ПОТЕНЦИАЛ ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ В РАБОТЕ ПО УКРЕПЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖАНИЮ ВОИНСКОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРАВОПОРЯДКА В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ, ПОДРАЗДЕЛЕНИИ (ОРГАНЕ) РОСГВАРДИИ


THE POTENTIAL OF LEGAL EDUCATION IN STRENGTHENING AND MAINTAINING MILITARY AND SERVICE DISCIPLINE AND ORDER IN MILITARY UNITS, UNIT (BODY) OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION


УДК 378

 

ОСИПОВ Алексей Сергеевич
МАНЕЕВ Игорь Валерьевич
кандидат философских наук

 

 

OSIPOV AlekseySergeevich
MANEEV Igor Valerievich
Candidate of Philosophical Sciences

 

Аннотация. Статья посвящена системе правовой подготовки военнослужащих и сотрудников Росгвардии, которая является основой поддержания воинской дисциплины и правопорядка. Выявляются проблемы, связанные с современным состоянием системы правовой подготовки военнослужащих и сотрудников Росгвардии. Рассматривается работа правовой подготовки на практике, делаются теоретические выводы и даются практические рекомендации по совершенствованию этой системы.   Abstract. The article is devoted to the system of legal training of servicemen and employees of the National Guard of the Russian Federation, which is the basis for maintaining military discipline and law and order. In this article the problems associated with the current state of the system of legal training of servicemen and employees of the National Guard are revealed. Legal training works in practice is considered, theoretical conclusions are made and practical recommendations on how to improve this system are given.

Ключевые слова: правовая подготовка, воинская дисциплина, правопорядок, правовое сознание, правовое обучение.

  Keywords: legal training, military discipline, law and order, legal awareness, legal education.

 

 

 

В современных условиях становления и формирования единой обособленной системы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее ФСВНГ РФ, Росгвардия) правовая подготовка военнослужащих (сотрудников) приобретает особую значимость, являясь основой поддержания и укрепления воинской и служебной дисциплины и правопорядка. Развитие законодательства Российской Федерации в области правоохранительной деятельности государства, постоянное его совершенствование повышает требования к уровню правовых знаний не только офицеров, но и всего личного состава Росгвардии. Только четкое знание нормативных правовых актов, правильное их понимание позволит командиру (начальнику) принять целесообразное решение, а его подчиненным быстро и в рамках закона выполнить его.


Актуальность проблематики данного вопроса обусловлена следующим:


во-первых - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин в ходе выступления на церемонии представления высших офицеров и прокуроров в Георгиевском зале Кремля отметил, что существует «особая ответственность у Федеральной службы войск национальной гвардии. Хорошо подготовленные, мобильные и технически оснащенные части и подразделения Росгвардии должны эффективно действовать в любой обстановке. Нужно надежно гарантировать безопасность в местах массового пребывания людей» [7].


во-вторых - Директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации – главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации генерал армии Виктор Васильевич Золотов на итоговой коллегии Росгвардии заявил, что «…в представлении каждого гражданина нашей страны войска национальной гвардии должны стать синонимом безупречной честности, беззаветного служения людям и беспримерной самоотдачи». Особенное значение для качественного выполнения войсками задач имеет формирование правового сознания военнослужащих (сотрудников), создание механизма формирования правомерного поведения, встроенного в систему правовой подготовки. От состояния правосознания зависит позиция военнослужащего при выборе правомерного или противоправного варианта поведения, а также их правовая активность в предупреждении правонарушений;


в-третьих - несмотря на проводимые органами военного управления (должностными лицами) предупредительно-профилактические мероприятия, направленные на снижение уровня правонарушений среди личного состава, данные негативные факты все еще имеют место быть в Росгвардии ввиду ряда объективных и субъективных причин.


Одними из основных причин сложившегося положения дел являются: низкий уровень профессиональной, в том числе и правовой, подготовки командиров подразделений; упущения в организации индивидуальной воспитательной работы, в том числе низкая эффективность правового воспитания военнослужащих (сотрудников) Росгвардии.


Каждый военнослужащий и сотрудник Росгвардии должен осознавать «воинский долг и личную ответственность за защиту Российской Федерации» [1], понимать ответственность за принятие того или иного решения в рамках Конституции Российской Федерации и российского законодательства, а также норм международного гуманитарного права. Все это достигается с помощью механизма осуществления системы правовой подготовки с личным составом Росгвардии.


Термин «дисциплина» достаточно часто и широко применяют в различных науках, а также в повседневном обиходе. В дословном переводе с латинского языка «DISCIPLINA» на русский «дисциплина» означает учение, воспитание [5, С. 101]


С учетом выделения наиболее важных сфер человеческой деятельности дисциплина может подразделяться на: государственную, общественную, финансовую, производственную, спортивную, школьную, технологическую, воинскую, правоохранительную и т.п.


Для нас, в рамках статьи, интересны воинская и правоохранительная дисциплина, поскольку согласно п. 1 ст. 5 Федерального Закона Российской Федерации от 3 июля 2016 года № 226 – ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», в состав войск национальной гвардии входят:

– органы управления;

– объединения, соединения и воинские части;

– подразделения (органы), в том числе, в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции.


Суть воинской дисциплины четко изложена в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации – «воинская дисциплина есть строгое и четкое соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников)» [1].


На сотрудников Росгвардии, имеющих специальные звания полиции, распространяются положения Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, где дается понятие служебной дисциплины. «Служебная дисциплина в органах внутренних дел – соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, настоящим Уставом, контрактом, а также приказами и распоряжениями Министра внутренних дел Российской Федерации, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных сотруднику прав» [2].


Согласно ст. 4 Федерального Закона Российской Федерации от 3 июля 2016 года № 226 – ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии осуществляют свою деятельность на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, единоначалия и централизации управления.


Рассмотрим соотношение понятий законность и правопорядок.


Законность – соблюдение законов и иных правовых актов государством, юридическими и физическими лицами. Законность опирается на силу и авторитет государства, предполагает верховенство закона над властью, а также над иными нормативными системами (обычай, общественная мораль, религиозные нормы и т.п.) [5, С. 315].


Если под законностью следует понимать принцип, метод, средство, условие реализации норм права, то правопорядок представляет собой последствия, результат соблюдения законности.


Правопорядок – это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права [5, С. 289].


Особенное значение для организации работы по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка на уровне, необходимом для качественного выполнения войсками задач, имеет формирование коллективного и индивидуального правового сознания военнослужащих (сотрудников) Росгвардии, создание механизма их правомерного поведения, встроенного в систему правового обучения. Именно от состояния правосознания военнослужащего (сотрудника) федеральной службы зависит их позиция при выборе противоправного или правомерного варианта поведения, а также правовая активность в предупреждении правонарушений.


Опираясь на требования норм действующего законодательства, командир (начальник) обязан развивать у военнослужащих (сотрудников) качества, необходимые для выполнения воинского и служебного долга и для этого, в том числе, должна быть организована и отлажена система правовой подготовки военнослужащих (сотрудников) в воинской части, подразделении (органе) Росгвардии, направленная на усвоение ими установленного правового минимума и норм международного гуманитарного права. Основная нагрузка по реализации данных правовых установок ложится на заместителей командиров по воспитательной работе (работе с личным составом) различных уровней.


Так, в общие обязанности заместителя командира полка по воспитательной работе (работе с личным составом) входит обязанность по организации и проведению правового обучения личного состава полка, воспитанию его в духе беспрекословного исполнения федеральных законов, общевоинских уставов и приказов командиров (начальников), а также взаимного уважения и сознательного повиновения командирам (начальникам).


Если мы немного спустимся ниже по служебной лестнице, то увидим, что, заместитель командира батальона по воспитательной работе (работе с личным составом) обязан организовывать и проводить правовое обучение личного состава батальона; организовывать и проводить военно-социальную (социальную) работу, участвовать в реализации социальных прав и гарантий военнослужащих, а также в решении правовых, социальных, бытовых и жилищных проблем военнослужащих.


В роте выполнение мероприятий по правовому обучению личного состава роты, информирования личного состава роты о событиях в мире и в Российской Федерации возложено на заместителя командира роты по воспитательной работе (работе с личным составом) [1, С. 77,78,101,139,148].


Рассмотрение представленных норм позволяет сделать вывод о том, что заместители командиров по воспитательной работе (работе с личным составом) занимают одно из ключевых и основных мест в системе формирования правосознания и правовой культуры военнослужащих (сотрудников) Росгвардии, основой чего как раз и является правовая подготовка как форма правового обучения, которую должны проводить грамотные и всесторонне подготовленные офицеры-воспитатели.


Однако проведенное в период прохождения войсковой практики социологическое исследование показывает, что правовая подготовка у военнослужащих (сотрудников) Росгвардии чаще всего ассоциируется с чтением и конспектированием материала по правовой тематике либо проведением индивидуальных и групповых бесед об уголовной ответственности. До сих пор в войсках существует ошибочное мнение, что достаточно только проинформировать военнослужащих (сотрудников) об ответственности за то или иное правонарушение, как многие вопросы работы по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка будут успешно решены.


Система правовой подготовки военнослужащих и сотрудников Росгвардии является основой поддержания воинской и служебной дисциплины и правопорядка, представляет особую значимость при выполнении возложенных на них задач, независимо от территориального расположения. Каждый военнослужащий (сотрудник) силовой структуры должен осознавать свое место в правовом механизме, понимать ответственность за принятие того или иного решения в рамках правового поля, ограниченного Конституцией Российской Федерации и российским законодательством, а также общепризнанными принципами и нормами международного права.


Современное состояние системы правовой подготовки военнослужащих и сотрудников Росгвардии не имеет единой унифицированной картины ни с теоретической точки зрения, ни с практической. Процесс ее формирования достаточно сложен и имеет ряд противоречий и проблем при ее осуществлении. В условиях становления системы правовой подготовки наблюдается ухудшение качественных характеристик правовой подготовки, размытость и девальвация правовых знаний, снижение мотивации к соблюдению законов и уставов, что находит свое отражение в состоянии воинской и служебной дисциплины и правопорядка в Росгвардии.


Одной из причин нерешенности данной задачи, на наш взгляд, является то, что Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации как структура существует всего три года, и вопрос единого правопонимания системы правовой подготовки военнослужащих (сотрудников) Росгвардии в ней остается открытым, так же, как и вопрос о том – какие методики в правовом обучении и воспитании применять в данной силовой структуре. До сих пор вопросы правовой подготовки военнослужащих и сотрудников новой структуры регулируются нормативно-правовой базой Министерства внутренних дел Российской Федерации, либо не регулируются вообще [6].


На сегодняшний момент в Росгвардии нет такого законодательного акта, который напрямую регулировал бы организацию системы правовой подготовки, как это было во внутренних войсках МВД России, [3] отсутствует также четкое определение, что же такое «правовая подготовка».


На практике же правовая подготовка осуществляется по двум направлениям:

– путем разъяснения и изучения действующего законодательства;

– путем воздействия на сознание и чувства личного состава Росгвардии практикой применения правовых норм.


Для организации правовой подготовки устанавливаются:


обязательные формы подготовки:

– изучение правовой подготовки в системе боевой, профессиональной и служебной подготовки личного состава Росгвардии;

– знакомство с правовыми знаниями в ходе подготовительных занятий и инструктажей;

– формирование правовых умений и навыков при проведении служебных совещаний;

– подведение итогов служебно-боевой (служебной) деятельности;

– доведение приказов и распоряжений и др.


факультативные формы подготовки:

– комплекс мероприятий воспитательной работы (проводится при поступлении распоряжения вышестоящего штаба);

– единые дни правового информирования личного состава;

– встречи с работниками военной юстиции, правоохранительных органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления;

– вечера вопросов и ответов по правовой тематике;

– беседы по правовой тематике;

– участие личного состава в открытых судебных заседаниях.


Проведенный анализ практики организации и проведения правовой подготовки с военнослужащими (сотрудниками) Росгвардии, специальной литературы, результатов проведенного социологического исследования, опыта прохождения службы в войсках позволили выявить следующие противоречия в процессе организации и проведения правовой подготовки с личным составом:

– противоречие между объемом информации, которую необходимо усвоить, и временем, отводимым для ее изучения;

– противоречие между скоростью изменений, вносимых в правовые акты органами государственной власти, и внесением этих изменений в практику доведения до личного состава;

– противоречие между целью и результатом процесса правовой подготовки;

– противоречие между знаниями норм права военнослужащими (сотрудниками) Росгвардии и опытом их исполнения (не единичны случаи глубокого знания личным составом законодательства Российской Федерации и их нарушением в своей повседневной жизнедеятельности, исполнении должностных и специальных обязанностей);

– противоречие между постоянно растущими требованиями к личности военнослужащего (сотрудника) Росгвардии и уровнем их правомерного поведения;

– слабая методическая грамотность на фоне личной правовой готовности руководителей занятий по правовой подготовке.


Исходя из выявленных проблем и противоречий, можно определить основные пути развития и совершенствования правовой подготовки военнослужащих (сотрудников) в масштабе воинской части, подразделения (органа) Росгвардии:

– выработка четких мировоззренческих установок в условиях сложной и противоречивой общественно-политической ситуации в стране и в процессе становления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;

– формирование у личного состава Росгвардии глубоких и устойчивых правовых представлений и убеждений, навыков активного правомерного поведения;

– анализ ситуации в стране и в Росгвардии с решением проблем укрепления законности и правопорядка;

– обучение командиров (начальников) современным формам и методам правового воспитания и обучения личного состава ФСВНГ РФ;

– повышение уровня эффективности и полноты оперативного информирования личного состава о требованиях нормативно-правовых актов;

– улучшение морально-психологического климата в воинских и служебных коллективах;

– повышение уровня состояния уровня воинской и служебной дисциплины и правопорядка военнослужащих и сотрудников Росгвардии.


Таким образом, решение перечисленных проблем правового обучения в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации позволит осуществить должную правовую подготовку военнослужащих и сотрудников, преодолеть правовой нигилизм в их умах, что положительно скажется на состоянии воинской и служебной дисциплины и правопорядка. Однако, правовая подготовка должна проводится регулярно, дифференцированно, со всеми категориями военнослужащих и сотрудников. Наибольший эффект, как показывает войсковая практика, она приносит тогда, когда средства, формы и методы подготовки сочетаются с другими формами и методами правового воспитания или дополняют друг друга.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 47 (1 ч.). Ст. 5749.
2. Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377 // СЗ РФ. 2012. №43. Ст.5805.
3. Приказ Главнокомандующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 февраля 2007 года № 36 «Об организации и проведении правовой подготовки во внутренних войсках МВД России (в ред. Приказа ГКВВ МВД России от 09.12.11 № 452)»
4. Словарь иностранных слов. М., 1988.
5. Социологическая энциклопедия. М.,2003.
6. Филимонов О.В. Теория и механизмы современного государственного управления. Практикум для слушателей Академии управления МВД России. М., 2018.
7. Владимир Путин поставил задачи перед силовыми структурами [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2018/05/31/putin-postavil-zadachi-pered-silovymi-strukturami.html (дата обращения: 31.05.2018).

 

 

 

Осипов Алексей Сергеевич
слушатель факультета войск национальной гвардии
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Osipov Alexey Sergeevich
Student of the National Guard Troops Faculty
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Манеев Игорь Валерьевич
кандидат философских наук
старший преподаватель кафедры морально-психологического обеспечения
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б.Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Maneyev Igor Valerievich
Candidate of Philosophical Sciences
Senior lecturer at the Department of Moral and Psychological Support
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ