СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРИМЕРА В ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


COMPARATIVE ANALYSIS OF MAJOR SCIENTIFIC APPROACHES TO METHOD IMPLEMENTATION EXAMPLE IN THE EDUCATION OF MILITARY PERSONNEL OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION


УДК 37.035.7

 

Николаенко Виктор Александрович

 

 

Nikolaenko Viktor Aleksandrovich

 

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы использования метода примера в воспитании военнослужащих частей и подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации. Раскрывается сущность и содержание примера как одного из важнейших методов воспитания в военной среде. Метод примера рассматривается как метод практической деятельности в целостном военно-педагогическом процессе Росгвардии, в основе которого лежит подражание.   Abstract. he article discusses the theoretical basis of the method of example in the education of military units of the National Guard of the Russian Federation. The essence and concept of an example as one of the most important methods of education in the military environment is revealed. Method of example is examined as a method of practical activity in the integral military-pedagogical process of Rosgvardia, based on imitation.

Ключевые слова: личный пример, метод, воспитание, воздействие, подражание, формирование, военнослужащий.

  Keywords: personal example, method, education, influence, imitation, formation, soldier.

 

 

 

Под примером как методом воспитания мы понимаем привлечение офицерами, как в ходе занятий по морально-психологической подготовке, так и при проведении воспитательной работы, образов лучших военнослужащих, передовых людей нашего государства и ярких фактов из их деятельности в целях воздействия на их сознание и поведение, необходимое нам для успешного выполнения поставленных служебно-боевых задач в любых условиях складывающейся обстановки.


В этой трактовке мы рассматриваем пример, с одной стороны, как средство нравственного воспитания, с другой – ограничиваем его только использованием в учебно-воспитательном процессе примеров для подражания, недооценивая их роль в воспитании военнослужащих при выполнении задач повседневной жизнедеятельности.


С другой точки зрения, можно сказать, что пример является одним из методов воспитания военнослужащих и что суть этого метода состоит в моральных поступках офицеров и других лиц, которым военнослужащий сознательно или несознательно подражает в своем последующем поведении.


Таким образом, рассматривая пример, как метод воспитания, с этой стороны, мы видим, что воздействие на подчиненных идет только через личный пример офицера и окружающих их лиц, без привлечения передовых образцов поведения людей и ярких фактов их жизни и деятельности. И здесь мы видим, что из вида полностью упускается возможность использования в учебно-педагогическом процессе подвигов героев Отечества, примеров поведения и действий передовых военнослужащих и др.


Если подходить к определению сущности примера как метода воспитания и его воспитательного воздействия более широко, то можно сказать, что под примером, как средством воспитания, следует понимать непосредственное воздействие поступков и действий людей на сознание и поведение воспитуемых. При этом мы подразумеваем не только непосредственное воздействие офицеров и окружающих людей на поведение и сознание воинов, но и воспитательное воздействие на них примерами из жизни и деятельности великих людей прошлого и настоящего, литературных и киногероев.


Из приведенных выше определений мы видим, что под примером, как методом воспитания военнослужащих можно понимать воздействие офицера (воспитателя) на сознание, чувства и волю подчиненных (воспитуемых) с помощью личного примера, примера других лиц, окружающих военнослужащих в повседневной деятельности, а также воздействие на воинов примерами исторических личностей, героев Российской Федерации, литературных, киногероев и т.д.


Эта точка зрения представляется нам наиболее правильной и полной. Но и она не лишена недостатков, в связи с тем, что воспитание на примере является преднамеренным воздействием офицера на своих подчиненных, а в случае, если командир не является образцом поведения, поступков, действий, то это может вызвать обратный эффект и не поможет нам достигнуть главной цели – воспитать военнослужащего.


Чтобы нам найти наиболее правильный путь, представляется возможным разделить все воспитательные примеры на примеры непосредственного воздействия и примеры опосредованного воздействия.


К примерам, непосредственно воздействующим на поведение военнослужащих, можно отнести личный пример офицера и окружающих воспитуемого людей, с которыми он вступает в непосредственное взаимодействие, контакт и наблюдает их жизнь, дела и поступки.


К опосредованно воздействующим примерам, по нашему мнению, относятся все примеры, которые воспринимаются воинами через аудио- или видеозаписи, наглядную агитацию, устное или печатное слово, кино, литературу и т.д.


За основу деления примеров, как это видно из вышеизложенного материала, мы взяли характер воздействия на сознание и поведение военнослужащих. По нашему мнению, каждый из этих типов воздействия может выступать как самостоятельное средство воспитания. Взятые в своем единстве, они и будут составлять то, что мы понимаем под примером как методом воспитания.


Таким образом, пример как метод воспитания – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание и поведение военнослужащих путем личного образцового поведения и личных качеств офицера (воспитателя), а также привлечения им с той же целью героических поступков, примеров и ярких фактов из жизни великих, исторических, выдающихся личностей, литературных образов и других примеров, достойных подражания.


Метод примера в целом основывается на склонности людей к подражанию. Поэтому данный метод воспитания военнослужащих иногда называют методом подражания. Известный советский педагог А.С. Макаренко, подчеркивая огромное воспитательное значение примера, говорил: «…метод подражания в воспитании имеет большое значение» [2, С. 245].


Говоря о роли примера в воспитании, К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью. В том числе и в войсковой среде, если офицер является «авторитетом», в хорошем смысле этого слова, для своих подчиненных, то к нему тянутся, ему подражают!


«В склонности души к привычке к подражанию, – утверждает К.Д. Ушинский, – воспитание находит сильнейшее средство для воздействия на воспитанника: вся сила примера основывается на них» [4, С. 543].


Интересующий нас метод примера относится к группе методов формирования общественного сознания. В контексте этих методов сущность примера состоит в том, что военнослужащие, прибывшие на пополнение, в своём стремлении стать профессионалами в военном деле берут в качестве образца для подражания пример старших товарищей, сержантов, офицеров, непосредственных командиров (начальников).


Склонность к подражанию объясняется многими причинами: у большинства вновь призванных военнослужащих ещё весьма беден жизненный опыт, нет устойчивых привычек поведения в различных ситуациях, отсутствует боевой опыт. Их активность носит подражательный характер. Усваивая опыт старших товарищей, военнослужащие копируют образ поведения более опытных сослуживцев, своих командиров, выдающихся людей, героев Отечества.


Склонность военнослужащих к подражанию нередко создаёт опасность заимствования дурных примеров. Поэтому офицеры должны направлять подражательность военнослужащих исключительно на положительный пример. В то же время изолировать военнослужащих от дурного образца не всегда возможно, да и не всегда необходимо – это может привести к обособленному, «тепличному» воспитанию, которое может отрицательно сказаться на результатах воспитательного процесса в целом.


Практика показывает, что в воспитании нельзя ограничиваться тем, что военнослужащий подражает и копирует. Надо добиваться, чтобы каждый из них развивался индивидуально, в то же время не отделяясь от воинского коллектива. Это возможно лишь в том случае, когда пример стимулирует развитие личной дисциплинированности, сознательности, верности воинскому долгу. В качестве примера для военнослужащих могут выступать герои Отечества, военнослужащие, погибшие на полях сражений и занесенные в списки воинской части навечно, прямые и непосредственные командиры (начальники), добросовестно выполняющие свой воинский долг, сослуживцы старшего призыва, сержанты, прапорщики и офицеры, заслужившие уважение в коллективе.


Все вышесказанное не означает, что пример не может использоваться для других задач обучения и воспитания. Воспитательное значение примера трудно переоценить. Так примеры великих людей прошлого – полководцев, флотоводцев, писателей, художников, композиторов, примеры героических подвигов в войнах прошлого (Ледовое побоище, Куликовская битва, Отечественная война 1812 г., Первая и Вторая мировая война, контртеррористическая операция на территории Чеченской республики) и настоящего (контртеррористическая операция в Сирийской Арабской Республике) часто являются как объектом подражания, так и предметом национальной гордости.


В педагогическом процессе пример часто используется как средство внутренней наглядности. Яркий, живой, выразительный пример привлекается в лекциях, докладах, беседах как иллюстративный материал для того, чтобы сделать мысль и доводимую информацию более понятной, ясной, наглядной и запечатлеваемой. Пример облегчает понимание сложного теоретического материала.


Пример в качестве иллюстрации используется не только для того, чтобы раскрыть какое-либо теоретическое положение, сделать его доступным пониманию, но и для того, чтобы показать, как нужно или как не нужно поступать в том или ином случае, каким надо или не надо быть. И для этой цели офицерам можно использовать не только целостные образы выдающихся отечественных деятелей, новаторов, героев прошлого и настоящего, образы литературных и киногероев, но и отдельные яркие примеры и факты из их жизни и деятельности.
Но яркий пример может быть использован и для того, чтобы раскрыть черты передового военнослужащего, достойного быть образцом для подражания. В этом случае стремление сузить понятие до степени непосредственно воспринимаемых образов свидетельствует о недооценке значения опосредованного примера, играющего огромную роль в воспитании российских воинов.


Однако не нужно сводить понятие примера только к непосредственно воспринимаемым примерам. При этом, рассматривая огромное воспитательное значение примера, мы имеем ввиду не только непосредственно воспринимаемые примеры, но и примеры, воспринятые через слово, дело, книги, издания войсковой периодической печати и т.д. Здесь можно поставить вопрос о воспитании военнослужащих ВНГ РФ на примере в более широком смысле. И с этой позиции, рассматривая данный вопрос, мы считаем, что актуальным было бы требование к войсковой периодической печати, войсковым средствам массовой информации, агитаторам и пропагандистам более широко использовать для воспитания военнослужащих положительные примеры из жизни и деятельности войск и других родов и видов Вооруженных сил РФ [5, С. 228].


Мы считаем, что попытка некоторых педагогов ограничить понятие примера только непосредственно воспринимаемыми поступками является несколько необоснованной. Так как военнослужащие в своей повседневной деятельности подражают не только непосредственно воспринимаемым примерам, но и примерам, воспринимаемым опосредованно, через слово, дело, аудио-, видеотрансляции, кино, радио и т.д., то, следовательно, ими путем подражания примеру приобретаются новые качества личности.


Новое пополнение, как и гражданская молодежь, стремится ко всему возвышенному, яркому, сильному, героическому. Именно поэтому героические примеры, примеры, связанные со стремлением к лучшему, новому, оставляют неизгладимый след в сознании вновь призванного военнослужащего. Героическими и мужественными поступками людей военнослужащие гордятся, им подражают, на их примерах учатся стойкости, самоотверженности в служении на благо своего Отечества.


Если подходить к вопросу воспитания на примере именно с этой точки зрения, то тогда становится понятным, что в понятие примера необходимо включать не только непосредственно воспринимаемые примеры, но и примеры-образы, примеры из жизни выдающихся людей настоящего и прошлого, примеры передовых людей, героев воинской доблести, т.е. все те примеры, которым возможно подражание.


Пример воздействует на военнослужащих как стихийно, так и организованно. Подражание примеру является одной из закономерностей роста и развития личности. Без подражания немыслимо овладение опытом, накопленным предыдущими поколениями людей. Подражая примеру, т.е. действиям и поступкам выдающихся, передовых деятелей, мы тем самым овладеваем их взглядами и убеждениями, их отношением к жизни. Задача офицера заключается в том, чтобы ясно видеть эту закономерность и сознательно и целенаправленно ставить ее на службу формирования высоких морально-психологических качеств российского военнослужащего.


Так же в механизме подражания в системе воспитания военнослужащих можно выделить три этапа. На первом этапе в результате восприятия конкретного действия другого лица у военнослужащего появляется субъективный образ действия, желание поступить так же. Однако связь между примером для подражания и последующими действиями здесь может и не возникнуть, она образуется на втором этапе. На третьем этапе происходит синтез подражательных и самостоятельных действий, на который активно влияют жизненные и специально созданные воспитывающие ситуации и условия.


Предметом педагогики является не стихийный процесс влияния примера на воинов, а организованный, целенаправленный процесс, который сознательно используется командирами всех степеней в процессе боевой и морально-психологической подготовки военнослужащих.


Однако здесь офицерам необходимо понимать и учитывать, как сказывается на поведении подчиненных стихийное, неорганизованное влияние примера с тем, чтобы положительное влияние усилить, а отрицательное нейтрализовать.


Вся та обстановка, в которой протекает процесс обучения и воспитания военнослужащих ВНГ РФ, вся среда, что их окружает в повседневной жизнедеятельности, должны давать как можно больше положительного материала для подражания. От командира и его заместителя по работе с личным составом, от войсковых общественных организаций зависит создание обстановки и организация среды, которые являлись бы факторами огромного воспитательного воздействия.


При этом одной из важнейших обязанностей каждого воспитателя должно быть умение организовать прежде всего ту среду, в которой будет протекать плодотворный педагогический процесс.


В подразделении воспитанием должны заниматься не только командир роты, его заместитель по работе с личным составом и командиры взводов, но и старшина роты, и сержантский состав, и другие военнослужащие подразделения, так как если они добросовестно выполняют свои служебные обязанности, то сами являются образцом, примером для подражания и средством воспитания.


Каждый командир должен проявлять заботу о том, чтобы каждый член воинского коллектива так выполнял свои должностные обязанности, чтобы его действия и поступки имели глубоко воспитывающий характер.


Особое значение в воспитательном процессе имеет личный пример того, кто воспитывает. Без личного примера воспитателя процесс воспитания был бы не совсем корректным и не полным. Ничто так не воздействует на подчиненных, как личный пример командира, учителя и воспитателя.


Поэтому очень важно своим воспитательным воздействием добиться от военнослужащего не только понимания, но и принятия этих правильных норм поведения, сделать их основой жизнедеятельности каждого воина.


Немаловажное значение в вопросе понимания и осознания военнослужащими образцов поведения играет их правильное истолкование и доходчивое объяснение.


Правильно понять сущность и значение непосредственно и опосредованно воздействующих примеров можно только в том случае, если офицер владеет первой и второй сигнальными системами, или хотя бы имеет навыки в их применении. Это необходимо, прежде всего, в связи с тем, что язык играет огромную роль в жизни и деятельности людей, а именно: язык – это средство, с помощью которого люди общаются друг с другом, производят обмен мыслями, понимают друг друга.


Язык – это очень важное орудие взаимодействия, взаимопонимания, так как он непосредственно связан с мышлением. Таким образом, с помощью него закрепляется в словах и предложениях результат мышления и познавательной деятельности человека, в результате чего представляется возможным обмен мыслями, общение и понимание в обществе.


Исходя из этого, мы можем сказать, что мысли в голове человека могут возникать и существовать лишь на основе языковых терминов и фраз. Следовательно, мысли, возникающие у военнослужащего под воздействием непосредственно воспринимаемых поступков командиров и начальников, обязательно получают словесное оформление в голове у воина, и происходит их закрепление в памяти в форме языковых фраз и терминов, а также мыслеобразов.


Отсюда же вытекает и требование к офицеру (воспитателю): он должен понимать и заботиться о том, чтобы непосредственно воспринимаемые подчиненными поступки, образцы для подражания были ими правильно истолкованы и восприняты.


Также благодаря словам и языку человек может познавать окружающую действительность и опосредованно. При помощи звуковой речи, с помощью устных слов и написанных военнослужащие передают друг другу свой личный опыт и опыт других людей, нормы поведения на военной службе и в повседневной жизни, закрепленные в руководящих документах, обычаях, традициях, в боевом и служебном мастерстве.


Для офицеров слово предоставляет огромную возможность широкого использования опосредованных примеров. С их помощью можно оказывать на военнослужащих сильнейшее воспитательное воздействие. При этом командир имеет право использовать лучшие примеры и образцы из любой области жизни и деятельности людей.


С помощью героических поступков, ярких примеров из различных сфер жизни общества, командир может воспитывать у своих подчиненных высокие морально-психологические и боевые качества, необходимые нам для успешного выполнения поставленных служебно-боевых задач.


Слово предоставляет командиру возможность выйти за рамки своего личного служебного и боевого опыта и вывести за них своих подчиненных. С помощью слова он обогащает воинов опытом Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, первой и второй Чеченских компаний, контртеррористической операции на территории Сирийской Арабской Республики и др., воспитывает их на непревзойденных примерах героизма русского воинства, на высоких образцах воинской доблести из истории Российского государства.


Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах у человека дает возможность нам понять физиологические механизмы подражания, как опосредованно, так и непосредственно воспринимаемым примерам. Согласно его теории, эти непосредственно воспринимаемые действия и поступки людей являются первосигнальными раздражителями. Деятельность первой сигнальной системы человека обусловлена его социальной средой, в которой он развивается, и осуществляется в условиях взаимодействия со второй сигнальной системой, которая в свою очередь вводит новый принцип в деятельность высшей нервной системы человека и является его путеводителем в сложных жизненных ситуациях.


Деятельность второй сигнальной системы человека делает возможным отвлекаться от действительности, обобщать многочисленные сигналы первой сигнальной системы, производить анализ и синтез этих сигналов. Поэтому деятельность нервной системы соподчинена деятельности второй сигнальной системы, которая в свою очередь у нормального бодрого человека является основной, ведущей, доминирующей.


В восприятие человеком первосигнальных раздражителей, какими, в частности, являются поступки и дела окружающих человека людей, всегда включена деятельность второй сигнальной системы. В связи с этим восприятие носит характер глубокого процесса, который сопровождается мыслительной деятельностью, образованием новых понятий, проникновением в социальную сущность поступков и действий людей, которые, в свою очередь, получают словесное оформление, сигнализируются речью.


Таким образом, в связи с участием в процессе восприятия человека второй сигнальной системы – высшего регулятора поведения человека – непосредственно воспринимаемые действия и поступки окружающих людей приобретают значение примера, достойного или не достойного для подражания.


Благодаря появлению второй сигнальной системы человек получает возможность подражать не только непосредственно воспринимаемым примерам, т.е. воздействующим через первую сигнальную систему, но и примерам, воздействующим через вторую сигнальную систему, через слово, как произносимое, так и написанное.


И.П. Павлов доказал, что слово для человека является таким же серьезным раздражителем, как и другие условные раздражители, отражающие внешний мир.


Почему опосредованный пример, воспринимаемый через слово, может оказать такое же сильное воздействие на военнослужащего, как и непосредственно воздействующий пример?


На наш взгляд, это может объясняться тем, что деятельность второй сигнальной системы обусловлена деятельностью первой сигнальной системы. По этому поводу И.П. Павлов говорил, что вторая сигнальная система имеет свое значение и действует через первую и в связи с ней, так как вторая сигнальная система есть не что иное, как реализация первой системы через речь. При этом сигналы, полученные через слово, вступают в связь со старыми следами, полученными через первую сигнальную систему ранее, и таким образом слово получает подтверждение воспроизведенным конкретным первосигнальным образом, что усиливает связь слова с действительностью.


Благодаря тому, что к восприятию вторых сигналов добавляются старые следы и образы непосредственных впечатлений от внешней среды, процесс восприятия получается соответствующим реальной действительности. Между словами и явлениями, которые они обозначают, существует смысловая связь.


Таким образом, пользуясь этими свойствами слова, офицер может описывать конкретную складывающуюся обстановку, условия жизнедеятельности воинов и других выдающихся людей, показывать их дела и поступки, воздействовать ими на сознание, чувства и волю подчиненных [1].


Показанные командиром с помощью слова поступки и действия людей могут служить примером для подражания так же, как и непосредственно воспринимаемые дела и поступки.
Поэтому, хотя тип воздействия непосредственных и опосредованных примеров различен, сущность воздействия в итоге получается одна и та же.


Однако при этом необходимо учитывать и тот факт, что особенность опосредованных, т.е. выраженных через слова примеров заключается в том, что слова в той или иной мере отдаляют нас от действительности. В связи с этим необходимо постоянно помнить и думать о том, чтобы не исказить поступок описанием через слова и не отдалить воина от действительности.
По мнению И.П. Павлова, словесные сигналы для человека имеют значение лишь до тех пор, пока они правильно соотносятся с первыми сигналами, а как только они перестают соответствовать последним, человек перестает пользоваться ими [3, С. 336]. По этому поводу не случайно говорят, что слова нужно подкреплять делами, и о человеке нужно судить не по словам, а по его делам и поступкам.


Исходя из этого, у офицеров войск национальной гвардии имеются неограниченные возможности для воспитания своих подчиненных на героическом поступке, положительном примере, развития у них склонности к сознательному и творческому подражанию всему новому и прогрессивному, что направлено на укрепление внешней и внутренней безопасности, обороноспособности нашей страны. И художественная литература, и кино, и примеры деятельности передовых людей нашей необъятной Родины, и примеры отличников боевой и морально-психологической подготовки – все должно быть использовано в процессе воспитания у военнослужащих всех категорий высоких морально-психологических и боевых качеств, чувства патриотизма, дисциплинированности, постоянной боевой готовности, высокой ответственности за порученное дело.


В войсках национальной гвардии, стоящих на страже внутренней и внешней безопасности России, имеются самые благоприятные условия для широкой пропаганды положительного примера и воспитания воинов на личном примере командиров.


Пример по праву всегда занимал и занимает достойное место в системе основных методов воспитания военнослужащих.


Таким образом, механизм подражания и основанный на нем пример могут и должны найти достойное применение в воспитании военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации.


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Алёхин, И.А. История военной педагогики: структурно-логические схемы уч. пос. / И.А. Алёхин, А.В. Деникин, С.В. Тенитилов, Е.И. Федак, Р.В.Мишин, А.М. Морхинин, С.Ю. Овсянников, И.В. Юдин // М.: ВУ, 2015. С.125-153.
2. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. - 1984. Т.4. - М., С. 245.
3. Павлов И.П. Полное собрание сочинений, изд.2, - 1951, Т.3, С. 336.
4. Ушинский К.Д. Сочинения. - 1950. Т.9. - М., С. 543.
5. Федак Е.И., Кармаев А.Ю. Дихотомия научных подходов к процессу реализации метода убеждения в воспитании военнослужащих внутренних войск МВД России // Мир образования – образование в мире. - 2016. №3 (63). С. 228.

 

REFERENCES:

 

1. Alekhin I.A. the History of military pedagogy: a structural and logic scheme of the village educational / I.A. Alekhin, A.V. Denikin, S.V. Tentelow, E.I. Fedak, R.V. Mishin, A.M. Marhinin, S.Y. Ovsyannikov, I.V. Yudin // M.: MU, 2015. – S. 125-153.
2. Makarenko A.S. Pedagogical works. - 1984. Т.4.- М., P. 245.
3. Pavlov I.P. Complete works. - 1951, ed.2. Т.3, P. 336.
4. Ushinskii K.D. Works. - 1950. Т.9. М., P. 543.
5. Fedak E.I., Karmaev A.Y. Dichotomy of scientific approaches to implementation process of the method of persuasion in the education of internal troops of the MIA of Russia // World of education – education in the world. - 2016. №3 (63). P. 227-230.

 

 

Николаенко Виктор Александрович
адъюнкт кафедры педагогики
Военного университета Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Nikolaenko Viktor Aleksandrovich
adjunct at the Department of Pedagogics
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ