ВОЕННОЕ НАСЛЕДИЕ А.В. СУВОРОВА В ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЙ РАБОТЕ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ


A.V. SUVOROV'S MILITARY LEGACY IN THE CONTEXT OF INFORMATION AND PROPAGANDA ACTIVITIES WITH MILITARY PERSONNEL


УДК 93/94

 

ЛОСЕНКОВ Виктор Владимирович
кандидат исторических наук, доцент

 

 

LOSENKOV Viktor Vladimirovich
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

 

Аннотация. В статье изложены взгляды А.В. Суворова на отношение к Родине, командирам и самому себе. Обоснованы принципы обучения и система воспитания. Сформулированы задачи информационно-пропагандистской работы с военнослужащими на 2016 год. Представлены формы пропаганды военного наследия А.В. Суворова.   Abstract. AThe article reveals beliefs and attitude of A.V. Suvorov as to the Motherland, Commanding Officers and to himself. Training concept and educational system are explained. The main objects for 2016 concerning propaganda activities with military personnel are formed. Propaganda types of A.V. Suvorov’s military legacy are presented.

Ключевые слова: Суворов А.В.; информационно-пропагандистская работа; принципы обучения; система воспитания; памятники Суворову; формы пропаганды.

  Keywords: Suvorov A.V.; propaganda activities; training concept; educational system; Suvorov’s monuments; propaganda types.

 

 

 

Одной из главных задач работы с личным составом в Вооруженных Силах является формирование у военнослужащих необходимых военно-профессиональных и морально-боевых качеств, совершенствование личной подготовки офицеров и подготовки подчиненных подразделений, воинских частей и соединений. Ее решению способствовали информационно-пропагандистские и военно-патриотические мероприятия, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., окончанию Второй мировой войны, годовщине возвращения Крыма в состав России.


Информационно-пропагандистская работа является одной из наиболее действенных форм мотивации и воспитания личного состава, которая в боевых условиях выполняет духовно-мобилизующую функцию. В ней военно-патриотические цели и задачи органично сочетаются с информационно-пропагандистскими формами и методами влияния на морально-психологическое состояние личного состава. В числе первоочередных задач информационно-пропагандистской работы на 2016 г. начальник ГУРЛС выделил:

• формирование осознанного отношения к выполнению задач повышения боевой готовности подразделений и воинских частей;
• пропаганду примеров мужественного и самоотверженного выполнения военнослужащими воинского долга, опыта работы требовательных и принципиальных офицеров, проявляющих заботу о людях, умеющих работать с подчиненными, нетерпимых к унижению их личного достоинства;
• организацию военно-патриотических и военно-исторических мероприятий, связанных с памятными датами отечественной военной истории [5, С.14].


Решение поставленных задач тесным образом связано с пропагандой российского военного наследия, прославленных военачальников, явивших собой образцы мужества и верности служения Отечеству. А.В. Суворов – яркий пример полководческого таланта. Главная цель пропаганды наследия А.В Суворова – увековечение памяти великого полководца, воплощение его мыслей и военного опыта в подготовке будущих офицеров, популяризация русского военного искусства и традиций служения Отечеству.


В XIX-XX в. образ Суворова был для нашей армии лучшим воспитательным примером. Популярность книг о полководце, кинофильма «Суворов», суворовских плакатов в Красной Армии и брошюр, адресованных командирам Красной Армии, говорит сама за себя. Закономерным в деле обучения и воспитания будущих офицеров стало появление суворовских училищ.


Полководческий гений А.В. Суворова вырос на основе сочетания выдающихся природных дарований, разностороннего личного боевого опыта и глубоких военно-научных знаний. Досконально изучив военное дело, познав опыт минувших и современных войн, Суворов пришел к убеждению, что именно человек является решающим фактором победы. Опираясь на высокие морально-боевые качества русской армии, полководец решительно отбросил устаревшие приемы вооруженной борьбы, создал и блестяще применил в своей практической деятельности новые способы ведения военных действий, которые намного опередили свою эпоху и обеспечили русскому военному искусству ведущее место.


Отличительной чертой полководческого искусства А.В. Суворова была нацеленность военных действий на полное уничтожение вооруженных сил врага. Полная победа, по мнению Суворова, возможна только в результате разгрома живой силы неприятеля. Он говорил: «Оттеснен противник – неудача; уничтожен – победа». В обучении солдат и офицеров целесообразно использовать личный пример Суворова, пропагандировать его взгляды на отношение к Родине, командирам и самому себе:
• «Храни в памяти имена великих людей и в своих походах и действиях с благоразумием следуй их примеру».
• «Доброе имя должно быть у каждого честного человека, лично я видел это доброе имя в славе своего Отечества. Мои успехи имели исключительной целью его благоденствие».
• «Титулы мне не для меня, но для публики потребны».
• «В кабинете врут, а в поле бьют».
• «Кто не бережёт людей – офицеру арест, унтер-офицеру и ефрейтору палочки, да и самому палочки, кто себя не бережёт».
• «Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству».
• «Велик Бог русский! Мы пойдем с ним по стезям древней славы!» [3, C. 30-37].


Граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799), Генералиссимус (1799). Великий русский полководец и военный теоретик. Полководческий гений Суворова отражен в чеканной формулировке: «Не проиграл ни одного сражения, причем все они были выиграны при численном превосходстве неприятеля». Яркий во всех отношениях человек, он прославился среди современников не только своими победами, но и своей неординарностью. Уроки Суворова, пропаганда его военного наследия – это весь его боевой путь – от Берлина и Варшавы до Измаила и Очакова, от Волги и до Альп.


В суворовских войсках не существовало проблемы дезертирства. Знаменитая быстрота суворовских переходов достигалась его неординарностью, он вел своих чудо-богатырей по кратчайшему пути, в том числе и в лесистой местности, вел днем и ночью. Другие генералы, опасаясь дезертирства, не любили приближаться к лесам, боялись и ночных переходов. Доверие, взаимное уважение – без этих мотивов нельзя представить суворовской атмосферы в армии.


Кредо Суворова-воспитателя лаконично сформулировано в письме к Карачаю – крестнику великого полководца и сыну его боевого товарища, венгерского генерала: «Достоинства военные суть: отвага для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала, но оные должны быть руководимы порядком и дисциплиной, управляемы неусыпностью и прозорливостью. Будь чистосердечен с друзьями, умерен в своих нуждах и бескорыстен в поведении. Являй искреннюю ревность к службе своему Государю, люби истинную славу, отличай любочестие от надменности и гордости, приучайся сызмальства прощать погрешности других и никогда не прощай их самому себе. Обучай тщательно своих подчиненных и во всем подавай им пример. Упражняй непрестанно глаз свой – только так станешь великим полководцем. Умей пользоваться положением места. Будь терпелив в трудах военных, не унывай от неудач. Умей предупреждать случайные обстоятельства быстротой. Различай предметы истинные, сомнительные и ложные. Остерегайся безвременной запальчивости. Храни в памяти имена великих мужей и подражай им с благоразумием в своих военных действиях. Неприятеля не презирай, каков бы он ни был. Старайся знать его оружие и способ, как оным действует и сражается; знай, в чем он силен и в чем слаб. Приучай себя к деятельности неутомимой, повелевай счастьем: один миг иногда доставляет победу. Счастье покоряй себе быстротою Цезаря, коий и средь бела дня умел своих неприятелей уловлять и окружать и нападал на них когда и где хотел. Не упускай пресекать неприятелям жизненные припасы, а своему войску учись всегда доставлять пропитания вдоволь. Да возвысит тебя Господь до геройских подвигов знаменитого Карачая!» [1, C. 63-67].


Суворов обладал искусством воспитания волевой личности. Денис Давыдов был одним из многих русских людей, подпавших под обаяние суворовского феномена, ставших истинными последователями Суворова. Встреча юного Дениса Давыдова с Суворовым была мимолетной, но партизан-поэт вспоминал о ней всю жизнь. Суворовское благословение вдохновило Давыдова; много лет спустя, в воспоминаниях, названных «Встреча с великим Суворовым» (1793), Д.В. Давыдов обнаруживает, что образ Суворова так и остался для него путеводным. С семи лет – и на всю жизнь. Отец Д.В. Давыдова командовал Полтавским легкоконным (гусарским) полком, и детство героя 1812 г. проходило, по его словам, «под солдатскою палаткой». Воспоминания писал уже бывалый солдат и литератор, познавший славу и очень самолюбивый, но мы все равно чувствуем мальчишеское волнение, когда Денис Васильевич пишет о Суворове… Ведь любимец армии, о котором так восторженно говорили в семье Давыдовых, благословил мальчика, разглядев в нем искру Божью, и предрек: «Я еще не умру, а он уже выиграет три сражения!» [4, C.126]. Предсказание сбылось как гипербола: победы Давыдова начались после смерти Суворова, но все-таки оно сбылось!


Воспитательная система Суворова была четко ориентирована на армейскую практику. Не в декларациях, а на деле он требовал от офицеров широкой эрудиции, а от солдат – смекалки. В условиях XVIII в. это означало культ просвещения и самообразования, который военный гений насаждал в армии.


Суворов оказал значительное влияние и на иностранную военную мысль. Русский военный историк Ф.Н. Глинка в «Кратком начертании Военного журнала» (1877) писал: «Теперь уже ясно и открыто, что многие правила военного искусства занял Наполеон у нашего Суворова. Этого не оспаривают сами французы: в этом сознаётся и сам Наполеон. В письмах из Египта, перехваченных англичанами, он явно говорит Директории, что Суворова до тех пор не остановят на пути побед, пока не постигнут особенного его искусства воевать, и не противопоставят ему его собственных правил» [2, C. 37].


Суворов был первым человеком, в честь которого в России был основан мемориальный музей. Не только в нашей стране, но и в других странах есть музеи Суворова, в его честь воздвигнуты памятники, именем Суворова названы атоллы, площади, улицы и другие объекты во многих городах. Построенный в 1904 г. эскадренный миноносец получил имя «Князь Суворов», имя полководца получил и ряд других военных и гражданских судов. До революции имя Суворова носил Варшавский кадетский корпус. Все это является признанием заслуг и наглядным примером пропаганды его военных успехов.


В период Великой Отечественной войны 29 июля 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР был учреждён Военный орден Суворова трех степеней. Состоялось свыше семи тысяч награждений этим орденом. Десятки партизанских отрядов, бригад и соединений, действовавших на оккупированной территории, носили имя Суворова. Образ великого полководца стал символом военно-учебных заведений СССР, символом армии. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) 21 августа 1943 г. были созданы суворовские военные училища, в названии которых явный акцент сделан на суворовском наследии.


Высшим духовным благом армии Суворов считал честь. Армия, движимая чувством чести, является непобедимой силой, реальным гарантом государственного бытия и мирного преуспевания России. Стремление к чести побуждало офицеров быть цветом нации, воплощением аристократизма, дворянского духа и рыцарства. Не могло быть более почетной миссии, чем миссия являться офицером, носителем и защитником личного достоинства и чести России. Считалось, что русский офицер – профессия идейная, ее основа – призвание, а офицерский корпус – особое воинское братство, сплоченное общими интересами и духовными ценностями, единым мировоззрением и доктриной, вековыми традициями, корпоративной солидарностью и этикой.


Памятники в честь А.В. Суворова установлены во многих городах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Новой Ладоге, Калининграде, Краснодаре, Ульяновске, Новокузнецке, Ростове-на-Дону, Севастополе и др. Дом в Санкт-Петербург, где жил Суворов, имеет статус памятника истории федерального значения. Установлены памятники Суворову и за рубежом: в Румынии, Швейцарии, Беларуси (Витебск, Кобрин), Приднестровье (Тирасполь, Бендеры), Украине (Киеве, Тульчине, Измаиле) и др. Талант Суворова нашел отражение в кино и литературе:

• Николай Черкасов-Сергеев («Суворов», 1940);
• Сергей Петров («Корабли штурмуют бастионы», 1953);
• Юрий Катин-Ярцев («Багратион», 1985);
• Георгий Штиль («Зловредное воскресенье», 1985);
• Валерий Золотухин («Адъютанты любви», 2005);
• Вадим Демчог («Фаворит», 2005);
• Роман «Генералиссимус Суворов» (1941-1947) – автор Л.И. Раковский;
• Роман «Хаджибей» (1956-1966) – автор Юрий Трусов.


В 1986 г. в рамках серии «Литературные памятники» были изданы письма Суворова. В обзоре от издателя написано: «Письма Суворова являются важнейшим историческим памятником второй половины XVIII в. – эпохи, на которую приходится разрешение великих исторических задач, стоявших перед Россией на протяжении нескольких столетий».


Одной из форм пропаганды наследия А.В. Суворова в ВС РФ стали Суворовские чтения. В 2015 г. они прошли в военно-учебных заведениях: в Военном университете МО РФ (г. Москва); в Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), в Военной академии ВКО (г. Тверь) и др.


Военное наследие генералиссимуса А.В. Суворова и его творческое применение в современных условиях рассматривается в системе общественно-государственной подготовки с солдатами и офицерами. День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (24 декабря 1790 г.) включен в Федеральный закон от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». Для подготовки руководителей учебных групп к занятиям по пропаганде военного наследия Суворова используются информационные и методические материалы, публикуемые на официальном сайте Министерства обороны www.mil.ru, www.минобороны.рф, в газете «Красная звезда» и журнале «Ориентир», а также фонды библиотек соединений и воинских частей. Среди форм библиотечной работы получили широкое распространение тематические и библиографические обзоры:

• беседы у книжной полки
• радио- и видеообзоры (передачи)
• обзоры книг (в ротах, в клубе перед началом кинофильма)
• обзоры в ходе устных журналов и читательских конференций
• пропаганда «Науки побеждать!» А.В. Суворова.


С 4 ноября 2013 по 9 мая 2014 г. Российским военно-историческим обществом и ВГТРК при поддержке Министерства культуры РФ на сайте www.nameofvictory.ru. был организован конкурс «Имя Победы». Профессиональное сообщество, знатоки и просто любители истории выдвинули в список ста великих полководцев России наиболее выдающихся военачальников. Голоса в их поддержку поступали из многих стран мира. Александр Васильевич Суворов по результатам общенародного голосования назван победителем конкурса. Согласно общенародному голосованию, именно он внес наибольший вклад в историю российской военной славы.


Военное наследие А.В. Суворова широко используется в информационно-пропагандистской работе с военнослужащими в различных формах, среди которых:

• устное информирование;
• прослушивание и просмотр телепередач;
• научно-практические конференции;
• собрания личного состава;
• обмен опытом личного состава - участников боевых действий;
• прямое обращение командования к личному составу;
• встречи личного состава с командованием, ветеранами войны;
• индивидуально-воспитательная работа;
• тематические вечера и другие.


Информационно-пропагандистская работа является одним из основных компонентов морально-психологического обеспечения. Потребность в ней обусловлена возрастающей ролью информации в воспитании военнослужащих и управлении войсками (силами), повышением значимости информационно-психологического противоборства и информационно-пропагандистских форм воспитания личного состава в современных войнах и военных конфликтах. Военное наследие А.В. Суворова в информационно-пропагандистской работе с военнослужащими, направленное на популяризацию его личности и полководческого таланта, продолжение его традиций в современной российской армии, по-прежнему актуально и занимает важное место в работе командиров и органов по работе с личным составом.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Глинка С.Н. Жизнь Суворова, им самим описанная, или собрание писем и сочинений его. Часть II. Типография Селивановского. 1819.
2. Глинка Ф.Н. Краткое начертание Военного журнала. М., 1877.
3. Головин Н.Н. Суворов и его наука побеждать. Париж: Возрождение,1931.
4. Давыдов Д.В. Сочинения. М.: Гослитиздат, 1962.
5. Организационно-методические указания по организации работы с личным составом в Вооруженных силах РФ на 2016 учебный год.

 

 

 

Лосенков Виктор Владимирович
кандидат исторических наук, доцент
старший преподаватель кафедры морально-психологического обеспечения
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б.Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Losenkov Viktor Vladimirovich
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor
Senior lecturer at the Department of Moral and Psychological Support
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ