 7-12.
2. Zabrodin Yu.M., Bubnov M.V. Staff potential - the key question of the Russian market development // Journal of MTS in GUK Ministry of Internal Affairs of Russia. 1996, No. 3. P. 45.
3. Human rights. Main international documents. M., 1989.
4. Semenova E.A. Training as a means of development of professional "I-concept" // Psycho-pedagogics in law enforcement. - 2009. - № 1 (36). - P. 20-23.

 

 

Минтягов Станислав Андреевич
адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права

Военного университета Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Mintyagov Stanislav Andreyevich
Adjunct at the Department of Military Administration, Administrative and Financial Law
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ