ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ, ПОДРАЗДЕЛЕНИИ (ОРГАНЕ) РОСГВАРДИИ


THE EFFICIENCY INCREASING OF CRIME PREVENTION IN THE RUSSIAN GUARD'S UNIT OR DEPARTMENT (PART)


УДК 378

 

ВАЖНИЧИЙ Владимир Константинович
ЮДИН Иван Владимирович
кандидат педагогических наук

 

 

VAJNICHIY Vladimir Konstantinovich
YUDIN Ivan Vladimirovich
Candidate of Pedagogical Sciences

 

Аннотация. Статья анализирует профилактику правонарушений в Росгвардии. Автор предлагает механизм профилактики правонарушений среди военнослужащих и сотрудников воинских частей и подразделений Росгвардии.   Abstract. The article explores crime prevention in the Russian guard. The author proposes a mechanism of crime prevention among servicemen and employees of the Russian Guard?s military units and departments.

Ключевые слова: правонарушение, профилактика, военнослужащие.

  Keywords: crime, prevention, servicemen.

 

 

 

В настоящее время на государственном уровне вопросу профилактики правонарушений уделяется самое серьёзное внимание. Так 28 февраля 2019 года в ходе выступления на расширенном заседании коллегии МВД России Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин одним из важнейших приоритетов обозначил развитие системы профилактики правонарушений [4].


По официальным данным Министерства внутренних дел Российской Федерации за период с января по декабрь 2018 года в нашей стране зарегистрировано 1 миллион, 992 тыс. преступлений [6]. По сравнению с 2017 годом снижение на 3,3%, однако, в 27 субъектах Российской Федерации отмечен рост правонарушений. Данные негативные явления зарегистрированы и в войсках национальной гвардии Российской Федерации.


На основании вышеизложенного можно с уверенностью сказать, что вопрос профилактики правонарушений является актуальным как для государства, так и для Росгвардии.


Повышение эффективности работы должностных лиц по профилактике и предупреждению правонарушений среди военнослужащих и сотрудников является одной из основных задач МПО не только для войск национальной гвардии РФ, но и для МВД России [1, С. 25].


Данная задача решается во всех направлениях морально-психологического обеспечения, однако большее внимание профилактике правонарушений уделяется в работе по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка.


В ходе анализа руководящих документов можно выделить ряд причин, негативно влияющих на работу должностных по профилактике правонарушений:

- несвоевременное выявление должностными лицами военнослужащих (сотрудников), имеющих лично-семейные, материально-бытовые проблемы, склонных к противоправному поведению;

- формализм в организации и проведении мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, отсутствие эффективного взаимодействия с территориальными органами МВД России;

- низкий уровень профессиональной подготовки должностных лиц;

- упущения в организации индивидуальной воспитательной работы.


На основе результатов анализа нормативно-правовых актов, научной литературы, а также проведенного исследования, предлагается профилактику правонарушений в воинской части, подразделении (органе) Росгвардии проводить на основе комплексного подхода, используя следующий механизм:


1) Субъекты профилактики – должностные лица воинской части, подразделения (органа) Росгвардии, а также иные лица, участвующие в профилактических мероприятиях [3, С. 168].


2) Направления профилактики:

- диагностика различных отклонений в поведении военнослужащих (сотрудников);

- анализ причин и условий совершения правонарушений и их предупреждение;

- повышение уровня правовой грамотности военнослужащих (сотрудников);

- проведение мероприятий воспитательного воздействия;

- повседневная забота о быте, отдыхе, здоровье военнослужащих (сотрудников), обеспечение их социальной защищенности;

- организация взаимодействия по вопросам профилактики правонарушений;

- организация и контроль работы должностных лиц по профилактике правонарушений.


3) Формы и методы, используемые при реализации профилактических мероприятий.


4) Объект, на который направлены профилактические мероприятия, который в свою очередь подразделяется на коллективный (группа, подразделение, либо все военнослужащие и сотрудники воинской части (органа)) и индивидуальный (конкретный военнослужащий (сотрудник), в том числе, склонный к совершению правонарушения, либо, пострадавший от правонарушения или подверженный риску стать таковым) [2, С. 122].


5) Результат, который необходимо достичь в ходе профилактики правонарушений, а именно: снижение преступлений, административных проступков, совершаемых военнослужащими, сотрудниками, либо их отсутствие.


Не менее важную роль в данном механизме играет обратная связь результата с субъектом профилактики, при помощи которой осуществляется корректировка профилактических мероприятий.


В направления механизма профилактики правонарушений целесообразно включить следующие основные мероприятия:


I. В диагностике различных отклонений в поведении военнослужащих (сотрудников):


1) Медицинские и психологические обследования:

- при поступлении на службу;

- на учебном сборе;

- при переводе из другой воинской части, подразделения (органа);

- в течение службы (не менее 1 раза в год).


2) Изучение военнослужащих (сотрудников) должностными лицами воинской части, подразделения (органа):

- при поступлении на службу, переводе из другой воинской части, подразделения (органа);

- на учебном сборе;

- в течение службы (постоянно).


3) Получение данных о военнослужащих (сотрудниках) от субъектов за пределами воинской части (органа):

а) от родственников;

б) от подразделений, органов МВД России [1, С. 25];

в) от судов общей юрисдикции и обязательно военных судов;

г) от органов ФСБ РФ;

д) от учреждений здравоохранения;

е) от образовательных учреждений;

ё) из мест прошлой работы;

ж) от посещений мест проживания военнослужащих (сотрудников), общений с соседями;

з) от органов местного самоуправления;

и) из личных страничек в социальных сетях (Интернет) и др.


II. В анализе причин и условий совершения правонарушений и их предупреждении:


а) Изучение причин и условий совершения правонарушений:

- в масштабах государства;

- в масштабе Росгвардии;

- в масштабе оперативно-территориального объединения войск национальной гвардии РФ;

- в масштабе соединения, воинской части, подразделения (органа) войск национальной гвардии РФ.


б) Выявление изученных причин и условий совершения правонарушений во вверенном подразделении, воинской части (органе).

в) Профилактика и устранение выявленных причин.


III. Повышение уровня правовой грамотности военнослужащих (сотрудников) должно осуществляться путем:


а) Проведения занятий по морально-психологической подготовке.

б) Проведения занятий по правовой подготовке.

в) Проведения информирования.

г) Проведения групповых бесед.

д) Размещением правовой информации на стендах наглядной агитации.

е) Проведением правовых консультаций.

ж) Проведения занятий по вопросам права и законности на учебно-методических сборах различных категорий военнослужащих и сотрудников;

з) Проведения вечеров вопросов и ответов и др.


IV. Мероприятия воспитательного воздействия необходимо разделяться на:


а) Общие воспитательные мероприятия со всем личным составом.

б) Индивидуальную воспитательную работу, направленную на конкретного военнослужащего (сотрудника).


V. Повседневная забота о быте, отдыхе, здоровье военнослужащих (сотрудников), обеспечение их социальной защищенности должно включать:

а) Организацию культурно-досуговых и спортивно-массовых мероприятий с личным составом.

б) Оказание помощи военнослужащим (сотрудникам) в реализации социальных гарантий;

в) Контроль обеспечения личного состава положенными видами довольствия.

г) Контроль равномерного распределения служебной нагрузки и времени отдыха для личного состава.

д) Контроль размещения личного состава, согласно требований руководящих документов.

е) Контроль наличия и учета личного состава и др.


VI. Взаимодействие по вопросам профилактики правонарушений целесообразно организовывать [5]:


- с прокуратурами субъектов, районов, городов;

- с военными прокуратурами;

- со следственными органами Следственного комитета Российской Федерации;

- с военными следственными органами Следственного комитета Российской Федерации;

- с военными судами;

- с судами общей юрисдикции;

- с органами Министерства внутренних дел Российской Федерации;

- с органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

- с медицинскими учреждениями;

- с образовательными организациями;

- с общественными организациями;

- с кредитными организациями и др.


VII. Организация и контроль работы должностных лиц по профилактике правонарушений должна включать:


1. Принятие решения на организацию профилактики правонарушений.


2 остановку задач должностным лицам по организации профилактических мероприятий.


3. Планирование.


4. Подготовку должностных лиц к работе по профилактике правонарушений.


5. Мероприятия контроля и оказания помощи должностным лицам по профилактике правонарушений.


Контроль необходимо осуществлять одновременно по всем направлениям механизма профилактики правонарушений, что позволит выявлять слабые места и направления, которым необходимо будет уделять большее внимание.


Таким образом, повышение эффективности профилактики правонарушений в воинской части, подразделении (органе) Росгвардии может быть достигнуто применением комплексного подхода, включающего целенаправленную, систематическую, организованную работу должностных лиц по всем направлениям механизма профилактики правонарушений.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Дерешко Б.Ю. Историко-правовые аспекты становления и развития морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2017. № 3 (43). С. 24-29.
2. Кармаев А.Ю. Реализация метода убеждения в контексте комплексного подхода к воспитанию военнослужащих частей войск национальной гвардии Российской Федерации / А.Ю. Кармаев, Р.В. Мишин, И.В. Юдин // Образование Наука Научные кадры. 2017. № 2. С. 121-125.
3. Кармаев А.Ю. Персональный авторитет командира как специфическое условие реализации метода убеждения в воспитании военнослужащих / А.Ю. Кармаев, Р.В. Мишин, И.В. Юдин // Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 2. С. 167-170.
4. Расширенное заседание коллегии МВД России. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1aew.xn-p1ai/news/item/16024980/ (дата обращения: 24.02.2019).
5. Филимонов О.В. Теория и механизмы современного государственного управления // Практикум для слушателей Академии управления МВД России. М., 2018.
6. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2018 года. [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/reports/item/14696015 (дата обращения: 24.02.2019).

 

 

 

Важничий Владимир Константинович
слушатель факультета войск национальной гвардии
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Vajnichiy Vladimir Konstantinovich
Student of the National Guard Troops Faculty
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Юдин Иван Владимирович
кандидат педагогических наук
преподаватель кафедры морально-психологического обеспечения
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Yudin Ivan Vladimirovich
Candidate of Pedagogical Sciences
Lecturer at the Department of Moral and Psychological Support
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ