СУВОРОВСКИЙ ПОДХОД К УКРЕПЛЕНИЮ МОРАЛЬНОГО ДУХА РУССКОЙ АРМИИ И ВЕДЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОТИВОБОРСТВА


SUVOROV’S APPROACH TO STRENGTHENING RUSSIAN MILITARY TROOPS MORALE AND CONDUCTING PSYCHOLOGICAL OPERATIONS


УДК 101.1

 

ЩЕРБА Андрей Анатольевич
кандидат философских наук, доцент

 

 

SHCHERBA Andrey Anatolievich
Candidate of Philosophy, Associate Professor

 

Аннотация. В статье рассмотрены аспекты теоретического и практического наследия А.В. Суворова, касающиеся морально-психологического обеспечения войск; представлены его подходы к укреплению морального духа подчиненных, защите личного состава от негативного информационно-психологического воздействия, а также приемы и способы ведения информационно-психологического противоборства с противником.   Abstract. This article covers aspects of Suvorov’s theoretical and practical legacy on troop’s morale; Suvorov’s approaches to troops’ morale strengthening, defending troops from negative effect of enemy psy-op activities; methods of conducting psy-op activities against enemy.

Ключевые слова: наследие А.В. Суворова, военная мысль, моральный дух, информационное противоборство, информационно-психологическое воздействие, управленческая деятельность командиров.

  Keywords: Suvorov’s legacy, military thought, troop’s morale, information warfare, psychological operations, military management.

 

 

 

Когда говорят о воинской славе России, то в первую очередь называют имя русского военного гения – генералиссимуса Александра Васильевича Суворова, вошедшего в мировую историю как выдающегося полководца и военного мыслителя. Это был один из образованнейших людей своего времени, обладавший обширными познаниями не только в военных науках, но и в других областях. Суворов оставил огромное военно-теоретическое и практическое наследие, обогатил все области военного дела новыми выводами и положениями. Отбросив в сторону устаревшие подходы кордонной стратегии и линейной тактики, он на основе мирового опыта военной мысли разработал и применил в полководческой практике более совершенные формы и способы ведения вооружённой борьбы, которые намного опередили свою эпоху и обеспечили русскому военному искусству ведущее место. За свою военную карьеру он неоднократно возглавлял русские и союзнические войска в войнах того времени. Великий полководец провел более 90 сражений и ни одного из них не проиграл.


Героическое военное прошлое нашей страны продемонстрировало славу русского оружия и эффективность суворовского подхода в военном деле. Русские военачальники, ученики школы А.В. Суворова: М.И. Кутузов, П.И. Багратион, А.П. Ермолов, М.И. Платов, П.С. Котляревский, М.А. Милорадович, Д.С. Дохтуров, С.А. Хрулев, М.Д. Скобелев, Д.А. Милютин, М.И. Драгомилов, А.А. Брусилов и др., применявшие суворовские принципы в военном деле, также прославили своими победами суворовскую школу.


Русский военный историк XXI в. А.Ф. Петрушевский, исследуя суворовскую «Науку побеждать», утверждал, что «…предполагаемое на войне невозможным по теории на практике оказывается сплошь и рядом исполнимым, и именно от того, что считается за невозможное. Для этого надобно вселить в неприятеля веру в нашу непобедимость, а свои собственные войска воспитать так, чтобы их ничто не могло на войне озадачить, чтобы они имели твердую уверенность в своей силе и не допускали мысли, что могут быть побиты. В этом убеждении заключается действительная сила, боязливое отношение к неприятелю составляет действительную слабость» [4].


Проецируя мысль русского историка на сегодняшнее время, можно утверждать, что военнослужащий, помимо умения владеть вооружением и военной техникой, должен быть подготовлен в морально-психологическом отношении, то есть обладать высоким уровнем моральной, психологической и военно-профессиональной подготовки, быть устойчивым к воздействию негативных факторов [3, С. 1110.] служебно-боевой деятельности, действовать осмысленно, хладнокровно и результативно в любых условиях обстановки.


Рассматривая данную проблематику, хотелось бы уделить особое внимание такой форме воздействия на психику и сознание человека и общества, как информационно-психологическое воздействие.


Информационно-психологическое воздействие – воздействие информации на психику отдельного человека и группы людей, осуществляемое в целях изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, трансформации эмоциональных состояний, стимулирования определенных типов поведения [1, С. 63.].


Полководцы многих стран знали, что бороться с неприятелем можно не только вооруженными средствами, но и путем целенаправленного воздействия на психику и поведение населения, военнослужащих для ослабления морального духа и боевой мощи противника.


Данная форма [3, С. 1120] ведения современной войны является не чем иным, как фактором, негативно влияющим на морально-психологическую готовность военнослужащего к выполнению служебно-боевых задач.


Исторический опыт осуществления информационно-психологического противоборства в вооруженном противостоянии в целях подрыва морального духа армии противника относится к глубокой древности, когда предпринимались первые попытки оказывать психологическое влияние на его население и армию: дезинформации, запугивания, деморализации и др. Считается, что целенаправленное информационное воздействие в целях изменения поведения другого человека применяется с тех пор, когда возникли первые контакты между людьми.


На ранних этапах истории своеобразное искусство воздействия на моральный дух, мысли и поступки людей совершенствовалось и хранилось как тайное оружие жрецами, шаманами, политическими и военными деятелями Вавилона, Египта, Китая, Древней Греции и Рима. В трудах Геродота и Плутарха [2, С. 368] описываются приемы, используемые в целях введения противника в заблуждение, порождения предательства и паники в его рядах, подрыва воли к сопротивлению. Среди них: распространение слухов о преобладающем числе (или, напротив, о незначительности) своих войск, о наличии нового, мощного оружия, о своей непобедимости, о якобы задуманном маневре, об измене (пленении) и бегстве командования, о хорошем обращении с пленными и др.


В рамках «Науки побеждать» в развитие «инструментария» информационного противоборства с военным противником внес свой вклад А.В. Суворов. Читая и анализируя военные труды выдающихся полководцев прошлого и настоящего, Суворов брал положительное на вооружение и успешно использовал на полях сражений.


Так, в ходе Итальянского похода, А.В. Суворов эффективно осуществил метод внесения в ряды противника панических настроений, используя свою славу непобедимого полководца на полях сражений того времени, психологически подавлял уверенность в победе не только у командования, но и у солдат противника, чем принуждал последних к бегству с поля боя или сдаче в плен. При этом он демонстрировал неприятелю идеи-традиции российского православного воинства.


«Прибыв в Италию, граф сам объезжал рундом. Как-то он наехал на французский объезд. В происшедшей стычке объезд был весь изрублен, кроме двух французов, оставленных живыми. Граф приказал их отпустить и выпроводить, сказав им на французском языке: «Поезжайте, скажите своим, что Суворов прибыл. Вот он! Вот он! Не забудьте же, скажите» [6].


Неожиданные успехи и быстрые победы графа Суворова в Италии привели Французскую Директорию в крайнее смятение. Она не знала, что делать. Обещала чрезвычайную сумму в награду тому, кто привезет голову Суворова. Узнав об этом, граф руками ощупал свою голову и сказал: «Ах! Напрасно... Дорого! Помилуй Бог, дорого! Моя головка маленькая, сухая, никуда не годится, дорого!.. Жаль!». Потом приказал привести к себе пленного француза, отпустил его и сказал: «Желаю тебе счастливого пути домой. Но прежде всего объяви от меня Директории: сумма, за голову мою назначенная, велика. Да у вас и денег столько нет. Скажи своей Директории: я постараюсь сам принести к ним голову мою вместе с руками» [7].


В 1799 г. А.В. Суворов впервые в истории войн задумал и успешно осуществил психологическую операцию как часть единого плана боевых действии своих войск. Так распространенное среди солдат Пьемонтской армии его обращение с аргументированным, убедительным предложением о переходе на сторону русско-австрийских войск привело к тому, что пьемонтцы переходили группами и целыми частями [4].


Суворов считал, что одним из способов укрепления морального духа своих войск является уверенность и умелое владение своим оружием. Он систематически проводил тренировки, «производил учения и маневры» перед предстоящими действиями, показывал на них приемы штурма укреплений или просто атаки, в зависимости от того, к чему он готовил войска [5, С. 155].


Принимая под командование войска государств-союзников по коалиции, он рассылал им свой «военный катехизис» для изучения, издавал для них руководства и командировал для обучения опытных инструкторов, посредством своих подходов вырабатывая у подчиненных уверенность в своих боевых возможностях. Союзники проникались духом стойкости русского солдата и на поле боя действовали отважно и неустрашимо, видя, что их ведет такой полководец. Иногда даже приходилось задевать самолюбие войск, как это было сделано им с австрийскими войсками в Итальянскую кампанию [8].


А.В. Суворов при подготовке к боевым действиям настаивал на одном из своих принципов в оценке боевых возможностей противника. Он наставлял: «Никогда не презирайте вашего неприятеля, каков бы он ни был, и хорошо узнавайте его оружие, его образ действовать и сражаться. Знай в чем его сила и в чем слабость» [5, С. 317.].


Учитывая большую роль информационной составляющей в успехе предстоящих действий, Суворов заботился о том, чтобы войска имели достоверные сведения о противнике, встреча с энергичным, сильным или хорошо укрепленным противником не была бы для них неожиданностью и новостью. Для этого он всегда доводил войскам правду о противнике, а свои разговоры с людьми обыкновенно облекал в такую форму: «Хотя противник и многочислен, и сильно укреплен, вы такие «чудо-богатыри», что сломите его и победите», «Богатыри, неприятель от вас дрожит, да есть неприятель больше: проклятая немогузнайка, намека, загадка, лживка, лукавка, краснословка, краткомолвка, двуличка, вежливка... от немогузнайки было много беды» [5, С. 315.].


Отдельную роль в оценке управленческой деятельности командира по воздействию на психику и сознание военнослужащих в интересах поддержания его морально-психологического состояния А.В. Суворов отводил умению командиров всех степеней объяснить подчиненным войскам, которые порой были вымотанные и уставшие после совершения маршей, важность и необходимость производимых действий. Это создавалось посредством личного общения командиров с подчиненными. Он и сам много времени проводил среди солдат, беседуя с ними о жизни, службе, противнике, вселяя уверенность в победе. Как считал полководец, если войска будут знать «свой маневр», что им надлежит делать, если войска будут заранее натренированы, то начальники будут успешно управлять своими войсками и тем самым достигать победы. Однако одной уверенности для успеха было еще недостаточно. Также было необходимо создать обстановку спокойствия и хладнокровия в войсках, исключить нервозность, суетливость и панику на поле боя.


Анализируя приёмы информационно-психологического воздействия, используемые А.В. Суворовым на свои войска для ободрения и поднятия их морального духа, заметим, что на противника они производили негативное воздействие: вид спокойно и бодро идущих в атаку войск подавлял моральный дух противника.


Таким образом, история войн наглядно демонстрирует необходимость проведения и действенность защиты личного состава от негативного информационно-психологического воздействия противника. Начавшая формироваться в глубокой древности, теория и практика информационно-психологического воздействия в ХХI в. стали неотъемлемой частью военного искусства, появились новые формы его проведения.


Безусловно, А.В. Суворов внёс огромный вклад в развитие отечественной школы ведения информационно-психологического противоборства.


Способы ведения современных войн ставят необходимость защиты личного состава от негативного информационно-психологического воздействия противника на одно из первых мест в управленческой деятельности командиров (начальников).

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Алехин И.А, Арзамаскин Ю.Н, Бадэко В.И. и др. Словарь-справочник основных терминов и понятий для слушателей Военного университета по специальности «Организация морально-психологического обеспечения». М.: ВУ, 2009.
2. Геродот. История. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2004.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: ОНИКС 21 век, 2004.
4. Петрушевский А.Ф. Генералиссимус Суворов [Электронный ресурс]. URL: http://www.adj udant.ru/suvorov/pt03.htm (дата обращения: 6.11.2015).
5. Полевой Н.А. История князя италийского графа Суворова. СПб, 1843.
6. URL: http://www lib.rus.ec/b/569061/read (дата обращения: 6.11.2015).
7. URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/print28069.htm (дата обращения: 6.11.2015).
8. URL: http://www.adjudant.ru/suvorov/pt15.htm (дата обращения: 5.11.2015).

 

 

 

Щерба Андрей Анатольевич
кандидат философских наук, доцент
преподаватель кафедры морально-психологического обеспечения
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б.Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Shcherba Andrey Anatolievich
Candidate of Philosophy, Associate Professor
Lecturer at the Department of Moral and Psychological Support
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ