КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЗАМЕСТИТЕЛЯ КОМАНДИРА БРИГАДЫ (ВОИНСКОЙ ЧАСТИ) ПО ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ


COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE DEPUTY COMMANDER OF THE BRIGADE (MILITARY UNIT) FOR MILITARY-POLITICAL WORK: FEATURES OF FUNCTIONING


УДК 378

 

МАНЕЕВ Игорь Валерьевич
кандидат философских наук
ГУЗЕЕВ Владислав Анатольевич

 

 

MANEEV Igor Valerievich
Candidate of Philosophical Sciences
GUZEEV Vladislav Anatolievich

 

Аннотация. В статье рассмотрены современные подходы к понятию «коммуникативная компетентность». Представлена авторское понятие и дана характеристика коммуникационной компетентности заместителя командира по военно-политической работе. Дана оценка роли коммуникативной компетентности заместителя командира по военно-политической работе в достижении успеха в деятельности должностного лица.   Abstract. The article deals with modern approaches to the concept of «communicative competence». The author's concept is presented and the characteristic of communication competence of the Deputy Commander for military and political work is shown. The assessment of the role of communicative competence of the Deputy Commander for military and political work in achieving success in the activities of the official is given.

Ключевые слова: компетентность, коммуникация, коммуникативная компетентность; военно-политическая работа; общение, взаимодействие.

  Keywords: competence, communication, communicative competence; military-political work; communication, interaction.

 

 

 

Для социально-гуманитарных наук, рассматривающих вопросы организации и функционирования военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации, одной из актуальных проблем является исследование профессиональных коммуникаций заместителя командира соединения по военно-политической работе. Коммуникативная компетентность заместителя командира соединения по военно-политической работе является важным фактором повышения эффективности его профессиональной деятельности, личностной сферы и обеспечения им действенности управленческого процесса формирования, поддержания, а при необходимости, восстановления морально-политического и психологического состояния военнослужащих.


Общение является главной составляющей жизни человека, а коммуникативная компетентность – составляющий фактор успешности в общении. Коммуникативная компетентность в практическом плане есть фактор эффективного общения, который складывается из личностной и операциональной составляющих. К сожалению, в данный момент эта проблема мало изучена. Существует масса противоречий и несовпадение взглядов на данную проблему. Исследователи до сих пор не могут определить, какие методики необходимы для наиболее точного и полного определения коммуникативной компетентности. Данное обстоятельство актуально и для определения коммуникативной компетентности заместителя командира соединения по военно-политической работе.


В предметном поле военной психологии исследование факторов, влияющих на формирование, развитие и функционирование коммуникационной компетентности и обоснование психологических условий применительно к профессиональной деятельности заместителя командира соединения по военно-политической работе (далее по тексту – ВПР), становится актуальным и востребованным.


Во-первых, усиление требований к профессиональному соответствию заместителя командира соединения по ВПР по организации и проведению ее в воинских коллективах. Начальник Главного военно-политического управления – Заместитель министра обороны Российской Федерации генерал-полковник А.В. Картаполов, 11 сентября 2018 г., отвечая на вопросы журналиста «Военно-промышленного курьера» О. Фаличева, кратко охарактеризовал, что «заместитель по военно-политической работе должен стать первым помощником командира. К нему должны идти люди с теми вопросами, с которыми больше не к кому обратиться». Он обязан обладать такой коммуникативной компетентностью, которая способствовала бы выстраиванию доверительных отношений начальников к подчинённым, оздоровлению морально-психологического климата в воинских коллективах и успешному формированию воинов-государственников – надежных и преданных защитников Отечества, носителей традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества – государственности, духовности и патриотизма и закреплению их в законодательных актах [7, С. 25].


Во-вторых, нормативно-правовым закреплением необходимости наличия данной компетенции у офицеров структуры военно-политической работы в системе военного образования является Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Направление подготовки 56.04.09 Организация морально-психологического обеспечения. В соответствии с требованиями к результатам освоения программ магистратуры, с данным образовательным стандартом высшего образования, «за время обучения у выпускника Военного университета должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции». Выпускник программы магистратуры должен обладать профессиональными компетенциями по соответствующему виду профессиональной деятельности, на который она ориентирована – «способностью принимать обоснованные управленческие решения, осуществлять эффективную коммуникацию и взаимодействие в интересах выполнения задач работы с личным составом, морально-психологического обеспечения деятельности личного состава части, соединения (и им равных) [8].


В-третьих, коммуникативная компетентность заместителя командира части по ВПР, в узком смысле, выражается в умении выстраивать позитивные служебные и межличностные взаимоотношения в воинском коллективе, а в более широком смысле – его коммуникативном профессионализме формировать управленческое взаимодействие различных его субъектов и объектов. Коммуникативная компетентность выражается в способности организовать и добиться эффективного выполнения всех мероприятий военно-политической работы по сплочению отдельных военнослужащих и воинских коллективов для успешного выполнения боевых (учебно-боевых) задач.


Коммуникативная компетентность заместителя командира части по военно-политической работе способствует выполнению им должностных обязанностей по успешному формированию «у военнослужащих верности Российской Федерации, воинскому долгу и Военной присяге (обязательству), патриотизма, высоких боевых и морально-психологических качеств и помогает реализовывать меры по поддержанию здорового морального климата в воинских коллективах» [9].


Проблема коммуникативной компетентности является предметом научных исследований в современной зарубежной и отечественной психологии. Интерес к теме диктуется необходимостью изучения психологических составляющих профессиональной деятельности человека, поиску средств и способов оптимизации линии профессионального успеха [1, С. 77].


В общенаучном понимании коммуникация – это процесс передачи информации от отправителя к получателю (от человека к человеку, от человека к группе, от группы к группе, от группы к человеку). В психологической литературе достаточно полно исследована общая структура коммуникативного процесса. Российские психологи имеют общие взгляды на содержание коммуникации, на основные компоненты процесса коммуникации. Наиболее полно они представлены в трудах Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, В.В. Бойко, Л.В. Веккер, И.Л. Лаптевой, Д.И. Фельдштейн и других [1, С. 214].


Для исследования роли коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности заместителя командира соединения по ВПР методологически важным являются положения социальной психологии, согласно которым процесс общения представляет собой систему трех взаимосвязанных компонентов:

коммуникативный компонент состоит в межличностном обмене информацией, эмоциональными состояниями и ценностными ориентациями в процессе различных видов совместной деятельности;

интерактивный компонент представляет собой взаимодействие партнеров по общению и состоит в совместных или взаимосвязанных действиях и поступках в ходе непосредственной деятельности;

перцептивный компонент проявляется в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания [2, С. 58].


Для исследования коммуникативной компетентности должностных лиц органов военного управления исходным является положение о том, что ряд исследователей отводят коммуникации ключевую роль в межличностных отношениях. Так, например, Б.Ф. Ломов полагал, что коммуникативная функция является основной в процессе общения. В своих трудах он выделял информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную стороны общения, которые, по его мнению, определяют прием и передачу сообщений, регуляцию поведения и отношений, а также переживания партнеров по общению.


Британский психолог Дж. Равен выделяет три вида компетентностей: когнитивные, аффективные и волевые, которые обладают свойствами независимости, взаимозависимости и взаимозаменяемости и рассматриваются как интегральные свойства личности. Он подчеркивал, что компетентность проявляется и развивается только в условиях интересной для человека деятельности [4, С. 309].


Таким образом, в общем случае под компетентностью понимается способность человека самостоятельно решать определенные задачи. В данном случае «коммуникативная компетентность» – это самостоятельность и ответственность, а также социально-коммуникативные и профессиональные знания, навыки и умения в их единстве.


Анализ российских научных источников позволил выявить широкий диапазон определений понятия «компетентность» (см. табл. 1).


Таблица 1. Анализ подходов к определению понятия «компетентность».

 

Формулировки понятия «коммуникативная компетентность»

Авторы

Сочетание психических качеств, позволяющих действовать самостоятельно и ответственно.

А.К. Маркова

Совокупность профессиональных знаний, умений и опыта, а также способов выполнения профессиональной деятельности.

Э.Э. Сыманюк В.М. Шепель

Направленность личности, её способности, характер, а также определенное отношение к предмету деятельности.

Г.К. Селевко

Знания, умения, образованность, способствующие личностной самореализации.

В.А. Болотов В.В. Сериков

Новообразование субъекта деятельности, представляющее собой системное проявление знаний, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать задачи профессиональной деятельности.

В.Д. Шадриков

Интегральное личностно-когнитивное качество, базирующееся на сформированной системе профессиональных знаний и умений их эффективно использовать.

А.В. Карпов

Мера успешности профессионального взаимодействия с социальной средой.

М.А. Дмитриев

С.А. Дружилов


Коммуникативная компетентность личности рассматривается как система внутренних психических ресурсов, ядром которой является специальные знания, умения, навыки и владение средствами общения, необходимые для построения эффективной коммуникации в определённых ситуациях межличностного взаимодействия. Сформированность коммуникативной компетентности характеризуется наличием следующих критериев: желание вступать в контакт с окружающими, уметь оценивать ситуацию общения, способность организовывать сам ход коммуникативного акта, способность проявления эмпатии, рефлексивного поведения [5, С. 16].


На основе изучения научно-теоретических основ изучаемой проблемы можно определить коммуникативную компетентность как систему качеств заместителя командира соединения по ВПР, обусловливающих эффективность информационного и эмоционального взаимодействия с военнослужащими, в процессе которого реализуются коммуникативные способности, знания, умения и навыки личности. Высокий уровень ее развития выступает фактором повышения профессионализма заместителя командира соединения по ВПР, а низкий провоцирует ряд негативных психоэмоциональных состояний (дистрессы, неврозы, профессиональное (эмоциональное) выгорание и т.д.).


Исходя из предмета нашего исследования и результатов анализа научной литературы, мы предлагаем авторскую модель психологической структуры коммуникативной компетентности заместителя командира соединения по ВПР (см. рис. 1).

 


Рис. 1. Психологическая структура коммуникативной компетентности.

 

Формирование коммуникативной компетентности у заместителя командира соединения по ВПР предполагает наличие определенных психологических знаний (например, в типах личности, сенсорных системах, вербальных и невербальных средствах коммуникации, формах эмоциональных переживаний и проявления стресса). Кроме того, важен его личный профессиональный опыт общения.


Среди практических умений можно выделить умения устанавливать контакт, рефлексивно слушать собеседника, психологически грамотно вести беседу, проводить первичную психодиагностику военнослужащего, понимать невербальный язык коммуникации. К коммуникативным навыкам заместителя командира соединения по ВПР отнесен контроль своих поведенческих реакций, навык коммуникативной толерантности, владение механизмами психологического воздействия, такими, как убеждение и внушение.


По мнению ряда ученых-психологов, структура коммуникативной компетентности состоит из следующих слагаемых:

эмоциональная – включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров;

когнитивная – связана с познанием партнера, включает способность предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми;

поведенческая – отражает способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п. [5, С. 177].


Успешные коммуникации между заместителем командира соединения по ВПР с субъектами и объектами социального взаимодействия повышают эффективность деятельности и ведут к достижению цели военно-политической работы в соединении, но главное – предохраняют субъект организации ВПР от негативных психогенных факторов и повышают профессионализм заместителя командира соединения по ВПР, что в конечном итоге способствует успеху его профессиональной деятельности.


Коммуникативная компетентность как элемент профессиональной характеристики заместителя командира соединения по ВПР проявляется, во-первых, как сложное взаимодействие должностного лица (субъекта организации ВПР) с профессиональной средой, а во-вторых, как согласованность возможностей специалиста в условиях его профессиональной деятельности с социальными потребностями воинского коллектива (военной организации). При этом можно предположить, что основные связи между коммуникационной компетентностью и профессиональной подготовленностью заместителя командира соединения по ВПР и ее реализации заложены в сущностных характеристиках самоактуализирующейся личности, в ее «мотивах роста» (термин введен Абрахамом Маслоу), в готовности реализовать свои способности и потенциал в профессиональной деятельности [10, С. 100].


В ходе исследования влияния коммуникативной компетентности заместителя командира соединения по ВПР на действенность управленческой деятельности нами было проведено анкетирование офицеров-слушателей структуры ВПР Военного университета на выявление профессионально важных личностных качеств. Результаты показали, что к ним относятся, прежде всего, общительность – 74%, эмоциональная привлекательность – 61%, психологическая гибкость – 58%, рефлексивность – 46%, эмпатичность – 44%, способность к сотрудничеству – 42%, инициативность в общении – 40%, культура мысли и речи – 36%.


Трудности коммуникативного характера, с которыми сталкивается в своей деятельности заместитель командира соединения по ВПР и которые негативно влияют на его профессиональное самочувствие, можно свести к минимуму, если будет уделяться должное внимание формированию и развитию их коммуникативной компетентности. Сформированность данного профессионального качества субъекта организации ВПР обусловливает успешность в профессиональной деятельности заместителя командира соединения по ВПР.


Таким образом, мы приходим к выводу, что коммуникативная компетентность является профессионально важным качеством заместителя командира соединения по ВПР, которое не только обуславливает эффективность его профессиональной деятельности, но и выступает важным фактором достижения успеха в решении задач военно-политической работы.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М: МГУ, 2006.
2. Картаполов А.В. Право первым подняться в атаку // Военно-промышленный курьер. № 35 (748). 2018 год. 11 сентября. С. 25.
3. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. М., Наука, 1981.
4. Маслоу А.Х. Самоактуалочарованные люди - исследование психологического здоровья (Мотивация и личность). Перевод А.М. Татлыбаевой., Спб.: Евразия, 1999. С. 77-105.
5. Приказ Министра образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 987. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Направление подготовки 56.04.09 Организация морально-психологического обеспечения.
6. Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: пер. с англ. М.: Когито-центр, 2002. 396 с.
7. Развитие профессиональной культуры субъекта труда: научно технологические основания. Монография. М: Изд-во СГУ, 2014.
8. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность / под ред. А.А. Козлова. М., 2005.
9. Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http: //www. consultant.ru /cons/cgi/online. cgi?req (дата обращения: 12.11.2018).

 

 

 

Манеев Игорь Валерьевич
кандидат философских наук
старший преподаватель кафедры морально-психологического обеспечения
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б.Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Maneyev Igor Valerievich
Candidate of Philosophical Sciences
Senior lecturer at the Department of Moral and Psychological Support
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Гузеев Владислав Анатольевич
слушатель факультета руководящего состава
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Guzeev Vladislav Anatolyevich
Military Student of the Staff Management Faculty
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ