НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СУВОРОВСКОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (ПО ОПЫТУ ВЫПОЛНЕНИЯ БОЕВЫХ ЗАДАЧ ЧАСТЯМИ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВНЕ ПУНКТОВ ПОСТОЯННОЙ ДИСЛОКАЦИИ)


SOME ASPECTS OF THE USE OF SUVOROV'S APPROACH TO THE ORGANIZATION OF MORAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT (THE EXPERIENCE OF THE COMBAT MISSION PARTS OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION OUT OF PLACES OF PERMANENT DEPLOYMENT)


УДК 141.2

 

МАНЕЕВ Игорь Валерьевич
кандидат философских наук

 

 

MANEEV Igor Valeriech
Candidate of Philosophical Sciences

 

Аннотация. Представлена авторская позиция применения суворовского наследия в системе морально-психологического обеспечения. Рассмотрены аспекты использования суворовской «науки побеждать» в системе формирования и поддержания морально-психологического состояния личного состава воинской части, подразделения (органа) войск национальной гвардии Российской Федерации.   Abstract. The author's position of Suvorov heritage application in the system of moral and psychological support is presented. Aspects of the use of the Suvorov "science of victory" in forming and maintaining the morale of personnel of the military unit, unit (body) of national guard troops of the Russian Federation are considered.

Ключевые слова: морально-психологическое обеспечение, морально-психологическое состояние, сознание, государственно-патриотическое мировоззрение, духовность, социальные технологии.

  Keywords: moral and psychological support, moral and psychological state, consciousness, state-patriotic worldview, spirituality, social technologies.

 

 

 

Войска национальной гвардии Российской Федерации (далее – войска) в соответствии со служебно-боевым применением должны быть постоянно готовы к выполнению служебно-боевых задачи вне пункта постоянной дислокации, в любом регионе страны. Морально-психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности личного состава, как один из видов системы всестороннего обеспечения в полевых условиях и в пунктах временной дислокации, позволяет успешно выполнять служебно-боевые задачи. Осмысляя приобретенный опыт организации системы морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности войск, мы обратились к войсковому опыту прошлого – в частности, к суворовским идеям осуществления данной социальной технологии управления. Управленческий авторский подход великого полководца к организации поддержания, а при необходимости и восстановления морально-психологического состояния войск в походах, вдали от своих мест дислокации, необходимо изучать и использовать в практической деятельности командиров и органов по работе с личным составом, в рамках системного подхода к руководству и организации морально-психологического обеспечения служебно-боевых задач вне пункта постоянной дислокации.


Перед потомками А.В. Суворов предстает патриотом, гражданином и русским офицером – примером служения Отечеству. Изложенный им подход организации системы подготовки и ведения боя в наставлении по строевому и тактическому обучению войск получил известное на весь мир название – «наука побеждать». Наступательный и активный характер деятельности должностных лиц, данный в этом труде, сегодня нашел отражение в организации современной системы морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности войск.


Принципы «науки побеждать» успешно используются органами военного управления войск в их служебно-боевой деятельности и способствуют выполнению ими своей военно-правоохранительной роли в государстве и обществе, а именно: обеспечение государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина [1].


Основополагающим принципом в управлении системой морально-психологического воздействия на психику и сознание подчинённых A.В. Суворов видел в личном примере должностных лиц. Он начинал с себя, старался быть для войск примером во всех делах и поступках и этого требовал от всех командиров и начальников. Подтверждением вышеизложенных мыслей Суворова служат слова Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации B.В. Путина в документальном фильме А. Кондрашова «Крым. Путь на Родину»: «... наше преимущество заключалось в том, что я занимался всем этим лично. Потому что когда это делают первые лица, то исполнителям легче работать. Они это чувствуют, понимают и знают» [2].


Полководец являлся примером высокой образованности, много работал над повышением своих знаний и боевых качеств, реализуя основной метод получения знаний – самообразование. Он вместе с солдатами и наравне с ними стойко переносил тяготы походно-боевой жизни, был прост в быту, не чурался солдатской пищи, и от офицеров и унтер-офицеров требовал «благородного поведения и полного знания службы» [3, С. 183]. A.B. Суворов назидал обер-офицерам, что они «...должны оную науку весьма знать и уметь показать, дабы, убегая праздности, подчиненных своих в надлежащее время и часы, чтоб ее не забывали, в ней свидетельствовать и без изнурения подробно изучать могли, так чтобы оное упражнение вообще всем забавой служило» [4].


Используемый А.В. Суворовым подход социальной технологии управления, чем является морально-психологическое обеспечение, к применению методов, форм и средств морально-психологического воздействия на подчиненных успешно и активно используется в войсках сегодня.


Суворовскую систему по поддержанию и восстановлению морального духа войск в период совершения перегруппировки целесообразно рассмотреть через виды морально-психологического обеспечения.


В основном виде морально-психологического обеспечения, работе по поддержанию воинской дисциплины и правопорядка, генералиссимус особое место отводил социально ориентированной системе поощрений и наказаний – дисциплинарной практике как важной форме управленческой деятельности в становлении и поддержании авторитета офицеров и нижних чинов как субъектов морально-психологического обеспечения. Суворов ценил русского солдата, подразумевая под этим термином не только рядовой и сержантский состав, но и офицерский корпус. Он сам был щедр на награды за их боевые подвиги, не скупился на выражение им сердечной благодарности за службу. Например, в упорном Кинбунргском сражении отличились все его участники, за что по нескольким рапортам A.B. Суворова были награждены не только герои: гренадер Степан Новиков, лейтенант Ломбард, храбрый генерал Рек, но и все остальные офицеры и нижние чины, всего 5242 человека [5, С. 365]. Также А.В. Суворов в крайних случаях прибегал к жестким мерам, в виде телесных наказаний провинившихся. Данный вид наказания он применял к мародерам, которых считал разбойниками, опозорившими его войско и русское имя, если кражи были в других странах [6, С. 130].


Другим активным и эффективным компонентом в системе морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности войск является информационно-воспитательная работа. Применяя формы, методы и средства данного вида морально-психологического обеспечения русского войска, направленные на решение ее первой задачи – формирование государственно-патриотического мировоззрения военнослужащих, генералиссимус стремился создать из своей армии не механически укомплектованный аппарат из бездумных солдат, а организм, в котором воля и осознание составляющих его единиц оставались способными осмысленно действовать и стремиться к победе. Он требовал сознательного участия в боевых действиях не только от начальников, но и от солдат. Так, в одном из своих приказов 1799 г. по вопросу обучения австрийской армии он писал: «Не довольно, чтобы одни главные начальники были извещены о плане действий. Необходимо и младшим начальникам постоянно иметь его в мыслях, чтобы вести войска согласно с ним. Мало того: даже батальонные, эскадронные, ротные командиры должны знать его; по той же причине – даже унтер-офицеры и рядовые. Каждый воин должен понимать свой маневр. Тайна есть только предлог больше вредный, нежели полезный. Болтун и без того будет наказан» [7, С. 20]. Русский полководец требовал, чтобы все должностные лица от унтер-офицеров до генералов как на войне, так и в мирное время обучали войска, опираясь на сильные стороны души русского солдата [8, С. 153], что реализовалось в форму информационно-воспитательной работы – проведение боевого и оперативного информирования перед выполнением каких-либо задач в настоящее время.


Особое место в поддержании и восстановлении морально-психологического состояния личного состава войск он отводил «ветеранам», которые оказались «творителями-участниками» всех его великих побед и имели авторитет и уважение в войсках, были носителями победного духа в солдатской среде. Это наглядно нашло отражение в фильме 1940 г. «Суворов» – в сцене упадка морального духа в конце Швейцарского похода, когда войска оказались в окружении многочисленных французских войск в Альпах [9].


Незаменимым средством в инструментарии морально-психологического воздействия А.В. Суворов считал доверительные разговоры с солдатами. Система индивидуальной воспитательной работы, по Суворову, благотворно влияла на становление мировоззрения офицеров и солдат и формировала такое теплое для сердца и души понятие – «чудо-богатыри» [10, С. 251]. Полководец учил начальников относиться к подчиненным с дружбой, основанной на «искренности отношений и правде в общении». Различие в служебном положении, по его убеждению, не являлось к этому помехой, чему он сам давал хорошие примеры. В то же время Суворов строго разграничивал дружбу и службу, которые, по его словам, составляют «параллель, что никогда не сойдется» [10, С. 287].


Смешение службы и дружбы, говорил полководец, ведет к фамильярности, а «фамильярное обращение порождает пренебрежение» [11, С. 320], подрывает сущность военной организации. Однако строгое соблюдение субординации и дисциплины, по его взглядам, не служило помехой «общему братству», которое он стремился насаждать в войсках [12, С. 87].


Не менее важным направлением в подготовке и ведении боевых действий А.В. Суворов придавал моральному фактору. Беседы, проводимые им с личным составом в целях повышения морально-психологического состояния и успешного выполнения необходимых задач, сегодня можно назвать социально-психологической работой. Первостепенное значение в формировании «чудо-богатырей» A.B. Суворов придавал духовной стороне человеческой природы и морально-психологическому настрою подчиненных, психической готовности к тяготам и лишениям военной службы и умелым действиям на поле боя.


Данный подход являлся следствием реализации принципа ведения боевых действий на основе «господства духа над материей» [13, С. 18]. Для достижения победы в бою и войне он осуществлял систему морально-психологического воздействия на личный состав, формируя и поддерживая воинский дух своих войск. «Бей врага, не щадя ни его, ни себя самого, побеждает тот, кто меньше себя жалеет» [14, С. 92].


Проводимую сегодня военно-социальную работу, если следовать концепции полководца, можно представить как заботу о солдатском здоровье и назвать ее «истинным искусством благонравия» [15, С. 74], как требование соблюдения «крайней чистоты», в результате чего «больного нигде быть не может, кроме редкой чрезвычайности» [16, С. 365]. Ссылаясь на собственный опыт, он отмечал, что, «будучи полковником, за пару лет не потерял ни одного человека», поскольку в его полку солдат «не били, а учили каждого как чиститца, обшиватца и мытца» [16, С. 365]. Сам командир полка «то делать не стыдился» и «был человек здоров и бодр» [17, С. 245]. От нижних чинов полководец требовал строго соблюдать правила личной гигиены: «Мыть лицо, руки и рот, ходить в баню и особливо купатца», а также соблюдать «крайнюю чистоту и опрятность в чистом белье, платье и обуви» [17, С. 247].


Таким образом, А.В. Суворов:


– развил воинскую систему подготовки и ведения боевых действий войсками Петра I (Воинский артикул) и наставления своего учителя генерала Румянцева, существенно обогатил мировую военную науку в форме военного учения – «науки побеждать», которая актуальна и применима и сегодня;


– используя активный и наступательный характер организации социальной технологии управления морально-психологическим состоянием военнослужащих и воинских коллективов, обеспечил русской армии одержание побед в сражениях и войнах – принципы, применяемые Суворовым, в организации системы морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности войск наглядно показали свою эффективность и действенность.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Федеральный Закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». Ст. 1. URL: http: //www.consultant.ru /cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=200506 (дата обращения: 02.09.2016).
2. Крым. Путь на Родину. Документальный фильм. Режиссер С. Краус. М.: ГТРК «Россия». URL: https www.youtube.comwatchv=t42-71RpRgI(01h13m32s-01h14m08s) (дата обращения: 02.09.2016).
3. Суворов А.В. Предписание А.В. Суворова П. Краю об осаде Мантуи и пополнении его корпуса частью войск К. Отта от 21 июня 1799 г. // Документы: в 4 т. М.: Воениздат, 1953. Т. 4. С. 183.
4. Стрельников В.А. Стратегия духа. Основы воспитания войск по взглядам А.В. Суворова и М.И. Драгомирова. URL: http: // orientir.milportal.ru /orientir-2-2015-g (дата обращения: 03.09.2016).
5. Суворов А.В. Рапорт А.В. Суворова Г.А. Потемкину о раздаче денежных наград солдатам, участвовавшим в сражении при Кинбурне от 29 октября 1787 г. // Документы: в 4 т. 1951. Т. 2.
6. Суворов А.В. Письмо эрцгерцогу Карлу об установлении взаимодействия с корпусом К Гадика для удержания Симплонского прохода и позиций на Сен-Готарде от 26 мая 1799 г. // Документы: в 4 т. 1951. Т. 2.
7. Суворов А.В. Замечания о доведении плана действий до каждого начальника и рядового солдата. 1799 // Документы: в 4 т. 1953. Т. 4.
8. Адов А.А. АВ. Суворов – великий сын России М.: Триада-Х, 2000.
9. Суворов. Режиссёр М. Доллер. М.: Мосфильм, 1940. URL: http://www.ivi.ru/watch/53398 (дата обращения: О3.09.2016).
10. Шишов А.В. Суворов. Генералиссимус Великой Империи. Новое прочтение биографии. М.: Олма-пресс, 2005.
11. Суворов А.В. К Д.И. Хвостову от 12 января 1797 г. // Письма. М.: Наука, 1986.
12. Керсновский А.А. Философия войны. Белград: Царский вестник, 1939.
13. Суворов А.В. Наука побеждать. М.: Воениздат, 1980. С. 18.
14. Суворов А.В. Верность и ревность моя к высочайшей службе основана на моей чести // Стратегия духа: основы воспитания войск по взглядам А.В. Суворова и М.И. Драгомирова. М.: ВУ; Русский путь, 2000.
15. Суворов А.В. Приказ по Финляндскому корпусу о мерах по сохранению здоровья солдат 1792 г. // Документы: в 4т. 1952. Т. 3.
16. Суворов А.В. «Примечание для экзерцирования», посланное И.И. Веймарну от 3 марта 1771 г. // Документы: в 4т. 1949. Т. 1.
17. Суворов А.В. Приказ о подготовке в полках ротных фельдшеров и их помощников и о мерах сохранения здоровья солдат от 31октября 1793 г. // Документы: в 4т. 1952. Т. 3.

 

REFERENCES:

 

1. Federal Law No. 226-FZ of 3 July 2016 «on the troops of the national guard of the Russian Federation». St. 1. URL: http: //www.consultant.ru /cons/cgi / online.cgi?req=doc;base=LAW;n=200506 (accessed 02.09.2016).
2. Crimea. The way Home. Documentary. Directed By S. Kraus. M.: GTRK «Russia». URL: https www.youtube.comwatchv=t42-71RpRgI(01h13m32s-01h14m08s) (date of access: 02.09.2016).
3. Suvorov A.V. the Order of A. V. Suvorov, P. Edge of the siege of Mantua and the completion of his body of the troops K. Ott 21 Jun 1799 // Documents: V 4 T. M.: Voenizdat, 1953. Vol. 4. P. 183.
4. Strelnikov V.A. Strategy of the spirit. Bases of education of troops on the views of Suvorov and M. I. Dragomirov. URL: http: // orientir.milportal.ru /orientir-2-2015-g (date of application: 03.09.2016).
5. Suvorov A.V. Report of A. V. Suvorov, G. A. Potemkin on the distribution of cash awards to the soldiers involved in the battle at Kinburn October 29, 1787 // Documents: 4 T. 1951. Vol.2.
6. Suvorov a letter to the Archduke Charles on the establishment of interaction with the body To Gadik to hold Simplestore pass and positions on the Saint-Gothard from 26 may 1799 // Documents: 4 T. 1951. Vol.2.
7. Suvorov A.V. Remarks about the bringing of an action plan to each of the chief and the ordinary soldier. 1799 / / Documents: in 4 vol. 1953. Vol. 4.
8. Hells A.A. A.V. Suvorov-the great son of Russia M.: Triad-X, 2000.
9. Suvorov. Directed By M. Doller. M.: Mosfilm, 1940. URL: http://www.ivi.ru/watch/53398 (accessed: O3.09.2016).
10. Shishov V. Suvorov. Generalissimo Of The Great Empire. New reading of the biography. M.: OLMA-press, 2005.
11. Suvorov D.I. Khvostov From January 12, 1797. / / Letters. M.: Science, 1986.
12. Kersnovskaya A.A. Philosophy of war. Belgrade: Royal Herald, 1939.
13. Suvorov, The Science of winning. Moscow: Military Publishing, 1980. P. 18.
14. Suvorov A.V. Fidelity and my jealousy to the highest service based on my honor // the Strategy of the spirit: foundations of education troops on the views of A. V. Suvorov and M. I. Dragomirov. M.: WU; Russian way, 2000.
15. Suvorov A.V. the Order of the body of Finland measures to preserve the health of the soldiers 1792 // Documents in 4m. 1952. Vol.3.
16. Suvorov A.V. "note to assertively" sent by the I. I. Veimarn from 3 Mar 1771 // Documents in 4m. 1949. Vol.1.
17. Suvorov, the order of the training in the regiments company paramedics and their assistants and the measures of preserving the health of soldiers from 31октября 1793 // Documents in 4m. 1952. Vol.3.

 

 

Манеев Игорь Валерьевич
кандидат философских наук
старший преподаватель кафедры морально-психологического обеспечения
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б.Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Maneyev Igor Valerievich
Candidate of Philosophical Sciences
Senior lecturer at the Department of Moral and Psychological Support
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ