ВОИНСКИЙ И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ, ПРОБЛЕМЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


THE MILITARY AND THE SERVICE ETIQUETTE, PROBLEMS OF ITS FORMATION IN THE NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION


УДК 378

 

БЕРЕЗИН Александр Николаевич
МАРМАЗА Сергей Анатольевич
кандидат философских наук, доцент

 

 

BEREZIN Aleksandr Nikolaevich
MARMAZA Sergey Anatolievich
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor

 

Аннотация. Представлены проблемы и особенности формирования воинского и служебного этикета в войсках национальной гвардии Российской Федерации на современном этапе их реформирования.   Abstract. The article presents the problems and features of the formation of military and service etiquette among the troops of the National Guard of the Russian Federation at the present stage of their reform.

Ключевые слова: воинский этикет, служебный этикет, военнослужащие, сотрудники.

  Keywords: military etiquette, service etiquette, military, employee.

 

 

 

Для эффективной работы по формированию воинского и служебного этикета необходимо учитывать стоящие перед войсками национальной гвардии задачи и специфику всех категорий военнослужащих и сотрудников.


Анализ исторических, теоретических и правовых основ воинского и служебного этикета показал, что в разные этапы и периоды становления и развития, войска выполняли различные задачи.


Исходя из специфических задач войск, определенных в федеральном законе «О войсках национальной гвардии» [5], а также руководящих документах Росгвардии, выявлены особенности формирования воинского и служебного этикета у военнослужащих и сотрудников.


Состояние воинской и служебной дисциплины и правопорядка в войсках национальной гвардии Российской Федерации в 2018 году способствовало поддержанию постоянной боевой и мобилизационной готовности, эффективному выполнению возложенных на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации служебно-боевых задач. Снизилась преступность среди всех категорий военнослужащих в 2018 году, в их числе: на 24% (с 139 до 105) – среди офицеров, на 29% (с 83 до 59) – прапорщиков [3].


Несмотря на снижение показателей, важно продолжать целенаправленную воспитательную работу с офицерами и прапорщиками. При формировании воинского этикета у офицеров и прапорщиков основные усилия необходимо сосредотачивать на развитии чувства долга.


В «Очерках современного офицерского быта» Н. Бутовский излагает моральное кредо одного генерала. «Знаете, господа, – обращается генерал к молодым офицерам, – может быть, вам покажется странным, но я скажу прямо: я сторонник касты, конечно, не такой, как в древности, не замкнутой, не отчужденной от общества, но все-таки настоящей касты, которая бы увлекала человека всецело и бесповоротно... Нам нужен офицер, обожающий свой мундир, свой быт, все особенности военной службы с ее лишениями и обязанностями, – офицер, которого ни за какое жалованье нельзя было бы сманить ни в акциз, ни на железную дорогу, чтобы все это казалось ему скучным, неприветливым, совершенно чужим его сердцу» [1, С. 27].


Наглядным примером наличия высоких нравственных качеств служит подвиг офицера войск национальной гвардии полковника Серика Султангабиева, спасшего своего подчиненного от разрыва боевой гранаты. 25 сентября 2014 года, находясь на учебном полигоне своей воинской части, осуществляя личное руководство выполнением учебной задачи по метанию боевых гранат, полковник С. Султангабиев увидел, что выполнявший упражнение сержант выронил гранату с выдернутой чекой на дно окопа. Он вытолкнул сержанта из окопа и прикрыл упавшую гранату собой. Своими действиями офицер спас жизнь подчиненного. За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, Указом Президента Российской Федерации от 24.11.2014 г. № 731 полковнику Султангабиеву Серику Газисовичу присвоено звание Героя Российской Федерации.


Практика показывает, что особое внимание необходимо обращать на формирование чести, гордости за профессию и службу в войсках национальной гвардии. Ярким примером является подвиг лейтенанта полиции Магомеда Нурбагандова, сказавшего перед гибелью от рук бандитов: «Работайте, братья!». 9 июля 2016 года Магомед с родственниками отдыхал в лесу недалеко от села Сергокала. Утром к их палатке подошли пять вооружённых человек и в грубой форме стали будить отдыхающих. Узнав, что Нурбагандов является действующим сотрудником полиции, нападавшие затолкали его в багажник машины, а затем, отъехав на некоторое расстояние от зоны отдыха, застрелили. Нападавшие, называвшие себя рекрутами «Исламского государства», снимали всё происходящее на камеру мобильного телефона и впоследствии загрузили видеоролик на один из экстремистских сайтов. Перед убийством Магомеда принуждали призвать своих коллег уйти с работы, но он, наоборот, сказал о том, чтобы они продолжили свою работу. За мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга, Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2016 г. № 486 лейтенанту полиции Нурбагандову Магомеду Нурбагандовичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).


Основными формами работы по привитию офицерам и прапорщикам моральных и нравственных качеств, как атрибутов воинского этикета, являются формы работы, популяризирующие положительный образ современника. К ним относятся: вечер-портрет, встреча с героической личностью, день памяти, день воинской части, дни профессий [4], юбилеи, обряды, торжественные чествования отличившихся военнослужащих. Все эти формы работы несут большой воспитательно-эмоциональный заряд, утверждают понятия о чести, гордости за профессию и службу в войсках национальной гвардии, укрепляют боевые традиции и связь поколений.


К примеру, в войсках национальной гвардии 2018 год был объявлен годом памяти начальника главного управления внутренних войск МВД СССР – начальника внутренних войск генерала армии И.С. Яковлева. В этот период в войсках во всех подразделениях и организациях был проведен комплекс воспитательных мероприятий, включающий занятия по морально-психологической подготовке, информирования, тематические утренники, вечера-портреты, вечера памяти, концерты и другие мероприятия, посвященные памяти этого выдающегося военачальника.


Поэтому формирование воинского этикета у офицеров и прапорщиков войск национальной гвардии необходимо для:


• овладения ими механизмом воздействия этикетного поведения на укрепление воинской дисциплины, оптимизации взаимоотношений между военнослужащими;

• исполнения гражданского и профессионального долга, руководствуясь принципами законности и патриотизма;

• способности управлять многонациональным воинским коллективом, сотрудничать с коллегами из других силовых ведомств;

• совершенствования приемов и способов обучения военнослужащих нормам воинского этикета;

• умения осуществлять анализ этикетного поведения военнослужащих и его влияния на служебную деятельность.


Анализ руководящих документов показал, что при формировании воинского этикета у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов, основные усилия необходимо сосредотачивать на личной ответственности за выполнение воинского долга, требований законодательства Российской Федерации; высокой дисциплинированности и личной примерности в выполнении должностных обязанностей, готовности к выполнению приказа командира (начальника).


В 2018 году на 8% (с 226 до 208) сократилось количество преступлений среди военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов [3]. Однако уровень преступности среди данной категории военнослужащих остается достаточно высоким.


В связи с этим, при формировании воинского этикета у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов, необходимо использовать разнообразные формы, методы, силы и средства работы. Важно эффективнее использовать возможности инфраструктуры по месту дислокации воинских частей и подразделений, организовывать взаимодействие, планирование и координацию работы с творческими союзами и объединениями, деятелями культуры и искусства в субъектах Российской Федерации.


Наиболее эффективными формами работы с военнослужащими данной категории, являются мероприятия, активизирующие личность военнослужащих. К ним относятся: лекция-диспут, практическое занятие, смотр-конкурс, которые рассчитаны на эмоциональный подъем военнослужащих, развитие у них активной ориентации в выборе точки зрения. Например, практическое занятие на тему: «Речевой этикет военнослужащего» в ходе которого изучаются нормы речевого этикета военнослужащих, изложенных в общевоинских уставах, и отрабатываются команды, обращение, доклады, представления, ответы.


В связи с чем, учитывая важность контрактного способа комплектования войск, специфику должностных обязанностей военнослужащих по контракту, важно проводить работу:

- по систематизации и углублению знаний о сущности этикетных норм, специфике их функционирования в войсках национальной гвардии;

- по привитию сержантскому составу умения контролировать этикетное поведение подчиненных военнослужащих в процессе повседневной деятельности как в расположении подразделения, так и в общественных местах.


Проведенный автором анализ показал, что в 2018 году в войсках национальной гвардии на 25% (с 62 до 47) снизилась преступность среди военнослужащих, проходящих военную службу по призыву [3]. Исходя из этого, при формировании воинского этикета у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву основные усилия необходимо сосредотачивать на высокой мотивации и осознанного отношения к службе, готовности к выполнению служебно-боевых задач, вооруженной защите Российской Федерации, верности присяге, готовности выполнить приказ командира (начальника); высокой дисциплинированности и законопослушного поведения, уважительного отношения к сослуживцам, войскового товарищества.


Для военнослужащего по призыву важно знать содержание воинского этикета и уметь выполнять нормы и правила в различных видах служебной деятельности. К ним в первую очередь относятся форма одежды, знаки различия, награды, оружие, снаряжение. Если они содержатся в порядке, то военнослужащий чувствует себя увереннее. «Красота одежды военной состоит в равенстве и в соответствии вещей с их употреблением», – говорил видный русский военачальник Г.А. Потемкин [2, С. 43].


Практика показывает, что важными задачами формирования воинского этикета у военнослужащих по призыву являются:


• формирование способности находить положительное решение в конфликтных ситуациях;

• формирование у военнослужащих культуры общения и поведения;

• формирование товарищеских взаимоотношений и уважения к сослуживцам;

• развитие чувства войскового товарищества, честности и взаимопомощи;

• формирование умения адекватно оценивать и выражать собственное отношение к своим поступкам и поступкам своих товарищей.


Специфической особенностью природы воинского этикета является тесная взаимосвязь нравственной и эстетической сторон, имеющая правовую основу. Если для гражданского человека выполнение норм этикета в обществе является желательной моральной нормой, то для молодого солдата становится нормативным требованием, ибо нормы этикета законодательно закреплены в общевоинских уставах.


Основными формами работы по обучению военнослужащих по призыву нормам и правилам воинского этикета, являются: день дисциплины, беседа, экскурсия, урок мужества, вечер вопросов и ответов, тематическая выставка, викторина, тематический утренник и другие.


Анализ научно-педагогической литературы позволил выделить группу форм работы, направленных на профилактику негативных явлений в подразделениях. К ним относятся: радиогазета, киноклуб, диспут, КВН, окно сатиры, световая газета, фотофакт.


Практика войск показывает, что добрая шутка, сатира, а иногда и серьезная критика в адрес нерадивого отношения к делу, поведения конкретного человека всегда помогала главному – воспитанию военнослужащего, укреплению его дисциплинированности. Приведенные формы, направленные на борьбу с негативными сторонами, должны умело сочетаться с направлениями морально-психологического обеспечения в подразделении.


Исходя из учета социально-психологических особенностей, недостаточного опыта военной службы у военнослужащих по призыву необходимо формировать высокие морально-психологические и личностные качества, активную гражданскую и жизненную позиции, чувство патриотизма.


Важно учить молодых военнослужащих правильно воспринимать социальные и культурные различия, быть толерантным к социально-культурным, конфессиональным и национально-психологическим различиям, уметь проявлять нормы этикета в различных видах служебной деятельности.


Анализ руководящих документов показал, что в 2018 году в 1,5 раза возросло количество преступлений, совершенных сотрудниками и лицами гражданского персонала войск национальной гвардии (с 84 до 130) [3]. Это связано с недостатком опыта воспитательной работы с данной категорией. В настоящее время продолжается работа по изучению их социально-психологических особенностей, наработка психологических и педагогических методов воспитания, выработка методологических концепций.


При формировании служебного этикета у сотрудников основные усилия необходимо сосредотачивать на благоприятном социально-психологическом климате в служебных коллективах, рационального использования форм морального и материального стимулирования труда; компетентности сотрудников, практических навыков и умений профессионально-грамотного общения с гражданами при исполнении служебных обязанностей и вне службы.


Понимая важность формирования профессиональных качеств сотрудников, основными формами привития сотрудникам норм и правил служебного этикета являются формы информационного, просветительного и познавательного характера. Они должны быть различными по количеству участников: индивидуальные, групповые и массовые. Целесообразно готовить и проводить как кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов), традиционные (регулярно повторяющиеся), так и продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель) мероприятия.


Исходя из специфических задач, выполняемых сотрудниками необходимо применять наиболее мобильные, доступные, не требующие больших материальных и людских затрат формы работы. К ним относятся: беседа, вечера вопросов и ответов по проблематике служебного этикета, рассказ, радиогазета, киножурнал, день информации, экскурсии, диспуты, общее собрание, день памяти, день организации, праздничный день.


Таким образом, исходя из проведенного анализа, выявлены следующие основные особенности формирования воинского и служебного этикета в войсках национальной гвардии Российской Федерации:


• воинский и служебный этикет, в отличие от общегражданского этикета, носит законодательный характер, а его формирование представляет собой комплекс систематических и взаимосвязанных организационных, воспитательных, психологических и культурно-досуговых мероприятий, осуществляемых должностными лицами войск;

• различные требования законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Директора Росгвардии регламентируют нормы и правила воинского и служебного этикета военнослужащих и сотрудников;

• в связи с тем, что войска национальной гвардии состоят из различных категорий военнослужащих и сотрудников, необходимо обеспечить дифференцированность и непрерывность формирования воинского и служебного этикета, а также сочетание мер коллективного и индивидуального воздействия, направленного на всестороннее нравственное, духовное и эстетическое развитие в процессе военной службы (службы), с учетом их уровня образования, национальных особенностей и отношения к религии; важно также учитывать в каждой категории военнослужащих и сотрудников их возрастные особенности, служебный опыт и уровень освоения ими должностных обязанностей;

• формирование воинского и служебного этикета в войсках зависит от специфических задач, выполняемых военнослужащими и сотрудниками;

• необходимость учета традиционных культурных ценностей, национального менталитета местного населения, обусловленных исторически сложившимися отношениями и современным состоянием этих взаимоотношений при организации взаимодействия в местах дислокации войск;

• ограниченность служебного времени для проведения мероприятий по формированию служебного этикета с сотрудниками территориальных органов.


Таким образом воинский и служебный этикет влияет на все стороны жизнедеятельности войск национальной гвардии, способствует предотвращению неуставных взаимоотношений, содействует развитию и улучшению межнационального общения, мобилизует военнослужащих и сотрудников на качественное выполнение служебных обязанностей.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Бутовский Н. Очерки современного офицерского быта. СПб. 1899.
2. Военный собеседник // Сборник рассказов и статей военного содержания. СПб. 1910.
3. Приказ Росгвардии от 8.11.2017 г. № 472 «Об объявлении дней создания подразделений (служб)».
4. Обзор о состоянии воинской и служебной дисциплины и правопорядка в войсках национальной гвардии Российской Федерации в 2018 году (Приложение к распоряжению от 4.02.2019 г. № 1/991 «О мерах по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка в войсках национальной гвардии Российской Федерации в 2019 году»).
5. Федеральный закон Российской Федерации от 3.07.2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

 

 

 

Березин Александр Николаевич
слушатель факультета войск национальной гвардии
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Berezin Aleksandr Nikolaevich
Student of the National Guard Troops Faculty
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Мармаза Сергей Анатольевич
кандидат философских наук, доцент
доцент кафедры морально-психологического обеспечения
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Marmaza Sergey Anatolevich
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor
Associate Professor at the Department of Moral and Psychological Support
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ